Особенности становления и функционирования коммерческих банков России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Становление российских коммерческих банков - дело трудное, путь их развития тернист, извилист. Остро не хватает хорошо подготовленных кадров, нет четкого представления о наиболее приемлемых организационных формах. Работа в новых банках требует коренной ломки сложившейся психологии, стереотипов мышления, овладения методами цивилизованной предприимчивости.

35

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.История возникновения банковского дела 5

1.1. Из истории банковского дела 5

1.2. Появление банков на территории России 7

2. Коммерческий банк и его функции 12

2.1. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков 12

2. 2. Принципы деятельности коммерческого банка 16

2. 3. Функции коммерческого банка 17

2. 4. Классификация коммерческих банков 18

2.5. Организационная структура коммерческого банка 20

3. Операции, и взаимодействие коммерческих банков с другими органами государства и ЦБ. 22

3.1 Операции коммерческих банков 22

3.2. Взаимодействия коммерческих банков с органами 30

государственной власти и Центральным банком

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Особенности становления и функционирования коммерческих банков России.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    и другие операционные услуги, оказываемые банками.

    Конкретный  перечень операций, который могут  выполняться банком, устанавливается  Федеральными законами о банках и  банковской деятельности, уставом банка, который конкретизирует виды этих операций, лицензией, выдаваемой ЦБ. В результате этих ограничений коммерческим банкам запрещено выполнять операции по производству материальных ценностей и торговле этими материальными ценностями, а также операции всех видов страхования, кроме страхования валютных и кредитных рисков

    Взаимодействия коммерческих банков с органами государственной власти и ЦБ.

    Здесь следует отметить, что действующим  законодательством о банках и  банковской деятельности установлено, что кредитные организации, т.е. коммерческие банки в нашем случае не отвечает по обязательствам государства и ЦБ в своей деятельности, равно как и государство и ЦБ не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

    Может быть за исключением случая, когда  вышел закон Госдумы о гарантировании возвратов вкладов. В этом случае банки должны все-таки резервы создавать, и при отсутствии возможностей за счет резервов погашать свои обязательства. Тогда может вступать в силу этот закон, который защищает физических лиц (здесь юридические лица не затрагиваются) при случае банкротства и отсутствии средств, при ликвидации банков, государство берет на себя обязательства, точнее передает свои обязательства ЦБ. Так, как это было сделано после 17 августа, когда ряд коммерческих банков заставило не мытьем, так катаньем, часть клиентов перевести свои валютные вклады по невыгодному очень курсу в Сбербанк. В этом случае закон был нарушен. Мы знаем, что ЦБ издал циркулярное письмо о переводе этих вкладов в Сбербанк по невыгодному для вкладчиков курсу, а потом Конституционный или Верховный суд отменил, признал незаконным такой циркуляр ЦБ, он не имел право так делать, он сам нарушил собственное законодательство и обязательства коммерческих банков передал обязательства полугосударственному Сбербанку.

    Тем же законодательством предписано, что  федеральные органы субъектов РФ, местных органов власти ни в коей мере не могут вмешиваться в деятельность коммерческих банков за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом.

    Коммерческие  банки, в соответствие с действующим  законодательством, не взирая ни на какие давления не могут заниматься теми операциями или видами деятельности, которые не предусмотрены его учредительными документами или соответственным законодательным законодательством. КБ должны действовать строго в соответствии с банковским законодательством, своим уставом, учредительным договором, решением собрания учредителей банка и т.д.

    В то же время коммерческие банки в  процессе своей деятельности обязаны:

    регистрировать  в ЦБ в установленном законом  порядке изменения величины уставного  капитала (после утверждения собранием пайщиков или акционеров) наименование банка, создаваемые подразделения (филиалы, отделения, представительства банка), изменения юридического или почтового адреса, изменения состава участников банка (при каждом выпуске, при новой эмиссии). Если банк изменяют форму собственности, т.е. переходит из состава паевого в состав акционерного, он тоже должен перерегистрироваться. Любые реформирования коммерческого банка: слияние, разделение, присоединение, выделение - также регистрируется в установленном порядке в ЦБ. Все эти изменения, требующие регистрации в ЦБ, осуществляются ЦБ в месячный срок. В месячный срок ЦБ должен принять решение о перерегистрации того или иного изменения в деятельности банка и его реформирования.

    Кроме того, коммерческие банки должны представлять отчетность о своей деятельности и соответствующую документацию в установленные порядком сроке ЦБ по месту его обслуживания. КБ отчитывается перед РКЦ и территориальным главным управлением данной территории, где находится, в рамках установленных ЦБ инструкций по отчетности, включая статистическую, оперативную, текущую отчетность, по кассовым операциям и т.д.

    Если  коммерческий банк имеет в своей  собственности более 50% голосов акций  или долей другого банка, то в  данном случае он обязан представлять в ЦБ в установленном порядке и консолидированную отчетность. Т.е. не только отчетность о своей деятельности, но и общую отчетность с тем банком, у которого он обладает более 50% акций. В консолидированный отчет включается консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках.

    ЦБ  устанавливает также для коммерческих банков форму, сроки и порядок  публикации его отчетности по итогам годовой деятельности. Это так  называемая форма публикуемого баланса  и отчета о прибылях и убытках, которые должны быть обязательно перед публикацией подтверждены проверкой внешнего аудита с указанием аудиторской фирмы. Фирма подтверждает достоверность публикуемым в данном балансе и отчета о прибылях и убытках.

    Коммерческий  банк имеет право на любые решения ЦБ или его бездействие, подавать в суд или в арбитраж в порядке, установленном федеральными законами, т.е. он имеет право получить судебное решение о правомерности действия ЦБ. Например, даже по штрафным санкциям. Которые применяются к ___, по решению ЦБ например в части ликвидации банка (т.е. отзывы лицензии) и т.д. Конечно, в практике 99% выигрывала позиция ЦБ, к сожалению. Очень редко, когда коммерческий банк доказывал неправомерность действий ЦБ. Но это тоже связано с нашей российской реальностью.

    Коммерческий  банк имеет право обращаться в  ЦБ с различными заявлениями, запросами  к руководству ЦБ, к отдельным  подразделениям, получать ответы на них. Для этого существует месячный срок, т.е. в месячный срок не получен, значит, он имеет право обращаться в судебные органы.

    Вот основные условия взаимоотношений  коммерческих банков с органами власти и с ЦБ, это те отношения, которые  определены законодательством, его  уставом и некоторыми общими (гражданским  кодексом и др.) условиями, обеспечивающими функционирование банковской системы. 

     3.2. Взаимодействия коммерческих банков с органами

     государственной власти и Центральным  банком 

     Здесь следует отметить, что действующим  законодательством о банках и  банковской деятельности установлено, что кредитные организации, то есть КБ в нашем случае не отвечают по обязательствам государства и ЦБ в своей деятельности, равно как и государство и ЦБ не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

     Может быть за исключением случая, когда  вышел закон Государственной думы о гарантировании возвратов вкладов. В этом случае, банки должны все-таки создавать резервы, при отсутствии возможностей за счет резервов погашать свои обязательства. Тогда может вступать в силу этот закон, который защищает физических лиц (здесь юридические лица не затрагиваются) при случае банкротства и отсутствии средств, при ликвидации банков, государство берет на себя обязательства, точнее передает свои обязательства ЦБ. Так, как это было сделано после 17 августа, кода ряд КБ заставило не мытьем, так катаньем, часть клиентов перевести свои валютные вклады по невыгодному очень курсу в Сбербанк. В этом случае закон был нарушен. Мы знаем, что ЦБ издал циркулярное письмо о переводе этих вкладов в Сбербанк по невыгодному для вкладчиков курсу, а потом Конституционный или Верховный суд отменил, признал незаконным такой циркуляр ЦБ, он не имел право так делать, он сам нарушил собственное законодательств и обязательства КБ передал полугосударственному Сбербанку.

     Тем же законодательством предписано, что  федеральные органы субъектов РФ, местных органов власти в коей мере не могут вмешиваться в деятельность КБ за исключением тех случаев, которые предусмотрены законом.

     КБ, в соответствии с действующим  законодательством, не взирая ни на какие  давления не могут заниматься теми операциями или видами деятельности, которые не предусмотрены его учредительными документами или соответственным законодательством. КБ должны действовать строго в соответствии с банковским законодательством, своим уставом, учредительным договором, решением собрания учредителей банка и так далее.

     В то же время КБ в процессе своей  деятельности обязаны регистрировать в ЦБ в установленном законом  порядке изменения величины уставного  капитала (после утверждения собранием  пайщиков или акционеров), наименование банка, создаваемые подразделения (филиалы, отделения, представительства банка), изменения юридического или почтового адреса, изменения состава участников банка (при каждом выпуске, при новой эмиссии). Если банк изменяют форму собственности, то есть переходит из состава паевого в состав акционерного, он тоже должен перерегистрироваться. Любые реформирования КБ: слияние, разделение, присоединение, выделение – также регистрируется в установленном порядке в ЦБ. Все эти изменения, требующие регистрации в ЦБ, осуществляются ЦБ в месячный срок. В месячный срок ЦБ должен принять решение о перерегистрации того или иного изменения в деятельности банка и его реформирования.

     Кроме того, КБ должны представлять отчетность о своей деятельности и соответствующую документацию в установленные сроки в ЦБ по месту его обслуживания. КБ отчитывается перед РКЦ и территориальным главным управлением данной территории, где находится, в рамках установленных ЦБ инструкцией по отчетности, включая статистическую, оперативную, текущую отчетность, по кассовым операциям и так далее.

     Если  КБ имеет в своей собственности  более 50% голосов акций или долей  другого банка, то в данном случае он обязан представлять в ЦБ в установленном  порядке и консолидированную  отчетность. То есть не только отчетность о своей деятельности, но и общую отчетность с тем банком, у которого он обладает более 50% акций. В консолидированный отчет включается консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках.

     ЦБ  устанавливает также для КБ форму, сроки и порядок публикации его отчетности по итогам годовой деятельности. Это так называемая форма публикуемого баланса и отчета о прибылях и убытках, которые должны быть обязательно перед публикацией подтверждены проверкой внешнего аудита с указанием аудиторской фирмы, которая подтверждает достоверность публикуемого в данном балансе и отчета о прибылях и убытках.

     КБ  имеет право на любые решения  ЦБ или его бездействие, подавать в суд или в арбитраж в порядке, установленном ФЗ, то есть он имеет  право получить судебное решение о правомерности действия ЦБ. Например, даже по штрафным санкциям. Конечно, в практике 99% выигрывала позиция ЦБ, к сожалению. Очень редко, когда КБ доказывал неправомерность действий ЦБ. Но это тоже связано с нашей российской реальностью.

     КБ  имеет право обращаться в ЦБ с  различными заявлениями, запросами  к руководству ЦБ, к отдельным  подразделениям, получать ответы на них. Для этого существует месячный срок, то есть в месячный срок не получен, значит, он имеет право обращаться в судебные органы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог  вышеизложенного можно сделать  определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в  хозяйственной  жизни, специфическое предприятие.  Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

     Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами Центрального банка  России. Процесс этот непрост и  требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов,  носящих правовой характер,  соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

     Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд  институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот.

     В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система  функционирует,  и в ней работает немало преданных своему  делу, инициативных и смелых российских банкиров.  Большую роль в создании в нашей стране современной банковской системы может и должно  сыграть творческое  осмысление  и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.  Конечно,  это не будет слепое копирование  - слишком специфичны  наши  условия.  Заимствовать следует то,  что в данный момент можно быстро и эффективно реализовать. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Акционерные коммерческие банки в России ,Левин И.И., Издательство "Дело АНХ", 2010 г.

2.Банковское дело, Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., Юрайт,  2010 г.

3.Банковское дело. Кредитная деятельность коммерческих банков ,Кроливецкая Л.П., Тихомирова Е.В., КноРус,  2009 г.

Информация о работе Особенности становления и функционирования коммерческих банков России