Особенности создания, функционирования коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Зависимость Казахстана от продажи топливного и минерального сырья, низкая инвестиционная активность в инфраструктурных и обрабатывающих отраслях промышленности делают экономику страны уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов. Поэтому Руководством страны была поставлена цель отхода от сырьевой зависимости Казахстана, сделав ставку на радикальную реформу экономики.

Содержание

Введение...........................................................................................................2

1. Стратегия развития коммерческих банков в РК......................................3

2. Банковская система и банковское законодательство Республики

Казахстан…………………………………………………………………. ……....8

3. Функционирования коммерческих банков и основные условия их деятельности……………………………………………...................................16

Заключение....................................................................................................19

Список литературы …................................................................................19

Работа содержит 1 файл

Реферат особенности создания, функционирования коммерческих банков и основные условия их деяетльности.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

  Финансовая система республики переходит от почти полной государственной собственности, централизованного принятия решений и учета к системе, определяемой рыночными силами, с правом частной собственности, децентрализованным руководством и распределением кредитов, что позволит улучшить эффективность и финансовую дисциплину в экономике. Переходный период сопряжен с трудностями, требует решительных изменений в инфраструктуре, технологии и оборудовании, правовой и контролирующей системах и, что наиболее важно, переориентации человеческих навыков и отношений на конкуренцию, принятие рискованных решений, учет прибыльности и нововведения.

     В 1992 году в Казахстане с отменой  специализации банков, существовавшие пять специализированных банков, были воссозданы, в качестве акционерных  обществ, контрольный пакет акций  которых принадлежал государственным  предприятиям. Кроме того, к концу 1992 года существовало сорок акционерных  банков, шестьдесят коммерческих и  кооперативных банков (или банков с ограниченной ответственностью) и  сорок девять частных банков.

         Бывшие специализированные банки  продолжали предоставлять ссуды  в основном тем же отраслям, что и прежде, что являлось  результатом унаследованной этими  банками системы специализации,  новой структуры собственности  (для обеспечения доступа к  кредитам крупнейшие госпредприятия  приобрели контрольные пакеты  акций в бывших специализированных  банках в соответствии с основным  профилем их деятельности), а также  государственной политики распределения  кредитов.      Первоначальный этап реформы банковской системы больше связан с предоставлением кредитов и дотаций конкретным государственным предприятиям, отсутствием стимулов к повышению эффективности операций, незавершенностью нормативно-правовой базы. Некоторые банки больше полагались на кредитные ресурсы Национального банка Казахстана, другие банки изменяли свое поведение в соответствии с рыночными принципами, а третьи действовали в качестве казначеев своих собственных предприятий. Конкуренция между банками имела место лишь в небольшой час­ти системы и была слишком слаба, чтобы играть роль движущей силы в перестройке банковской системы в целом.

  1993-1994гг. банковская система Республики Казахстан перестраивалась с целью приближения се к системе рыночной экономики. Были приняты: Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13.04.93г., определяющий роль и место Нацбанка в банковской системе, его задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия. Закон РК «О банках в Республике Казахстан" от 14.04.93г., определяющий принципы функционирования банковской системы республики, права и ответственность банков; Закон РК «О Валютном регулировании» от 14.04 93г., регулирующий правила обращения иностранной валюты на территории республики; ряд других законов и нормативных актов Правительства и Национального банка Республики Казахстан, регулирующих некоторые особенности функционирования банковской системы, правовой основы совершения банковских операций,     например. Закон РК «О залоге».

  В соответствии с рекомендациями по проведению реформ в банковской системе бывший Сберегательный банк был преобразован в государственно-акционерный Народный банк Республики Казахстан, который стал действовать больше в качестве коммерческого банковского учреждения, принимающего вклады  и предоставляющего ссуды, чем раньше, когда основной его ролью было предоставление социальных услуг населению. Также в  1994 году в республике были образованы и стали развивать свою деятельность Эксимбанк (экспортно-импортный банк) и Государственный банк развития. Впоследствии (21 августа 1995года) вышеуказанные банки присоединены с передачей Эксимбанку республики Казахстан всех обязательств Государственного банка развития Казахстана с увеличением уставного капитала банка до пяти млрд. тенге. Шаги реформы банковской системы республики с каждым годом более четко определяли функции и деятельность банков.

  Национальный банк РК почти полностью отказался от практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять централизованные кредиты банкам через систему кредитных аукционов, что способствовало возникновению и развитию конкуренции между банками.

       В то же время Национальный  банк Республики Казахстан в  1995 году проводит политику укрупнения  банков, сокращения количества мелких  акционерных, кооперативных и  частных банков, о чем свидетельствует  практика установления уровней  минимального размера уставного  фонда банков. Для уже действующих  мелких коммерческих банков минимальный  размер уставного фонда определен  в сумме 300000 американских долларов (более 18,0 млн. тенге по курсу  Нацбанка РК на 30 марта 1995 года), для действующих банков, имеющих  валютную лицензию, сеть своих  филиалов и лицензию на право  приема денежных вкладов населения  на уровне !,5 млн. Дол.ларов США  (91,5 млн.тенге  по курсу Нацбанка  РК на 30 марта 1995 года) и для  вновь создаваемых банков минимальный  размер установлен в сумме  500 тысяч долларов США (30,5 млн.  тенге по курсу Нацбанка РК  на 30 марта 1995 года). Причем, установленный  размер минимального уставного  фонда, каждый банк был обязан  набрать к 15 апреля 1995 года после  чего, в случае невыполнения этого  требования, Нацбанк РК будет  решать вопрос о дальнейшем  существовании и деятельности  таких банков.

  Обязательным условием, необходимым для обеспечения эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.

  На последующих этапах проведения реформы в сфере банковской деятельности уже последовали качественные преобразования, направленные на регулирование деятельности банков второго уровня, связанные с разработкой их правовой основы, в которых могла бы действовать, основанная на рыночной экономике, банковская система. Этим усилиям должна служить стратегия банковской реформы, направленная на решение структурных проблем банковской системы. Неопределенность целей и структуры банковской системы, а также ограниченное понимание основных концепций, таких, как кредитный риск, обеспечение кредита, ликвидность, финансовая дисциплина и банкротство серьезно затрудняют задачу создания надлежащей правовой основы. Разрабатываемые механизмы по контролю за соблюдением законов также должны способствовать установлению новых коммерческих взаимоотношении и созданию нормально функционирующей банковской системы. Не оспаривается в банковском деле создание механизмов по облегчению признания и исполнения судебных решений, центральной службы по регистрации залогов; органов по обеспечению кредитов; сбору налогов и выполнению других подобных обязанностей.

       Банковская система Республики  Казахстан в 1995-1996 годах, в институциональном,  функциональном и правовом отношениях  претерпевает дальнейшие изменения.  К примеру, если до 1995 года количество  банков возрастало в республике  и на начало 1995 года составило  сто восемьдесят четыре банка,  различающиеся по способу формирования  уставных фондов, то на конец  1995 года уменьшилось и составило  сто тридцать.

     Институциональные преобразования в банковской системе  Республики Казахстан сопровождались  ликвидацией обанкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных  банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Соответственно, за этот период сократились  и филиалы банков второго уровня по регионам республики с 1026 на конец 1995г. до 949 на конец 1996г. Изменения в банковской сфере за этот период происходили  по формированию и объему уставного  фонда. На конец 1995 года банков по фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге  было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков.

  В функциональном отношении за последние годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так и нетрадиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Нацбанка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот центрального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.

  В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О национальном Банке Республики Казахстан» (30 марта 1995года) и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные после пересмотра и дополнения эти акты, завершили в целом создание фундаментальной правовой и экономической основы банков в Казахстане, выделив статус цен­трального банка государства, Национального банка Республики Казахстан, и банков второго уровня.

  Таким образом, банковская система Казахстана в определенной степени за прошедшие пять-шесть лет сконструирована по стандартам и модели, существующих в мировой практике, отвечает основным принципам рыночной экономики. Вместе с тем, совершенствование правовых, организационных основ банков будет продолжаться в Республике, и это связано со многими факторами внутреннего и внешнего характера.

  При дальнейшем качественном преобразовании в банковском деле в республике важными остаются принципы руководства в банковской системе, ведущая роль Национального банка Казахстана, как главного финансового института, эффективность принятия и исполнения законодательных и нормативных положений об обеспечении кредита, регулировании страховой деятельности, о неплатежеспособности и кредитоспособности.

       Регулирование деятельности ориентированных  на рынок банков и надзор  за ней является обеспечением  эффективного руководства банками,  своевременным решением задач,  с которыми  сталкиваются банки,, стимулированием банков к ведению эффективной деятельности и ликвидации неплатежеспособных банков.  Хорошая система регулирования и контроля на правовой нормативной базе выступает основой, ориентированной на рынок частной и хорошо управляемой банковской системы. Установив рамки конкуренции банков, система регулирования банковской деятельности в республике будет обеспечивать добросовестную конкуренции и процветание наиболее эффективных банков. В свою очередь, контроль за деятельностью банков обеспечивает соблюдение банками правил, регламентирующих их деятельность, и стимулирует эффективное руководство. Поэтому, наиболее эффективные банки должны быть заинтересованы в создании хорошей системы регулирования их деятельности, а также в создании такого положения, при котором надзор Нацбанка Республики Казахстан в состоянии обеспечить соблюдение банками соответствующих норм и правил. 

       Образование банка в республике  происходит на основании учредительного  договора и перечня документов  согласно законодательства о  банках и банковской деятельности  в Республике Казахстан. При  создании банка особое внимание  обращается на такие стороны,  как: организационно-правовая форма  и формы собственности; принципы  образования и использования  фондов банка; порядок принятия  решения органами управления  банка и т.д.

       Национальный банк Казахстана  является центральным банком  республики и представляет  собой  верхний уровень ныне действующей  банковской системы республики  Казахстан. Он представляет и  защищает интересы РК в отношениях  с центральными банками и банками  других стран, в международных  банках и иных финансово-кредитных  организациях. Изменения в характере  деятельности банков верхнего  и второго уровней потребовало  правового урегулирования. Правовой  основой, на которой строит  и осуществляет свою деятельность  Национальный банк республики  является Конституция Республики Казахстан (13). Основными нормативными актами, регулирующими банковскую деятельность в Казахстане, являются: Указы Президента (имеющие силу закона) от 30.марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», ряд других законов республики, международные договора и соглашения, которые в настоящее время, как принятые для руководства, действуют в Республике.

  В соответствии со статьей 1 Законодательного акта о Национальном Банке это учреждение является главным банком Казахстана и находится в его собственности (14). Правовой статус банка имеет свои особенности. С одной стороны, он является  юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовыс сделки с коммерческими банками и государством,  с другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Казахстана. Таким образом,  Банк Казахстана имеет двойственную правовую природу.

       Национальный Банк одновременно  является органом государственного  управления специальной компетенции  и юридическим лицом, осуществляющим  хозяйственную деятельность.

       Осуществление Национальным Банком  Казахстана хозяйственной деятельности  и выполнение им одновременно  административно-контрольных полномочий  не совершается независимо  друг  от друга. Заключая гражданско-правовыс  сделки с коммерческими банками  в целях реализации своего  хозяйственного интереса и получения  прибыли, он, прежде всего, оказывает  тем самым соответствующее целенаправленное  воздействие на развитие системы  кредитных учреждений и определяет  кредитную политику в государстве.  Условия, на которых заключаются  такие сделки, вырабатываются Национальным  Банком в рамках общей государственной  денежно-кредитной политики. Управление денежно-кредитной системой Казахстана Национальный Банк осуществляет двумя способами:

Информация о работе Особенности создания, функционирования коммерческих банков