Особенности организации наличных денег и электронных средств платежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: углубление и расширение знаний в области денежных расчетов в РФ.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить сущность денежных расчетов
- рассмотреть характеристику основных форм платежа
- проанализировать основные риски наличного и безналичного денежного обращения
- охарактеризовать недостатки системы денежного обращения в РФ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы системы денежных расчетов в РФ 5

1.1. Понятие и сущность денежных расчетов 5

1.2. Формы безналичных расчетов и их схемы 13

Глава 2. Особенности организации наличных денег и электронных средств платежа 24

2.1. Обзор преимуществ и недостатков наличных денег и электронных средств платяжа 24

2.2. Основные риски, связанные с наличными расчетами и элетронными средствами платежа 29

Заключение 33

Библиографический список 34

Работа содержит 1 файл

курсовая дкб.docx

— 558.37 Кб (Скачать)

Также следует отметить и наличный денежный оборот, который является неотъемлемой частью денежного оборота  в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот  наличных денег в экономике.

Налично-денежный оборот - это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот. Монету во всех странах, как правило, чеканит государственная казна, а в обращение выпускает вместе с банкнотами центральный банк, который покупает их по номинальной, или нарицательной стоимости у казны.6

Для расчетов наличными используется банкноты, выпускаемые центральным  банком, который имеет монопольное  право на их эмиссию. Банкноты имеют принудительный официальный курс и не могут быть отвергнуты при расчетах.

Современный механизм эмиссии банкнот  строится на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золото -валютных резервов страны.

Выпуск банкнот на современном  этапе является фидуциарным, не обеспеченным золотом. Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами, при кредитовании государства- государственными долговыми обязательствами, а при покупке иностранной валюты обеспечением служит сама иностранная валюта и золото. Таким образом, обеспечением банковской эмиссии служат активы центрального банка.

В России налично – денежный оборот организуется Центральным банком и  берет начало а его расчетно- кассовых центрах (РКЦ). Наличные деньги переводятся из резервных фондов РКЦ в оборотные кассы, затем направляются в операционные кассы коммерческих банков, которые выдают наличные деньги своим клиентам- юридическим и физическим лицам, и т.д.

Для коммерческих банков устанавливаются  лимиты остатка наличных денег в  оборотных кассах; суммы, превышающие  лимит, сдаются  в РКЦ. Оборотные  кассы РКЦ также имеет лимит, и суммы, его превышающие, должны быть переведены в резервные фонды. В итоге деньги изымаются из обращения.

Таким образом тема наличного и безналичного денежного оборота в последнее время весьма активно обсуждается в прессе, среди профессионалов, в экспертном сообществе. Она особо актуальна для России как страны с развивающимся рынком. На сегодняшний день в нашей стране статистика свидетельствует о доминировании наличных платежей: их доля составляет порядка 90% от общего объема платежей (имеется в виду розничный платежный оборот).7 

 

1.2. Формы безналичных расчетов  и их схемы

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением  соответствующего документооборота. В  зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации  документооборота в банке, у  плательщиков и получателей средств различают  следующие основные формы безналичных  расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты  чеками, расчеты по инкассо.

Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями ( взыскателями ) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально.

Каждая форма безналичных расчетов включают в себя следующие элементы:

    1. способ передачи информации;
    2. вид расчетного документа;
    3. порядок документооборота.

         

          Существуют следующие формы безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо;
  • а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

 

         Платежными поручениями является распоряжение владельца счета (плательщика ) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.8 Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.9

         Платежными документами могут  совершаться перечисления денежных  средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги  в бюджеты разных уровней и  во внебюджетные фонды, при  размещении или возврате кредитов (займов) и уплате процентов по ним, и в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

        В соответствие с условиями  основного договора платежные  поручения могут использоваться  для предварительной оплаты товаров,  работ, услуг или для периодических  платежей.  

Схема документооборота при осуществлении  расчетов платежными поручениями представлена на рисунке 1.2.

          Рисунок 1.2. Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений.

1 - заключение договора; 2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 - выписка из расчетного счета о списании денежных средств: 5 - платежное поручение на право зачислений платежа на расчетный счёт получателя; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа.

         Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии пред оставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.10

В соответствии с действующей практикой  могут быть открыты следующие  виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные);

- непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

           При открытии  покрытого аккредитива банк эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива ( покрытие ) в распоряжение исполняющегося банка на весь срок действия аккредитива.

          При открытие непокрытого аккредитива банк- эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

          Отзывным аккредитивом является такой, который может быть изменен или отменен банком - эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких- либо обязательств банка - эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.11

         Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.12

Следует помнить, что каждый открываемый  аккредитив предназначается для  расчетов только с одним поставщиком. Аккредитив может содержать и  другие условия. Схема организации  документооборота при использовании  аккредитивной формы расчетов приведена  на рисунок 1.3.

           Рисунок 1.3. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов:

1 - заключение договора с указанием  аккредитивной формы расчетов;

2 - заявление на открытие аккредитива;

3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива;

4 - извещение об открытии аккредитива, его условия;

5 - сообщение поставщику условий аккредитива;

6 - отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива;

7 - передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива;

8 - извещение об использовании аккредитива;

9 - выписка из расчетного спета  о зачислении платежа за счет  аккредитива; 

10 - сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива к оплате.

         Одной из традиционных является чековая форма расчетов.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.13

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Чекодержатель является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек.

Плательщиком – банк, в котором  находятся денежные средства чекодателя.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банков- эмитентом или банком- корреспондентом.

Чек удобен для расчетов в случаях:

- когда плательщик не хочет  совершить платеж до получения  товара, а поставщик передать  товар до получения гарантии  платежа;

- когда продавец заранее не  известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.

Схема организации документооборота при использовании чековой формы  расчетов представлена на рисунке 1.4.

 

Рисунок 1.4. Схема организации документооборота при использовании чековой формы  расчетов

1 - заявление на покупку чековой  книжки;

2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита;

3 - передала товара, отгрузка продукции:

4 - передача чека на оплату товаров или услуг;

5 - документы на оплату;

6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя;

7 - выписка из счета депонированных  сумм;

8 - выписка из расчетного счёта  поставщика.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк ( далее банк- эмитент ) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для расчетов по инкассо банк – эмитент вправе привлекать другой банк.

Расчеты по инкассо также осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика ( с акцептом ) или без его распоряжения ( в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производиться без распоряжения  плательщика ( в бесспорном порядке ).

 Различают внешнее и внутреннее инкассо. Под внешним инкассо подразумевается банковская операция, когда по поручению экспортера банк берет на себя обязательство получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от какого-то лица, находящегося за границей. При внутреннем инкассо по поручению уже зарубежного поставщика банк помогает иностранному банку получить платеж по чеку, переводному векселю, тратте или простому векселю от некоего лица в России (юридического или физического).14

           Инкассо также может быть чистым, когда инкассируются только финансовые документы, не сопровождающиеся коммерческими документами; существует и документарное инкассо, когда обрабатываются и финансовые, и коммерческие или только коммерческие документы.

При проведении банковских операций по инкассо пользуются следующей  терминологией.

Доверитель - клиент, доверяющий реализацию операций инкассирования своему банку.

Банк-ремитент - банковское учреждение, которое по поручению доверителя осуществляет операции инкассирования.

Инкассирующий - любой банк, за исключением  банка-ремитента, который участвует  в процессе обработки инкассового  поручения.

Представляющий банк - инкассирующий  банк, который выполняет представление  трассату, т.е. лицу, обязанному уплатить по инкассо поручению. На рисунке 1.5. представлены этапы проведения инкассовых операций.


Рисунок 1.5. Механизм проведения инкассовых операций

 

Достаточно распространенной формой безналичных расчетов является расчеты с использованием платежных требований.

Платежное требование является расчетным  документом, содержащим требование кредитора  ( получателя средств ) по основному договору к должнику ( плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями:

Информация о работе Особенности организации наличных денег и электронных средств платежа