Параметры макроэкономического развития в 2008году

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Национальным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.39 Кб (Скачать)

 Когда банк берет ссуду, он  переводит РРС выписанное на  себя долговое обязательство,  обычно обеспеченное государственными  ценными бумагами. При возвращении  ссуды РРС взыскивает процентные  платежи, размер которых определяется  процентной ставкой.     

Давая ссуду, РРС увеличивает резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность  к кредитованию.    

Если  РРС уменьшает учетную ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования  у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать  увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует  стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение  денег.[8]     

Но  и только. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков.  Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму, необходимую  государству.  В своей дисконтной политике национальный банк  может  играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке  национальный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя  ее,  национальный банк имеет большую  силу для того,  чтобы оказать  ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после  операций на открытом рынке.     

1.2.3 Операции на открытом рынке      

Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции национального  банка, получившие название операций на открытом рынке.    

Этот  метод заключается в том, что  центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.[8]    

Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.    

По  форме проведения рыночные операции национального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает  от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Национальный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.[14]    

Таким образом, операции на открытом рынке, как  метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики национального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.     

1.2.4 Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы     

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых национальный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.     

К ним относится, например,  использование  количественных кредитных ограничений.     

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.[6]    

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.    

Также национальный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также национальный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.    

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов национальный банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.    

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны национального  банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.     

Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен  при покупке либо наличными либо,  ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.    

Если  государство  хочет  не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный  вклад в национальный банк при  покупке  кредитной карточки.    

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов ведь банкиры столь  же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.   

2. Анализ денежно-кредитной  политики

2.1 Оценка достижения  целей по инфляции     

По официальным  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике инфляция по итогам 2008 года составила 18,8% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению  с показателями 2007 года. Продовольственные  товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные  – на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.    

Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая  отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов, в годовом  выражении выросла до 17,3% по итогам ноября 2008 года (в 2007 году – 7,3%).    

В 2008 году инфляционные процессы носили разнонаправленный  характер.    

В начале года отмечалось некоторое снижение темпов роста  инфляции: годовая инфляция снизилась  с 8,4% по итогам декабря 2007 года до 7,6% по итогам мая 2008 года.    

Во втором полугодии 2008 года инфляционные процессы в экономике  Республики Казахстан усилились. Только в сентябре-ноябре 2008 года рост цен  достиг 9,7%, что составляет более 50% общего роста цен за 2008 год.[3]    

В результате годовой  уровень инфляции по итогам 2008 года достиг своего максимального значения за последние 7 лет (18,8%), а среднегодовая  инфляция составила 10,8%.    

Усиление инфляционного  давления в 2008 году было вызвано не столько влиянием фундаментальных  факторов, действие которых продолжается на протяжении ряда лет, сколько воздействием внешних факторов, имевших шоковый  характер.    

Фундаментальными  факторами инфляции в 2008 году оставались приток иностранной валюты, высокие  темпы роста совокупного спроса, увеличение денежного предложения  в 2007 году, низкая производительность труда, недостаточный уровень конкуренции  на отдельных рынках товаров и  услуг.    

Как было отмечено выше, в августе 2008 года на мировых рынках произошло резкое повышение цен  на ряд продовольственных товаров (пшеница, растительные масла). С некоторым  запаздыванием это отразилось на ценах на соответствующие товары и товары их переработки внутри Республики Казахстан. В частности, значительными  темпами в сентябре-ноябре 2008 года росли цены на такие продукты, как  хлеб, мука и масло подсолнечное.     

Учитывая, что рост цен на данные продукты оказал мультипликативное  влияние и на другие продовольственные  товары, то, по оценке Национального  Банка, годовая инфляция в 2008 году без  учета роста цен на продовольственные  товары в период с сентября по ноябрь сложилась бы на уровне 14,8% вместо фактических 18,8%.[10]    

Таким образом, в результате действия указанных факторов прогноз  Национального Банка Республики Казахстан по инфляции на 2008 год  не был выдержан.    

В соответствии с  Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 2007-2009 годы прогноз по инфляции на 2008 год был определен по 3 сценариям  развития экономики («умеренные цены на нефть при умеренном притоке  капитала», «умеренные    

цены на нефть при  высоком притоке капитала» и  «высокие цены на нефть»).    

Итоги 2008 года демонстрируют, что реализовался сценарий «высокие цены на нефть», при котором прогноз  среднегодовой инфляции был определен  в пределах 8,2%-9,2%. Средняя цена на нефть сорта Brent в 2008 году составила 72,7 долл. США за баррель.[10] 

2.2 Меры Национального  Банка Республики Казахстан по  поддержанию стабильности цен     

В первом полугодии 2008 года денежно-кредитная политика Национального  Банка Республики Казахстан была направлена на проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной  политики, а также принятие мер  по абсорбированию избыточной ликвидности банков.    

Регулированию избыточной ликвидности в иностранной валюте способствовала либерализация валютного  режима. С 1 января 2008 года Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании  и валютном контроле» были полностью  отменены ограничения по капитальным  операциям между резидентами  и нерезидентами.    

Основным инструментом денежно-кредитной политики первой половине 2008 года был выпуск краткосрочных  нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующем  периоде 2007 года). Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2007 года до 5,64% в декабре 2008 года.    

Начиная с 1 марта 2008 года, Национальный Банк Республики Казахстан  приступил к выпуску нот со сроками обращения до 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялся  со сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.    

В январе-июле 2008 года от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что  на 34,5% меньше, чем в соответствующем  периоде 2007 года. Остатки по депозитам  банков в Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенге на конец июля 2008 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан было обусловлено снижением  их привлекательности по сравнению  с краткосрочными нотами.    

Информация о работе Параметры макроэкономического развития в 2008году