Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;

-познакомиться с главными составляющими банковской системы;

-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;

-рассказать о перспективах развития системы.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………………………4

1. Банковская система…………………………………………………………6

1.1. Общая характеристика банковских систем……………………………6

1.2. История банковской системы РБ………………………………………..9

2. Особенности банковской системы РБ…………………………………….12

2.1.Структура банковской системы РБ……………………………………...12

2.2. Работа банков по привлечению денежных средств населения и расширение спектра розничных банковских услуг………………………..18

3. Стабильность и развитие банковской системы РБ.…………………....25

3.1. Банковский надзор, как регулятор стабильности банковской

системы………………………………………………………………………….25

3.2. Основные направления развития банковского сектора……………..28

Заключение……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ДКБ 10г..doc

— 317.50 Кб (Скачать)
">      Также выделяют рыночную и централизованную банковские системы. Централизованная система существовала в условиях плановой экономики и характеризовалась:

– во-первых, государственной собственностью на банки и монополией государства на банковскую деятельность;

– во-вторых, наличием одного или нескольких государственных  банков со множеством отделений, которые  выполняли одновременно функции  и центрального и коммерческих банков (по этой причине такие системы часто относят к одноуровневым).

  Второй уровень банковской системы – коммерческие банки.

      По  территории деятельности банки делят  на национальные и международные. Национальные банки – это центральный банк и коммерческие банки конкретного государства. Сфера действия международных банков гораздо шире. Обычно это крупные банки или банковские группы, которые ориентируются не только на получение прибыли, но и содействуют экономическому развитию стран мира, сотрудничеству их центральных и коммерческих банков и т.д. (например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития).

      Банки могут быть государственными, с долей  государственного капитала либо частными. Частный капитал может быть отечественным  или иностранным. Возможно также существование полностью иностранных банков.

      Банки могут создаваться в виде открытого  или закрытого акционерного общества, а также в виде унитарного предприятия . В зависимости от того, предприятия какой отрасли банки преимущественно обслуживают, выделяют агропромышленные банки, строительные, торговые и т.д.

      Кроме того, банки бывают универсальными и специализированными. Универсальные банки обычно осуществляют все виды банковских операций, работают со всеми категориями физических и юридических лиц. Специализированные – ориентируются на определенные отрасли, определенные категории клиентов, либо на отдельные виды операций.  
 
 
 

1.2.История  банковской системы Республики  Беларусь

      После Октябрьской революции филиалы  действовавших в Беларуси частных  банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.

      В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы бщесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

В целях  концентрации свободных средств  для кредитования нужд сельского  хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, Гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.

      Решить  эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому  с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

      В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы  с филиалами госбанка СССР, Промбанка  СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.

      В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.

      Одной из важнейших функций государственной  банковской системы, в том числе  и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации  денежного обращения. В этом плане  значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.

      Вскоре  после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая  перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных  связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

      Крупная реорганизация банковской системы  была произведена и в 1987 году. Учреждены  белорусские республиканские банки  со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые  действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением  Беларусью самостоятельности. В  декабре 1990 года приняты Законы "О  Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

      Сегодня денежно-кредитная политика Беларуси – это единая составляющая всей социально-экономической политики государства, важнейшая цель которой заключается в неукоснительном повышении уровня жизни народа, обеспечении социальной стабильности. В ходе реализации этой политики в 2000 году был осуществлен переход к единому курсу белорусского рубля. В 2001 году Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, а это означает, что белорусский рубль стал конвертируемой валютой по текущим операциям.

      Темп  девальвации национальной валюты последовательно  снижался. Если в 2001 году он составлял 33,9 процента, то в 2003 – 12,3 процента. При  этом курсообразование осуществлялось на рыночной основе путем спроса и предложения. Растет и доверие к национальной валюте. Об этом свидетельствует постоянное увеличение вкладов населения. Банковской системой было оказана необходимая кредитная поддержка экономике, обеспечено стабильное проведение платежей и полная сохранность денежных средств клиентов. А проводимая Национальным банком процентная политика была направлена на постепенное снижение процентных ставок по кредитам. Все это сформировало необходимые условия для снижения в стране инфляции, продолжения экономического роста, повышения инвестиционной активности.

      В целом же 2003 год стал рекордным  по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую банковскую систему.

      В последние годы белорусская банковская система, которая развивается в  соответствии с утвержденной Главой государства Концепцией на 2001-2010 годы, значительно увеличила свой финансовый потенциал. Только за последние три года ее собственный капитал увеличился в валютном эквиваленте в 2,3 раза (с около 350 млн. до 800 млн. евро). Сформирована современная платежная система, совершенствуется банковский надзор, решается ряд других вопросов.

      Несмотря  на все положительные стороны  надо обратить внимание на неиспользованные резервы. Предстоит многое сделать, отметил он, чтобы сократить разрыв между уровнем жизни в Беларуси и странах Европы. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   2.1. Структура банковской системы Республики Беларусь

  Белорусская банковская система – двухуровневая.

Первый  уровень системы (Центральный банк) – это Национальный банк Республики Беларусь.

      Национальный  банк — центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

      Национальный  банк является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение  эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Национальный  банк выполняет следующие функции:

• разрабатывает  Основные направления денежно–кредитной  политики Республики Беларусь и совместно  с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно–кредитной  политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

• осуществляет эмиссию денег;

• регулирует денежное обращение;

• регулирует кредитные отношения;

• организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

• является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;  
• осуществляет валютное регулирование;

• организует и осуществляет валютный контроль как  непосредственно, так и через  уполномоченные банки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального  банка;

• осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

• осуществляет лицензирование банковской деятельности;

• регулирует деятельность банков и небанковских кредитно–финансовых организаций  по ее безопасному и ликвидному осуществлению  и проводит надзор за ней;

• определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

• осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального  банка;

• организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен  в Уставе Национального банка

• осуществляет методологическое руководство бухгалтерским  учетом и финансовой отчетностью  в банковской системе, разрабатывает  и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для  Национального банка, банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

• устанавливает  для банков и небанковских кредитно–финансовых  организаций порядок составления  статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством  Республики Беларусь;

Информация о работе Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь