Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:06, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о перспективах развития системы.
Реферат…………………………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………4
1. Банковская система…………………………………………………………6
1.1. Общая характеристика банковских систем……………………………6
1.2. История банковской системы РБ………………………………………..9
2. Особенности банковской системы РБ…………………………………….12
2.1.Структура банковской системы РБ……………………………………...12
2.2. Работа банков по привлечению денежных средств населения и расширение спектра розничных банковских услуг………………………..18
3. Стабильность и развитие банковской системы РБ.…………………....25
3.1. Банковский надзор, как регулятор стабильности банковской
системы………………………………………………………………………….25
3.2. Основные направления развития банковского сектора……………..28
Заключение……………………………………………………………………..32
Кредитование
Одной из самых востребованных населением банковских услуг является кредитование. Значительной частью банков кредитование физических лиц определено в качестве приоритетного направления в области активных банковских операций.
Объем
кредитной задолженности
В среднем на одного жителя республики на 01.07.2010 приходилось 1 935,7 тыс. рублей кредитной задолженности или 641,4 доллара США в эквиваленте, тогда как на 01.01.2010 – 1 649,67 тыс. рублей или 576,2 доллара США.
При
этом кредитная задолженность
Общий объем кредитной задолженности населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валютах) с начала года увеличился на 42,1 млрд. рублей или на 0,8 процента и на 01.07.2010 составил 5 602,5 млрд. рублей. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на 01.07.2010 составил 30,5 процента против 34,8 процента на 01.01.2010. (см. диаграмма № 4).
Банками предлагаются различные кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс–кредиты), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек. Расширяется перечень предлагаемых банками видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей.
Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, по месту жительства граждан. Оказание кредитных услуг сельским жителям в агрогородках, где имеются отделения банка, производится кредитными работниками или сотрудниками отделений. В агрогородках, где не имеется отделений банка, созданы условия (уголки кредитополучателей) для оказания кредитными работниками консультационных услуг, оформления и подписания необходимых для получения кредита документов.
ОАО "Белагропромбанк" в целях сокращения
сроков рассмотрения вопроса о предоставлении
кредитных услуг частным клиентам разработан
новый кредитный продукт на базе неперсонифицированных
пластиковых карт Visa Instant. Во втором квартале
2010 г. банк приступил к приему пакетов
документов для оказания кредитной поддержки
личным подсобным хозяйствам в рамках
Указа Президента Республики Беларусь
от 14 июня 2010 года № 302 "О предоставлении
кредитов гражданам, осуществляющим ведение
личных подсобных хозяйств".
Пластиковые карточки. Безналичные расчеты
Действующая
в республике система безналичных
расчетов позволяет клиентам банков
осуществлять расчеты с использованием
различных платежных
Одним из самых популярных платежных инструментов является банковская пластиковая карточка. В настоящее время 24 банка Республики Беларусь эмитируют банковские пластиковые карточки внутренних и международных платежных систем. Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 июля 2010 г. составило 8 437,7 тыс., в том числе 2 468,1 тыс. карточек системы "БелКарт", 5 969,0 тыс. карточек международных систем расчетов, 105 карточек внутренних частных систем расчетов и 408 карточек международных частных систем расчетов. В Республике Беларусь установлено 2 848 банкоматов, 3 213 инфокиосков и 85 импринтеров. Оснащено 14 577 организаций торговли (сервиса) 23 594 платежными терминалами.
Продолжается развитие банковских продуктов и услуг с использованием банковских пластиковых карточек. Набор фактически предоставляемых тем или иным банком держателям пластиковых карт услуг зависит от степени технической оснащенности и проводимой банком политики на этом сегменте рынка. В настоящее время банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет–провайдеров, телевизионных каналов и другие услуги через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны и др.
В отчетном периоде 2010 года в целях снижения при совершении операций с пластиковыми карточками доли наличного оборота наряду с эмиссией пластиковых карточек банками проводится работа, направленная на дальнейшую реализацию зарплатных проектов, расширение спектра услуг, оказываемых держателям банковских пластиковых карточек, а также развитие инфраструктуры по их обслуживанию.
Банки приняли активное участие в формировании единого расчетного и информационного пространства (далее – ЕРИП). В настоящее время 28 банков являются его расчетными агентами. В рамках ЕРИП принимаются платежи, осуществляемые посредством банковских пластиковых карточек. Банковской системой проведена значительная работа по формированию информационно–справочной базы ЕРИП, внедрению технологии единого лицевого счета и организации взаимодействия с поставщиками услуг.
Активно развиваются системы платежей с использованием электронных денег "Easy Pay", "WebMoney", "Берлио".
Продолжает успешно развиваться и система электронных денег "Берлио". В настоящее время агентами по распространению электронных денег в расчетах являются практически все операторы топливного рынка Республики Беларусь. В качестве средства платежа принимают электронные деньги свыше 1250 предприятий торговли и сервиса, как на территории республики, так и в России, Украине, Германии, Чехии, Польше. В их числе автозаправочные станции, станции техобслуживания, пункты дорожных сборов, магазины, пункты общественного питания.
Население активно пользуется услугами по осуществлению срочных переводов через международные частные платежные системы: Western Union, Money Gram, Migom, PrivatMoney, "BLIZKO", БЛИЦ, Золотая Корона, Сontact, Анелик, Юнистрим.
Наряду с международными банковскими переводами банками осуществляются внутриреспубликанские переводы через такие платежные системы, как "Хуткiе грошы", "Мигом Беларусь", "Стриж" и т.п., внутрибанковские системы мгновенных переводов. Участниками той или иной платежной системы становится все большее количество банков, расширяется сеть пунктов приема–выдачи платежей по таким системам.
Развитие комплексного обслуживания населения в отчетном периоде продолжилось посредством реализации принципа "одного окна", заключающегося в возможности для клиента, обратившись в одно учреждение банка, по максимуму удовлетворить свои потребности в банковских услугах с минимальными затратами времени.
За
счет внедрения программного обеспечения
по централизации базы данных клиентов
– физических лиц банки предоставляли
своим клиентам возможность производить
операции по своим счетам (в пределах одного
банка) вне зависимости от территориальной
принадлежности счета (ОАО "АСБ Беларусбанк",
ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС
– Банк", ОАО "Банк Москва–Минск"
и другие).
Иные банковские услуги для физических лиц
В I полугодии 2010 г. продолжилось развитие такого направления розничного банковского бизнеса, как операции покупки–продажи мерных слитков золота, серебра и платины, памятных и юбилейных монет Национального банка. По состоянию на 1 июля 2010 г. право на совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями имело десять банков: ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БПС–Банк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Трастбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белорусский Индустриальный Банк", ЗАО "БелСвиссБанк".
Банки совершают валютно–обменные операции с участием физических лиц, предлагают услуги депозитарного обслуживания по учету ценных бумаг, хранению документов и ценностей в индивидуальных сейфовых ячейках.
Так, ОАО "Белинвестбанк" предлагает физическим лицам услуги по представлению депозитарных ячеек для хранения ценностей. По состоянию на 1 июля 2010 г. в системе банка имеется 706 депозитарных ячеек в 7 филиалах и отделениях банка, из них используются 264 шт. (37%). Спрос на услугу по предоставлению сейфов (ячеек) для хранения ценностей преобладает в г. Минске.
В
дополнение к вышеуказанным услугам
банки предлагают и другие, в частности,
посреднические услуги по реализации
билетов различных видов
Одним
из новых и перспективных
Качество предоставляемых услуг
Уделяя большое внимание качеству обслуживания клиентов, банки постоянно проводят мероприятия по совершенствованию форм и методов обслуживания. Для достижения максимального удобства населения, банки изменяют графики работы своих подразделений, организовывая обслуживание физических лиц в продленном режиме, в выходные и праздничные дни. Для регулирования потока клиентов и избежания очередей во многих банках внедряется система "Электронная очередь", которая позволяет контролировать поток посетителей, регулировать нагрузку работников банка и вести статистический учет приема каждого посетителя, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
Во многих банках созданы и действуют Call–центры, специали-зирующиеся на обслуживании клиентов по телефону. По информации банков, центры укомплектованы подготовленными высококвалифицированными операторами банка, которые предоставляют клиенту необходимую информацию по различным вопросам банковского обслуживания: справочную информацию, консультации по оформлению всех видов кредитов для физических лиц, информацию по депозитам, по порядку открытия счетов, переводам, а также о перечне совершаемых банком операций.
Качественно изменяется технология обслуживания физических лиц, появляются новые банковские услуги.
Так, в ОАО "АСБ Беларусбанк" расширена централизованная информационно–справочная деятельность банка с использованием корпоративного веб–сайта, посредством которого размещаются ответы на поступившие по электронной почте вопросы граждан. Для удобства населения на веб–сайте банка размещены калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму дохода по конкретному депозиту, а также сумму кредита в зависимости от уровня среднемесячного дохода. Такие возможности предоставляются пользователям и на веб–сайтах других банков.
Банками осуществляется комплекс мероприятий по улучшению качества информационного обеспечения клиентов. Реклама розничных банковских продуктов размещается в республиканских и региональных печатных изданиях, на Интернет–порталах, транслируется на радиостанциях и телевизионных каналах. Многочисленными тиражами издаются и распространяются рекламно–информационные буклеты, брошюры и листовки, электронные CD–презентации по розничному бизнесу.
Повысилась активность использования современных информационно–справочных форм и методов донесения информации до клиентов (звуковые объявления в транспорте и информационных службах рынков города, размещение модулей в плакат–газетах на транспорте, в сети плазменных телевизоров (экранов) на станциях Минского метрополитена и т.п.
Банками систематически изучается потребность населения в банковских продуктах, удовлетворенность уровнем и культурой обслуживания посредством периодического анкетирования, рассмотрения обращений клиентов, организации работы подразделений с жалобами клиентов, а также проведения конкурсов на звание лучшего работника.
Стабильность и развитие банковской системы Республики Беларусь
Информация о работе Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь