Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:29, реферат

Описание работы

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Разработка и  проведение кадровой политики

• Принцип подбора  и расстановки персонала предусматривает  разработку конкретных требований к  персоналу банка исходя из масштабов  его деятельности, конкурентоспособности его на рынке, традиций, а также схему рационального размещения персонала между подразделениями, отделами и филиалами банка.

• Условия найма  и увольнения определяются конкретными  правилами, по которым банк набирает и увольняет персонал. Эти правила содержат определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка 
(включая уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы, размер предлагаемой заработной платы. При этом условия найма соответственно дифференцированы для молодых кадров, уровень которых определяется в основном по степени полученного образования, и кадров старших возрастов, где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие факторы, как нарушение банковской этики и дисциплины, безынициативность, отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.

• Обучение и  повышение квалификации предусматривают  постоянное обучение персонала банка  на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в специальных учебных центрах при высших учебных заведениях (университетах, институтах, колледжах). Необходимость обучения в целях повышения квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического прогресса в банковских технологиях.

• Оценка персонала  и его деятельности предусматривает  анализ работы банковского персонала  в течение определенного периода (1-2 года) на всех уровнях с целью повышения эффективности деятельности персонала. После анализа и оценки работы персонала руководством банка принимаются определенные решения в области кадровой политики, которая может заключаться в перемещениях част работников, увольнении, направлении на учебу, и поощрении или санкциях

Оплата и стимулирование труда

• Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка определенных тарифов  в соответствии с квалификацией  и ответственностью персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по усмотрению руководства банка.

• Пути повышения  производительности труда представляют собой важный элемент в управлении персоналом, так как повышение  производительности в банковском деле означает снижение издержек и повышение  прибыли. Руководство банка придает большое значение этой стороне деятельности и предусматривает внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с потерей рабочего времени путем создания благоприятных условий труда для персонала (обеспечение питанием внутри банка, организация отдыха персонала, создание в стенах банка приятного дизайна и другие меры)

• Поощрительная  система оплаты труда означает постоянное или разовое повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных  и годовых премий. 
В западных странах ряд банков практикует в качестве поощрительной системы выдачу персоналу своих акций, что считается самым высоким уровнем в оплате труда.

Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами

• Использование  персонала на низовом уровне включает в себя инициативы младшего персонала в управлении банком и привлечение его к разработке, подготовке и принятию решений по определенным частным вопросам в общей банковской стратегии (обслуживание клиента, внедрение новых банковских услуг и ряд других).

• Персонал отделов  и его функции четко разграничены между различными отделами банка  для устранения дублирования в работе. Руководством банка в целях повышения  эффективности банковской деятельности конкретно определены функции каждого  отдела.

• Взаимоотношения в коллективе предусматривают создание благоприятного психологического климата как внутри персонала банка, так и в его отношениях с руководством банка В случае нарушения психологического баланса в коллективе или какой-то его части руководство может осуществить перемещение, увольнение или замену персонала.

• Взаимоотношение  с профсоюзами представляет собой  наиболее деликатный аспект в управлении персоналом. Банковские служащие в  западных странах, как правило, объединены в профсоюз, который призван защищать социально- экономические права. Некоторые банки не принимают на работу членов профсоюзов. Это в основном относится к ряду очень крупных банков, которые выплачивают очень высокую заработную плату своим служащим. Но большинство банков вынуждено считаться с профсоюзами банковских служащих, поэтому руководство банков стремится строить свои отношения на благоприятной эластичной основе, чтобы при возникновении противоречий преодолевать их достаточно гибко и сохранить психологический климат во взаимоотношениях персонала и руководства банка.

Социально-психологические  аспекты управления

• Мотивация  труда персонала и творческая инициатива включают в себя создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы персонал банка работал с полной отдачей, был заинтересован в работе, а с другой — чтобы творческая инициатива, разработки, предложения персонала банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность банковской деятельности и растет прибыль.

• Организационная  культура банка предусматривает два аспекта. С одной стороны, — это культура обращения персонала банка при обслуживании клиентов по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам. С другой - организационная культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных благоприятных бытовых условий для персонала банка (наличие хороших помещений, ресторана или столовой, системы отдыха для персонала, автостоянки и т.д.).

• Влияние управления персоналом на деятельность банка и  его организацию осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы банковского персонала с точки зрения расширения операций и увеличения прибыли. Обычно такая оценка производится руководством при подготовке ежегодного баланса и при отчете перед акционерами банка на годовом собрании. Результаты такой оценки могут приводить и, как правило, приводят к изменению кадровой политики, так как персонал является важной производительной силой банка.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в  банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.

Банковская деятельность представляет собой специфичную  сферу бизнеса, определяющую особенности  мышления и поведения занятых  в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.

Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены  денежные вклады множество кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому  банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.

Менеджмент банка  характеризуется эффективностью организации  и руководства банком в постоянно  изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.

Содержание банковского  менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планирование позволяет заглянуть в будущее  банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов.

Назначение этих документов состоит в том, чтобы  обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении.

Планирование  определяет рамки, границы, в которых  предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все  стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.

Планирование  представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения  банка и определяющий локальные  и общие перспективы развития банка.

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям 
(кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика).

Анализ направлен  на оценку деятельности банка в целом  и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых  результатов с прогнозными, с  результатами истекших периодов и с  результатами лучших банков.

Материалы анализа  позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной  аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в  определенном ракурсе. Главными направлениями анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.

Оценка ресурсной  базы: объема, структуры и основных тенденций развития её составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита). Анализ осуществляется на основе классификации отдельных статей ресурсов банка, расчета структурных показателей, сравнения их в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка.

Оценка состояния  активов банка: объема, структуры  и основных тенденций развития составных  частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов). 
Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета структурных показателей; сравнения их в динамике и с другими банками. 
Результаты проведенного анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка.

Оценка ликвидности  банка производится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня показателей.

Материалы анализа  позволяют определить стратегию  и тактику банка в области  управления ликвидностью.

Оценка доходности банка осуществляется на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Указанный анализ является основой для разработки механизма управления прибыльностью банка.

Наряду с этими  направлениями сводной аналитической  работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи и др.

Материалы указанных  аналитических разработок используются для выработки политики в области управления банковскими рисками применительно к сферам деятельности банка.

Регулирование в системе банковского менеджмента  имеет определенные особенности, обусловленные  наличием государственного надзора  за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы "чужих" денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

В этой связи  система внутрибанковского регулирования 
(саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Вместе с тем, система внутрибанковского регулирования  включает и самостоятельные направления:

. совершенствование  организационной структуры банка,  в частности, образование новых  подразделений, обеспечивающих дальнейшее  развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и маркетинга и т. д.);

. разработка  новых и совершенствование действующих  инструктивных и методических  материалов, процедур принятия решений,  позволяющих повышать качество  управления банковской деятельностью;

Информация о работе Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент