Особенности кредитно-денежной политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1.Определение понятия денежно-кредитной политики;
2.Рассмотрение основных целей;
3.Ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;
4.Рассмотрение моделей денежно-кредитной политики;
5.Рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации;
6.Рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.

Содержание

1 Теоретические основы изучения денежно-кредитной политики
1.1Определение денежно-кредитной политики
1.2 Основные цели денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
1.4 Модели денежно-кредитной политики
1.5 Политика «дешевых» и политика «дорогих» денег
2 Особенности денежно-кредитной политики в современной России
2.1 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая основная.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

   Изменение ценовых пропорций не может пройти безболезненно. Инфляция во внутреннем секторе в основном коснется низкооплачиваемых и средне доходных слоев населения. Возрастет конкурентоспособность импорта. Успех преобразований будет зависеть от умения российских предприятий использовать неценовые факторы конкуренции и продвигать товары на внутреннем рынке. Если предприятия адаптируются к новым экономическим условиям, то рост доходов населения и, как следствие, рост платежеспособного спроса выполнят роль стимулятора российской экономики.

    Именно финансовые инструменты могут стать реальным двигателем экономического развития. Приближение финансового сектора к реальному производству, преодоление ценовых диспропорций, формирование структуры цен, которая может в незначительной мере отличаться от мировой, позволит провести реформу доходов населения.

   Опыт России показал, что антиинфляционные меры, практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в обращении, не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка.

   Проведение в жизнь этих простых и понятных решений в условиях сложной и неординарной российской экономической ситуации, однако, создало (и создает до сих пор) еще больше проблем, нежели денежно-кредитная политика первой половины90-х гг., и закончилось, как известно, августовским крахом 1998 г. Дело в том, что такая денежно-кредитная политика проводилась и проводится в условиях непрекращающейся дезорганизации и падения национального производства, что, с одной стороны, усугубляло это падение, делало его более глубоким, а, с другой стороны, не позволяло эффективно выполнять даже ту основную задачу, для реализации которой вообще были предназначены указанные выше инструменты — сдерживать развитие инфляционных процессов. Иными словами, опыт России показал, что антиинфляционные меры, практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в обращении, не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка. Именно поэтому, по нашему мнению, несмотря на использование в России современных инструментов денежно-кредитного регулирования, все еще достаточно высок уровень инфляции.- Он, как правило, во второй половине 90-х гг. в 4-7 раз превышал уровень инфляции в развитых западных странах.

    Гуревич М.И. считает, что в конечном итоге денежно-кредитная политика должна обеспечить решение следующих основных задач:

-неинфляционное увеличение притока национальных инвестиционных ресурсов в экономику страны;

-создание механизма перераспределения Банком России денежных средств среди субъектов банковской системы через инструменты абсорбирования и предоставления ликвидности;

-трансформацию коротких (2-3 недели) денежных средств в длинные (1-7 лет), но по цене коротких;

-удешевление кредитных ресурсов для целей модернизации основных фондов и создания новых производственных мощностей;

-повышение капитализации банковской системы.

   Именно ресурсы во все времена определяли благополучие государства и нации: природные, денежные, людские, причем именно ресурсы, а не надзор за их распределением и оборотом.

   За надзором, по его мнению, должна быть закреплена не только функция удаления с рынка опасных для общества криминальных кредитных организаций, но и функция ускоренного развития подавляющего большинства добросовестных банков.

    Астапов К.Л. утверждает, что для денежно-кредитной политики необходимы взвешенные оценки объема Стабилизационного фонда и возможностей его использования для развития российской экономики, которые приводятся в табл.1. предлагаются три возможных сценария:

1) консервативный (цены на российскую нефть находятся на уровне 40дол. США за баррель, и объем экспорта нефти 200 млн. т в год, что ниже объемов экспорта нефти в 2004 г., составивших 258млн т, но выше 150 млн. т в неблагоприятном сценарии Энергетической стратегии России на период до2020 г., утвержденной распоряжением Правительства от 28.08.2003г.

Стабилизационный фонд будет увеличиваться на 390 млрд руб.;

2) реалистичный (цены на российскую нефть-60дол. за баррель, а объемы экспорта- 250 млн т) - 1,46 трлн руб.;

3) благоприятный (цены на российскую нефть—70дол. за баррель, а объемы экспорта - 300 млн т, что несколько ниже максимального уровня экспорта нефти в Энергетической стратегии) — 2,33 трлн руб.

Таблица 1

Сценарий

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1-й сценарий

2,1

2,5

2,9

3,3

3,7

4,1

2-й сценарий

2,1

3,6

5,0

6,5

7,9

9,4

3-й сценарий

2,1

4,4

6,8

9,1

11,4

13,8


 

Формирование Стабилизационного фонда, в трлн руб. (расчеты автора)

Во всех случаях будем предполагать, что уровень отсечения в Стабилизационный фонд составит 30 дол. за баррель, в то время как сейчас планка отсечения составляет 27дол. Кроме того, будем исходить из оценок Минфина объема Стабилизационного фонда на начало 2007г. - 2,10 трлн руб., в расчетах курс доллара — 27 руб.

Таким образом, если средства только аккумулируются в Стабилизационном фонде и не используются, то к 2012 г. при наиболее вероятном сценарии объем фонда превысит 9 трлн руб., что значительно превышает внешний долг (ВВП в 2004г. составил 16,8 трлн руб., а внешний долг — 3,2 трлн руб.).

 

   Заключение

   В данной курсовой работе я попыталась провести анализ осуществления денежно-кредитной политики. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного политики, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:

высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;

следует отметить более решительный переход от административно-командных к рыночным методам регулирования;

сочетание мер, принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов.

сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста.

    Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.


Список использованной литературы:

1) Нуреев Р.Н. Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Р.Н.Нуреев.-М.:Москва, 2000

2) Астапов К.А. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит.-2006.-№25.-с.75-81.

3) Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. 2007.

4) Ершов М.В. Задачи экономического развития и денежно-кредитные подходы // Деньги и кредит.-2007

5) Лаврушин О.И. Особенности использования кредита в рыночной экономике // Банковское дело.-2002.-№6.-с.2-13.

6) Москвин В.А. Пути совершенствования обязательного резервирования / Москвин В.А., Ларина О.И. // Деньги и кредит.-2002.-№3.-с.17-26.

7) Моисеев С.Р. Инерция денежно-кредитной политики // Финансы и кредит.-2003.-№20.-с.52-57.

8) Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России // Финансы и кредит.-2005.-№23.-с.45-54.

9) Пещанская И.В. Кредитный рынок России: повышение конкурентоспособности // Банковское дело.-2004.-№7-с.2-5.

10) Пушкарева А.Л. Денежно-кредитная политика и политика Центрального банка / Пушкарева А.Л., Шенцисс Б.Л. // Банковское дело.-2002.-№2.-с.11-16.

11) Семенов С.К. О классификации методов денежно-кредитной политики // Финансы и кредит.-2005.-№2.-с.45-47.

3

 



Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики в современной России