Особенности регулирования банковских вкладов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой объясняется происходящими сегодня на мировых рынках кризисными явлениями. Регулирование банковских вкладов обеспечивает доверие к деятельности банков. Более того, считается, что в периоды кризисных явлений регулирование должно обеспечить минимизацию общественных потерь от последствий кризиса.
Целью работы является изучение особенностей регулирования банковских вкладов в России. Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть понятие «банковский вклад» и особенности отношений, возникающих при такой операции;
Познакомиться с видами вкладов (депозитов);
Узнать, как регулируются вклады в масштабах страны;
Рассмотреть регулирование вкладов внутри банка.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Финансовый менеджмент в КО.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

 

 

  1. Регулирование банковских вкладов
    1. Гарантирование и страхование вкладов

Кризисные явления, которым  подвержена банковская система России, в значительной степени отражаются на интересах вкладчиков. Нестабильная экономическая ситуация в стране подрывает доверие клиентов к банковской системе. Вкладчики – физические лица могут изъять денежные средства из вкладов. Если такая ситуация приобретает массовый характер, это наносит существенный урон конкретным банкам и банковской системе страны в целом.

Система страхования и гарантирование вкладов помогают избежать банкам явления массового оттока денежных средств. В экономической литературе и на практике понятия «гарантирование» и «страхование» часто приравнивают друг к другу, однако они отличаются.

Термин «гарантирование» имеет более широкое толкование, его смысл глубже.

Гарантирование вкладов  подразумевает систему правовых норм и механизмов, направленных на содействие образованию и мобилизации  сбережений с целью защиты банковской системы от финансовых кризисов, а мелких вкладчиков – от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих инвестиционных решениях.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (страховых премий). Под системой страхования вкладов понимается комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объёме (или частично) в случае банкротства кредитного учреждения.

Нормы, касающиеся банковских вкладов, содержатся в Гражданском  Кодексе Российской Федерации, Законе «О банках и банковской деятельности». ГК РФ закрепляет порядок открытия договора банковского вклада, права и обязанности сторон при заключении сделки, порядок возврата ранее вложенных денежных средств и другие нормы, рассмотренные ранее в курсовой. В Федеральном Законе рассматриваются нормы, касающиеся привлечения денежных средств физических лиц во вклады и обязательной системы страхования таких вкладов. На этом система гарантирования в России и заканчивается, поскольку гарантирование предполагает более широкий охват депозитов (вклады физических лиц, депозиты юридических лиц, межбанковские депозиты и т.д.). В Российской Федерации принят термин «страхование вкладов».

Проследим историю возникновения  и развития систем страхования вкладов. Решения о создании систем страхования депозитов многие страны принимали в периоды кризисов банковских систем. В 1829 г. в Нью-Йорке была предпринята попытка установления государственного страхования вкладов (в том числе и граждан), но она широкого распространения в то время не получила, как не дала и ощутимых позитивных результатов. В 1933 в США был принят закон о страховании вкладов. На его основе была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), что явилось одним из факторов, позволивших остановить паническое массовое изъятие вкладов и массовое разорение американских банков (в 1920-е гг. в числе банкротов оказывалось до 600 банков в год, а в годы Великой депрессии – свыше 2 тыс. банков ежегодно). Когда в послевоенный период по разным странам прокатились очередные волны кризисов ликвидности у банков, наносившие огромный ущерб экономике, многие правительства вынуждены были обратиться к опыту США в борьбе с банковскими банкротствами при помощи системы страхования вкладов. Такие системы возникли в Германии в 1966 – 1969 гг., в Испании – в 1977 г., во Франции – в 1980 г., в Великобритании – в 1982 г., в Бельгии – в 1985 г. Первые системы гарантирования вкладов создавались по инициативе государств, при этом банки имели возможность выбора – участвовать или нет в этих системах. В последние годы защита вкладов в банках организуется в странах Восточной Европы и Средней Азии. 4

Система страхования  банковских вкладов физических лиц  начала разрабатываться в нижней палате Парламента России ещё в 1993 году. В связи с финансовым кризисом 1998 года, обострившим проблему потери вкладов гражданами, необходимость создания системы вкладов стала ещё более очевидной. Однако Федеральный закон «О страховании банковских вкладов в России» был принят лишь в 2003 году. Он установил:

    • правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
    • компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов – Агентства по страхованию вкладов;
    • порядок выплаты возмещения по вкладам.

Цели принятого закона заключаются защите прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укреплении доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулировании привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Страхование вкладов – обязательная процедура для всех банков на территории РФ.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

    1. обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
    2. сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
    3. прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
    4. накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

В системе обязательного  страхования вкладов принимают  участие следующие субъекты:

      • вкладчики (выгодоприобретатели);
      • банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков (страхователи);
      • Агентство по страхованию вкладов физических лиц (страховщик);
      • Банк России.

Таким образом, банк-страхователь, являющийся участником системы страхования  вкладов, фактически вступает в правоотношения по обязательному страхованию с  агентством – страховщиком в пользу своих вкладчиков – выгодоприобретателей.

В соответствии со ст.5 Закона «О страховании вкладов», страхованию подлежат все вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:

    • размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
    • размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатами (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
    • переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
    • размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Имущество Агентства формируется за счёт имущественного взноса Российской Федерации путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 3 млрд. рублей (2 млрд. рублей направляются в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. рублей – для формирования источников расходов Агентства), за счет страховых взносов коммерческих банков, а также доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

Фонд обязательного  страхования вкладов принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам, т.е. представляет финансовую основу системы страхования вкладов. Он формируется за счет взносов страхователей; пеней за  несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов; денежных средств и иного имущества, которые  получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных Агентством в  результате выплаты им возмещения по вкладам; доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда; первоначального имущественного взноса, полученного путем передачи АРКО 2 млрд. рублей,  и других доходов, не запрещённых законодательством Российской Федерации.

Банки – участники  системы страхования вкладов  уплачивают страховые взносы ежеквартально. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию (указаны ранее). По вкладам в иностранной валюте ежедневные балансовые остатки определяются в валюте Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно. Ставка страховых взносов не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период. В предусмотренных Федеральным законом случаях ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3% расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев. Одновременно ставка страховых взносов не может превышать 0,05% расчетной базы расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 5% общей суммы вкладов в банках.

Ставка страховых взносов  устанавливается Советом директоров Агентства. Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков. Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность банка уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению такого моратория.

Кредитные организации, в капитале которых участвует  Банк России, также участвуют в  системе страхования вкладов, но имеют ряд особенностей:

    1. страховые взносы, ими уплачиваемые, учитываются на отдельном счете в Банке России, по которому Агентством ведется обособленный учет;
    2. возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих объем возмещения по вкладам, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации  по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном ст. 399 ГК РФ, до 1 января 2007 г. Указанные денежные средства не могут быть использованы для финансирования выплаты возмещения по вкладам, за исключением возмещения по вкладам в кредитных организациях, перечисливших данные страховые  взносы. Ставка платежей устанавливается как фиксированная.

В соответствии со ст.11 Закона о страховании вкладов возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке на конец дня наступления страхового случая, но не более 700 000 рублей.

В случае, когда вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств банка по которым превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам; если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) введение Банком  России в соответствии с законодательством  Российской Федерации моратория  на удовлетворение требований  кредиторов банка.

Страховой случай считается  наступившим со дня вступления в  силу акта Банка России об отзыве лицензии либо акта о введении моратория на удовлетворение  требований кредиторов.

Порядок выплаты возмещения по вкладам предусматривает, что Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, направляет в этот банк реестр обязательств банка перед вкладчиками, а также информацию для опубликования в «Вестнике Банка России» и печатном органе по месторасположению этого банка, в котором приводится сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также  соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

Для того чтобы участвовать  в системе страхования, банкам необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Учёт и отчётность банка признаются Банком России достоверными. Для признания Банком России достоверности учёта и отчётности банка необходимы их соответствие федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России; соответствие собственной учетной политике банка, а также возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не должны существенным образом влиять на оценку его финансовой устойчивости.
  2. Банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России, а именно предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации; нормативы достаточности собственных средств (капитала); размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под риски; нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);
  3. Финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной. Для оценки финансовой устойчивости применяются следующие группы показателей: оценки капитала, включающая показатели оценки достаточности и качества капитала; оценки активов, включающая показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам, включая величину кредитных рисков на акционеров (участников) и инсайдеров; оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, в том числе контроля за величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, в том числе системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма; оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом; оценки ликвидности, включающая показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков.
  4. К банку не применены Банком России меры воздействия, а также нет оснований для их применения по итогам тематической проверки на предмет соответствия банка требованиям вхождения в систему страхования вкладов.

Информация о работе Особенности регулирования банковских вкладов в России