Особенности регулирования банковских вкладов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой объясняется происходящими сегодня на мировых рынках кризисными явлениями. Регулирование банковских вкладов обеспечивает доверие к деятельности банков. Более того, считается, что в периоды кризисных явлений регулирование должно обеспечить минимизацию общественных потерь от последствий кризиса.
Целью работы является изучение особенностей регулирования банковских вкладов в России. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть понятие «банковский вклад» и особенности отношений, возникающих при такой операции;
Познакомиться с видами вкладов (депозитов);
Узнать, как регулируются вклады в масштабах страны;
Рассмотреть регулирование вкладов внутри банка.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Финансовый менеджмент в КО.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

 

    1. Регулирование вкладов (депозитов) внутри банка

Необходимо следить, чтобы  не допускались нарушения как  при оформлении договоров вклада (депозита), так и в процессе ведения вкладных (депозитных) операций и соответствующих им бухгалтерских счетов. Конкретные правила соответствующей работы, включая правила определения процентных ставок по вкладам (депозитам), должны регламентироваться в каждом банке внутренними документами, адекватно отражающими его политику на данном рынке.

Величина процента, устанавливаемая  по депозитным привлеченным средствам, должна быть реальной, верно учитывать уровень процентов по активным операциям и маржи.

Наряду с документами, определяющими основные направления  и условия размещения привлечённых средств, - Кредитной политикой банка  и Инвестиционной политикой банка, разрабатывается документ, регламентирующий процесс привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты), - Депозитная политика банка. Этот документ разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив развития.5

Документ «Депозитная политика банка» определяет его стратегию по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определённых меморандумами по кредитной политике и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности и обеспечение прибыльной работы. В Депозитной политике банка предусматриваются:

    • перспективы роста собственных средств банка (капитала);
    • соотношение между собственными средствами и привлечёнными;
    • структура привлечённых и заёмных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в т.ч. кредиты ЦБ РФ);
    • предпочтительные виды вкладов и депозитов и сроки их привлечения;
    • соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»;
    • основной контингент по вкладам и депозитам, т.е. категория вкладчиков;
    • географию привлечения и заимствования средств;
    • желательные банки-кредиторы по МБК;
    • сроки привлечения межбанковских кредитов;
    • условия привлечения депозитов (вкладов) и МБК;
    • способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счёта, корреспондентского счёта, банковского счёта (депозита), путём выпуска собственных сертификатов, векселей);
    • соотношение между рублёвыми и валютными депозитами (вкладами);
    • новые формы привлечения средств в депозиты;
    • особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов);
    • меры по соблюдению нормативов риска банка по привлечённым средствам.

Разрабатывают и реализуют депозитную политику банка целый ряд структурных подразделений банка в тесной взаимосвязи друг с другом (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами.

В отношении деятельности по привлечению средств банки разрабатывают положения по депозитным (вкладным) операциям (отдельно по вкладам физических лиц и депозитам юридических лиц), в которых оговариваются:

    1. правила и условия приёма депозитов (вкладов);
    2. правовой статус субъектов договорных отношений;
    3. порядок заключения договора банковского вклада;
    4. содержание договора;
    5. способы приёма и выдачи вклада (депозита);
    6. перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом),
    7. и требования, предъявляемые к депозиту;
    8. права вкладчиков;
    9. обязанности банка;
    10. способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

В разрабатываемых банком внутренних инструкциях о порядке  совершения конкретных депозитных (вкладных) операций прописываются организация работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схема их документооборота; отражение в бухгалтерском учёте операций по приёму и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.

С целью стабильного  притока в ресурсную базу средств хозяйствующих субъектов и граждан банки пользуются инструментами управления депозитными ресурсами, такими как:

    1. Ограничения. Могут налагаться банком на остаток средств на счёте, на срок размещения депозитов; на сумму первого или последующего взносов, на суммарные обороты по счёту и т.д.
    2. Блокировки. Блокируется списание средств на счёте.
    3. Комиссии. Взимаются банком за расчётное обслуживание. Начисляются за проведение каждой операции по счёту.
    4. Плата за обслуживание. Обычно включает в себя расходы банка за расчётно-кассовое обслуживание либо за месяц либо за квартал.
    5. Процентные ставки.

Важнейшим средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, т.к. величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты). Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно, с ориентацией на ставку рефинансирования Центрального банка и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики. Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является сумма вклада и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам (депозитам). Процентная ставка по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т.е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу (депозиту). Следует отметить, что выплата банком процентов по ставкам, значительно превышающим экономически обоснованный уровень, не является противозаконной. Но в этом случае важна материальная выгода, полученная от разницы между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ставкой кредитной организации по конкретным вкладам, которая подлежит налогообложению. Выплата процентов по вкладу (депозиту) может производиться ежемесячно; один раз в квартал; по окончании срока действия договора.

В целях стимулирования привлечения на срочные счета  в банк средств клиентов на условиях вкладов (депозитов) может предусматриваться  капитализация процентов. Она возможна, если банком при расчёте дохода используется техника сложных процентов (начисление процента на процент). Привлекательным для вкладчиков является применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Для привлечения средств  во вклады коммерческие банки стали  широко использовать зарубежный опыт. Они осуществляют:

    • разработку различных программ по привлечению средств населения;
    • организуют предоставление клиентам-вкладчикам различного рода услуг, в том числе и небанковского характера (например, элементов медицинского обслуживания, подписку на периодические издания экономической литературы, выдачу абонементов на экскурсионное обслуживание в музеях и т.д.);
    • проведение широкой открытой рекламы по привлечению клиентуры; использование «тихой» целевой рекламы (по почте, по телефону);
    • использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера с выплатой премии по окончании срока вклада; выплату постоянным вкладчикам премии «за верность банку» и т.д.

Решая вопрос о размещении имеющихся у него свободных средств, каждый кредитор должен иметь доступную  информацию о финансовом состоянии  банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом неоценимую помощь вкладчикам, инвесторам могут оказать рейтинговые оценки деятельности банков специальными агентствами, бюро.

Не вся сумма привлечённых банком средств своих клиентов может выступать в качестве ресурсов для осуществления им активных операций. Часть привлечённых средств в размерах, установленных советом директоров Банка России, подлежит обязательному депонированию на отдельном счёте в ЦБ РФ. Банк России образует резервный фонд кредитно-банковской системы государства. Он может использоваться для оказания кредитной помощи коммерческим банкам со стороны ЦБ РФ в различных вариантах, для расчётов с вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитной организации, а также для регулирования текущей банковской ликвидности.

Нормы обязательных резервов устанавливаются ЦБ РФ на определённый период времени и могут периодически пересматриваться, но они не должны превышать 20% от обязательств кредитной  организации. Следует отметить, что  нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от категории вкладчиков (физические лица или юридические), сроков привлечения средств, вида валюты депозитов (вкладов).

С 1.07.2007 Банк России ввёл новые нормативы обязательных резервов. Если  с октября 2006 г. По всем обязательствам банков действовал унифицированный норматив в 3,5 %, то теперь он дифференцированно возрос для разных групп обязательств. По обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и валюте норматив обязательных резервов увеличился до 4,5%, по рублёвым обязательствам перед населением – до 4,0%; по иным обязательствам в рублях и иностранной валюте – установлен на уровне 4,5%.

В целях стимулирования банковской деятельности по привлечению  долгосрочных ресурсов инвестиционного  характера, в которых очень сильно нуждается реальный сектор экономики, с 1.07.2004 г. обязательному резервированию не подлежат:

    • Остаток денежных средств, привлечённых от юридических лиц, на срок не менее 3 лет в соответствии с условиями заключённых договоров;
    • Остаток денежных средств, размещённых в облигациях кредитных организаций сроком погашения не ранее чем через 3 года и решение о выпуске которых не содержит возможности их досрочного погашения.

Резервируемые обязательства  рассчитываются ежемесячно по формуле  средней хронологической по данным об остатках на соответствующих балансовых счетах за каждый день месяца (включая первое и последнее число) отдельно по обязательствам в валюте РФ и по обязательствам в иностранной валюте и умножаются на норматив обязательных резервов. Полученная величина перечисляется банком со своего корреспондентского счёта на отдельные счета по учёту обязательных резервов, открытые каждому банку в Банке России. В дальнейшем ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца, следующего за отчётным, производится регулирование обязательных резервов: недовзнос средств доперечисляется банком, а излишне внесённая сумма обязательных ресурсов возвращается Банком России на корреспондентский счёт в течение 3 рабочих дней с даты предоставления им расчёта подлежащих резервированию обязательств.

 

 

Заключение

Операции, в результате которых формируются ресурсы банка (пассивные операции), играют первичную и определяющую роль по отношению к операциям активным, логически и фактически предшествуют им и определяют объем и масштабы доходных операций.6

Свободные средства юридических лиц банки традиционно привлекают одновременно всеми доступными способами, а население, особенно в России так же традиционно ограничивает свои отношения с банками едва ли не одной вкладной операцией. Следовательно, становится ясно, что рынок вкладов – это главная арена конкурентной борьбы за деньги населения. Стратегическим направлением для всех российских банков можно признать развитие розничных услуг для физических лиц.

Объёмы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) зависят от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

Регулирование банковских вкладов осуществляется на двух уровнях:

    1. на уровне государства путём разработки норм банковского права. Такое регулирование осуществляют Центральный банк РФ и Агентство по страхованию вкладов;
    2. на уровне отдельного банка. Регулирование выражается в соблюдении обязательных экономических нормативов, разработанных Банком России, формированием резервных фондов, соблюдением требований, необходимых для участия в системе страхования вкладов, разработкой депозитной политики и т.д.

Принятый в 2003 году Федеральный  Закон «О страховании вкладов  физических лиц» поспособствовал установлению доверия населения к банкам. Следовательно, с тех пор привлечение вкладов населения, занимающих немалую долю в структуре заёмного капитала банка, стало несколько проще, чем это было раньше.

Общие методологические требования к депозитной политике формулируются с учётом  общей методологии  стратегического управления и финансового менеджмента применительно к особенностям банковского сектора экономики. Во-первых, она должна отражать необходимость использования максимально широкой номенклатуры прикладных инструментов привлечения новой и сохранения имеющейся клиентуры. Во-вторых, депозитная политика должна отражать специализацию конкретного банка. При формировании ассортимента депозитных услуг необходимо учитывать как общие сберегательные возможности, так и специфические потребности избранных категорий клиентуры, на обслуживание которой приоритетно нацелена деятельность на данном рынке. В-третьих, депозитная политика должна отражать принцип приоритета корпоративных интересов банка над интересами отдельных направлений его деятельности или структурных подразделений. Это методологическое требование предъявляется одновременно по двум направления финансового менеджмента – управлению ликвидностью и управлению доходностью кредитной организации. В четвёртых, депозитная политика должна обеспечивать возможность эффективного контроля над сотрудниками банка в целях профилактики угроз имущественным и неимущественным интересам клиентов, доверивших банку свои средства.7

Информация о работе Особенности регулирования банковских вкладов в России