Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель работы: углубление и расширение знаний в области денежных расчетов в РФ.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить сущность денежных расчетов
- рассмотреть характеристику основных форм платежа
- проанализировать основные риски наличного и безналичного денежного обращения
- охарактеризовать недостатки системы денежного обращения в РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы денежных расчетов в РФ 5
1.1. Понятие и сущность денежных расчетов 5
1.2. Формы безналичных расчетов и их схемы 13
Глава 2. Особенности организации наличных денег и электронных средств платежа 24
2.1. Обзор преимуществ и недостатков наличных денег и электронных средств платяжа 24
2.2. Основные риски, связанные с наличными расчетами и элетронными средствами платежа 29
Заключение 33
Библиографический список 34
Также следует отметить и наличный денежный оборот, который является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике.
Налично-денежный оборот - это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот. Монету во всех странах, как правило, чеканит государственная казна, а в обращение выпускает вместе с банкнотами центральный банк, который покупает их по номинальной, или нарицательной стоимости у казны.6
Для расчетов наличными используется банкноты, выпускаемые центральным банком, который имеет монопольное право на их эмиссию. Банкноты имеют принудительный официальный курс и не могут быть отвергнуты при расчетах.
Современный механизм эмиссии банкнот строится на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золото -валютных резервов страны.
Выпуск банкнот на современном
этапе является фидуциарным, не обеспеченным
золотом. Эмиссия банкнот, осуществляемая
при кредитовании банков, обеспечена
векселями и другими
В России налично – денежный оборот организуется Центральным банком и берет начало а его расчетно- кассовых центрах (РКЦ). Наличные деньги переводятся из резервных фондов РКЦ в оборотные кассы, затем направляются в операционные кассы коммерческих банков, которые выдают наличные деньги своим клиентам- юридическим и физическим лицам, и т.д.
Для коммерческих банков устанавливаются лимиты остатка наличных денег в оборотных кассах; суммы, превышающие лимит, сдаются в РКЦ. Оборотные кассы РКЦ также имеет лимит, и суммы, его превышающие, должны быть переведены в резервные фонды. В итоге деньги изымаются из обращения.
Таким образом тема наличного и безналичного денежного оборота в последнее время весьма активно обсуждается в прессе, среди профессионалов, в экспертном сообществе. Она особо актуальна для России как страны с развивающимся рынком. На сегодняшний день в нашей стране статистика свидетельствует о доминировании наличных платежей: их доля составляет порядка 90% от общего объема платежей (имеется в виду розничный платежный оборот).7
1.2. Формы безналичных расчетов и их схемы
Безналичные расчеты проводятся на
основании расчетных документов
установленной формы с
Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями ( взыскателями ) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально.
Каждая форма безналичных
Существуют следующие формы безналичных расчетов:
Платежными поручениями является распоряжение владельца счета (плательщика ) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.8 Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.9
Платежными документами могут
совершаться перечисления
В соответствие с условиями
основного договора платежные
поручения могут
Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений.
1 - заключение договора; 2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 - выписка из расчетного счета о списании денежных средств: 5 - платежное поручение на право зачислений платежа на расчетный счёт получателя; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии пред оставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.10
В соответствии с действующей практикой могут быть открыты следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные);
- непокрытые (гарантированные);
- отзывные или безотзывные.
При открытии покрытого аккредитива банк эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива ( покрытие ) в распоряжение исполняющегося банка на весь срок действия аккредитива.
При открытие непокрытого аккредитива банк- эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.
Отзывным аккредитивом является такой, который может быть изменен или отменен банком - эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких- либо обязательств банка - эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.11
Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.12
Следует помнить, что каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Аккредитив может содержать и другие условия. Схема организации документооборота при использовании аккредитивной формы расчетов приведена на рисунок 1.3.
Рисунок 1.3. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов:
1 - заключение договора с
2 - заявление на открытие аккредитива;
3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;
4 - извещение об открытии аккредитива, его условия;
5 - сообщение поставщику условий аккредитива;
6 - отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива;
7 - передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива;
8 - извещение об использовании аккредитива;
9 - выписка из расчетного спета о зачислении платежа за счет аккредитива;
10 - сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива к оплате.
Одной из традиционных является чековая форма расчетов.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.13
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Чекодержатель является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.
Плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банков- эмитентом или банком- корреспондентом.
Чек удобен для расчетов в случаях:
- когда плательщик не хочет совершить платеж до получения товара, а поставщик передать товар до получения гарантии платежа;
- когда продавец заранее не известен.
Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.
Схема организации документооборота
при использовании чековой
Рисунок 1.4. Схема организации
1 - заявление на покупку чековой книжки;
2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита;
3 - передала товара, отгрузка продукции:
4 - передача чека на оплату товаров или услуг;
5 - документы на оплату;
6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;
7 - выписка из счета
8 - выписка из расчетного счёта поставщика.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк ( далее банк- эмитент ) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для расчетов по инкассо банк – эмитент вправе привлекать другой банк.
Расчеты по инкассо также осуществляются
на основании платежных
Различают внешнее и внутреннее инкассо. Под внешним инкассо подразумевается банковская операция, когда по поручению экспортера банк берет на себя обязательство получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от какого-то лица, находящегося за границей. При внутреннем инкассо по поручению уже зарубежного поставщика банк помогает иностранному банку получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от некоего лица в России (юридического или физического).14
Инкассо также может быть чистым, когда инкассируются только финансовые документы, не сопровождающиеся коммерческими документами; существует и документарное инкассо, когда обрабатываются и финансовые, и коммерческие или только коммерческие документы.
При проведении банковских операций по инкассо пользуются следующей терминологией.
Доверитель - клиент, доверяющий реализацию операций инкассирования своему банку.
Банк-ремитент - банковское учреждение, которое по поручению доверителя осуществляет операции инкассирования.
Инкассирующий - любой банк, за исключением банка-ремитента, который участвует в процессе обработки инкассового поручения.
Представляющий банк - инкассирующий
банк, который выполняет
Рисунок 1.5. Механизм проведения инкассовых операций
Достаточно распространенной формой безналичных расчетов является расчеты с использованием платежных требований.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора ( получателя средств ) по основному договору к должнику ( плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями:
Информация о работе Особенности организации наличных денег и электронных средств платежа