Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;

-познакомиться с главными составляющими банковской системы;

-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

-рассказать о перспективах развития системы.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………………………4

1. Банковская система…………………………………………………………6

1.1. Общая характеристика банковских систем……………………………6

1.2. История банковской системы РБ………………………………………..9

2. Особенности банковской системы РБ…………………………………….12

2.1.Структура банковской системы РБ……………………………………...12

2.2. Работа банков по привлечению денежных средств населения и расширение спектра розничных банковских услуг………………………..18

3. Стабильность и развитие банковской системы РБ.…………………....25

3.1. Банковский надзор, как регулятор стабильности банковской

системы………………………………………………………………………….25

3.2. Основные направления развития банковского сектора……………..28

Заключение……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ДКБ 10г..doc

— 317.50 Кб (Скачать)
l>
  1. Банковский надзор, как регулятор стабильности банковской системы

      В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в основных чертах соответствующая мировым стандартам. Она включает стадии регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно–финансовых организаций (далее – банки), осуществления дистанционного надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер надзорного реагирования к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.

    Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.

    Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков банков.

      В соответствии с Концепцией развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 31 января 2003 г. № 19 и определяющей национальную стратегию развития банковского надзора на среднесрочную перспективу, главной стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово–устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа официально представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности, ликвидности и надежности банков;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.

      Банковским кодексом Республики Беларусь закреплены права и полномочия Национального банка, позволяющие осуществлять пруденциальное регулирование деятельности банков.

      Сформировалась система основанных на мировом опыте и рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору пруденциальных требований к банкам. Данная система включает следующие основные требования:

    • достаточности капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (до 2005 года учитывался, в основном, кредитный риск);
    • управления ликвидностью, включая согласование требований и обязательств банка по срокам размещения и привлечения, а также требования к структуре активов банка по уровню ликвидности;
    • ограничения крупных кредитных рисков, включая ограничения риска на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов, на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, а также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
    • создания резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, а также резервов под обесценение ценных бумаг и ряд других.

        Основу отношений Национального банка с банками в направлении повышения устойчивости банковской системы, как и ранее, составляют формирование нормативной базы, регламентирующей деятельность банков, и совершенствование надзора и контроля за их функционированием.

        Центральным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование проверенным мировой практикой принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору.

  Организационное обеспечение банковского надзора

       Национальном банке реализация функций надзорного органа возложена на Главное управление банковского надзора и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений Национального банка.(см. рис.- 3 ) На постоянной основе действует Комитет по обеспечению стабильности банковской системы, являющийся коллегиальным органом, обеспечивающим выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам развития банковской системы в части:

  • совершенствования нормативно–правовой базы в области банковского надзора и валютного регулирования;
  • поддержания стабильности банковской системы и разработки мер защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.

        Решения Комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.

      Основными направлениями развития банковского  надзора в 2006 – 2010 годах являются:

1) внедрение  содержательного надзора, ориентированного  на оценку и ограничение рисков, посредством:

-оптимизации  пруденциальной отчетности, максимального  ее приближения к внутрибанковской  управленческой отчетности, позволяющей  осуществлять не только количественный, но и качественный анализ параметров  рисков и управления ими;

-совершенствования системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;

-повышения  роли профессионального суждения  специалистов Национального банка  при оценке финансового состояния  и перспектив функционирования  банков (в рамках осуществления  дистанционного надзора и проверок банков), а также при принятии решений о дальнейших надзорных действиях по отношению к каждому конкретному банку (частота и объем дальнейших проверок, применение мер воздействия и т.д.);

2) внедрение  консолидированного надзора за  деятельностью банковских групп и банковских холдингов на основе консолидированной отчетности, повышение внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;

3) повышение  требований по допуску на рынок банковских услуг, в том числе:

-к прозрачности  структуры собственности банков, к деловой репутации крупных  учредителей (участников) банков;

-к бизнес-планам  создаваемых банков, включая порядок  их составления и оценку;

-к качеству  корпоративного управления. В частности, к деловой репутации руководителей, членов наблюдательных советов (советов директоров), качеству стратегического планирования, развитию систем управления рисками и систем внутреннего контроля банков. 

3.2. Основные  направления развития банковского сектора 

      Основными направлениями развития банковского  сектора в 2006 – 2010 годах являются:

- совершенствование  организационно-правового обеспечения  банковской деятельности, усиление  роли государства в повышении  эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества;

- увеличение  ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

- обеспечение  стабильности функционирования  банковского сектора за счет  оптимизации структуры активов  и пассивов и улучшения их качества;

- совершенствование  внутрибанковских систем управления  рисками, а также регулирующего  воздействия банковского надзора;

- рост  объемов, расширение состава и  повышение качества услуг, предоставляемых  банками клиентам из нефинансового  сектора, а также населению;

- повышение  уровня организации деятельности  банков на основе развития  информационных технологий, совершенствования  платежной системы и безналичных  расчетов, стандартов учета и  отчетности, профессиональной подготовки  кадров.

      Достижение  данных целей, решение задач и реализация направлений развития банковского сектора будут содействовать успешному выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, и реализации определенных ею приоритетов: повышение уровня и качества жизни населения, инновационное развитие экономики, наращивание экспортного потенциала страны, развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, развитие малых и средних городов.

      В то же время достижение стратегических целей и решение задач развития банковского сектора в определяющей степени зависят от создания соответствующих  макроэкономических условий, достижение которых предусматривается Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. 

  Развитие платежной  системы  и безналичных  расчётов РБ.

      В укреплении и совершенствовании  банковской системы существенное значение имеет развитие платежной системы государства, осуществляемое в соответствии с мировыми тенденциями, по следующим целевым направлениям:

- обеспечение  эффективного, надежного и безопасного  функционирования национальной  платежной системы;

- полное  приведение национальной платежной  системы в соответствие с ключевыми  принципами для системно значимых  платежных систем, разработанными  Комитетом по платежным и расчетным  системам Банка международных  расчетов (Базель, Швейцария), которые  признаны мировым банковским сообществом в качестве минимальных стандартов в области построения высокоэффективных платежных систем;

- развитие  системы безналичных расчетов  по розничным платежам на основе  электронных платежных инструментов  с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте;

- совершенствование  организационных и функциональных  возможностей национальной платежной  системы с учетом необходимости  ее интегрирования в международные  системы расчетов в целях реализации  внешнеэкономических задач страны.

      Достижение  этих направлений развития платежной  системы будет осуществляться, главным  образом, путем:

- совершенствования  законодательства, регулирующего функционирование  национальной платежной системы;

- усиления  роли Национального банка как органа надзора за платежной системой;

- повышения  экономической и эксплуатационной  эффективности компонентов инфраструктуры  платежной системы;

- углубления  анализа и мониторинга состояния  АС МБР;

- продолжения  работ по совершенствованию программно-технической инфраструктуры АС МБР в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий;

- повышения  производительности и пропускной  способности функциональных компонентов  АС МБР при минимизации всех  видов рисков;

- расширения сферы применения электронного документооборота в платежной системе на базе реализации мероприятий по стандартизации и унификации форматов электронных документов;

- повышения  уровня надежности технических  комплексов и безопасности функционирования  платежной системы;

- внедрения  в платежной системе новых  технологий управления платежами  на базе ускорения получения  информации о состоянии корреспондентского  счета и очередей платежей;

- завершения  формирования на территории Республики  Беларусь единого расчетного и информационного пространства, создания условий для расширения границ расчетного обслуживания граждан по принципу ”одно окно“;

- развития  национальной системы расчетов  по розничным платежам и доведение  доли безналичного денежного  оборота в сфере розничной торговли и услуг до 30 процентов к концу 2010 года;

Информация о работе Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь