Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:29, реферат

Описание работы

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Реферат: "Особенности банковского  менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент"

Раздел: Рефераты по менеджменту

Вариант №1

1. Особенности  банковского менеджмента и содержание  процесса управления коммерческим банком

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид  профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.

Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

• ориентация любого банка на спрос и потребность  рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;

• корректировка  целей, задач и программ банка  в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

• учет окончательного результата работы банка и его  отделений 
(филиалов) в процессе деятельности на рынке;

• обязательное использование современной информационной базы 
(компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

• рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Под понятием "банковская деятельность" подразумевается организация  технологической цепочки банковского  цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т д.), обеспечение  процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Банковская деятельность включает разработку и совершенствование  банковской технологии, обеспечение  требуемого уровня качества банковских продуктов и услуг, выполнение банковских операций и всех видов расчетов, техническое обслуживание операций, материально-техническое снабжение банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание стабильности ликвидности.

При этом от банка  требуется такой стиль работы, который должен предусматривать  постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать средства для решения поставленных задач из различных источников, добиваться повышения эффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.

Конкретные цели деятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу Управление банком путем определения целей (management by objectives) производится с учетом оценки потенциальных возможностей банка и ею обеспеченности соответствующими ресурсами Банк определяет цели общие и специфические. Общие — это общая концепция развития банка в целом, специфические — разработка задач по основным видам деятельности и в рамках общих целей.

Использование банковских и трудовых ресурсов подразумевает  достижение целей путем минимизации  затрат и максимальной эффективности  деятельности персонала банка на основе мотивации его труда.

Под "банковским механизмом" следует понимать три  взаимосвязанных звена: внутрибанковское управление, управление операциями, управление персоналом. Использование банковского  механизма предусматривает решение  конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Он обусловлен банковской деятельностью в рыночных условиях, когда результаты управленческой и банковской деятельности получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассмотрим основные звенья банковского механизма.

Таблица 1

Функциональное  звено внутрибанковского управления

|Принципы |Функции  |Банковские методы | 
|Централизация |Маркетинг |Пассивные и активные | 
|Децентрализация в |Планирование и |операции банка | 
|управлении |прогнозирование |Внутрибанковский расчет| 
|Сочетание централизации|Организация | | 
|и децентрализации |Контроль и учет |Процентная политика | 
|Ориентация на |(внутренний аудит) |Выработка банковской | 
|долгосрочные цели | |стратегии, политики и | 
|развития | |ее основных элементов | 
|Демократизация | | | 
|управления участие | | | 
|персонала в высшем | | | 
|звене управления | | |

Как показывает таблица 1, структура внутрибанковского  управления базируется на принципах, функциях и банковских методах Рассмотрим содержание каждой из этих составляющих

Принципы:

• Принцип централизации  означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются  в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

• Принцип децентрализации  означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются  на уровне отделов или департаментов  банков.

• Принцип сочетания  централизации и децентрализации  содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

• Принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

• Демократизация управления представляет собой участие  персонала банка в высшем звене  управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии  их достижения.

Функции внутрибанковского  управления:

• Функция маркетинга предусматривает изучение рынка  и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах  и услугах.

• Функция планирования и прогнозирования включает в  себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и  перспективное будущее.

• Функция организации  означает разработку таких структуры  банка и его механизма, которые  отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.

• Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковские методы:

• Пассивные  и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.

• Внутрибанковский расчет предусматривает организацию  расчетных операций внутри банка  между его различными отделами и  подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.

• Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

• Банковская стратегия  и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. 
Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

• Разработка научно-технической  политики банка означает разработку и организацию научного поиска с  целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

• Разработка и  внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц.

• Организация  научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных  подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

Таблица 2.

Функциональное  звено управления банковской деятельностью

|Проведение  НИР |Обеспечение |Обеспечение  |Организационная | 
| |развития |реализации |структура | 
| |банковской |банковских |управления | 
| |деятельности |продуктов |банком | 
| Разработка | Разработка и |Разработка |Функциональная | 
|научно-техническ|обеспечение |политики |Линейно-функцион| 
|ой политики |политики по |реализации |альная | 
|банка |важнейшим |банковских |Проблемно-целева| 
|Разработка и |направлениям |продуктов и |я | 
|внедрение новых |банковской |услуг |Программно-целев| 
|банковских |деятельности |Выбор путей и |ая | 
|продуктов и |Развитие |методов | | 
|услуг |банковских |реализации | | 
|Организация |технологий |банковских | | 
|научно-техническ|Обеспечение |продуктов | | 
|ой деятельности |материально-техн|Организация | | 
| |ическими |реализации | | 
| |ресурсами | | | 
| |Повышение | | | 
| |качества и | | | 
| |конкурентоспособ| | | 
| |ности. Повышение| | | 
| |производительнос| | | 
| |ти труда | | |

Обеспечение развития банковской деятельности

• Разработка и  обеспечение политики по важнейшим  направлениям банковской деятельности включает в себя разработки таких  важнейших направлений, как расширение пассивных и активных операций и их отдельных элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.

• Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных и активных операций.

• Обеспечение  материально-техническими ресурсами  включает в себя обеспечение зданиями, помещениями, техническими средствами, включая ЭВМ, ксероксы, фототехнику, пишущие машинки, автомобильный  парк.

• Повышение качества и конкурентоспособности предусматривает улучшение качества банковских продуктов и услуг и расширение рынка.

• Повышение  производительности труда - это уменьшение затрат на единицу банковского продукта, на одного работника, внедрение новых технических средств.

Обеспечение реализации банковских продуктов

• Разработка политики реализации банковских продуктов и  услуг предусматривает конкретные меры по продвижению банковских продуктов  на рынок (решение вопросов — какие  продукты, какие рынки, кто реализует и т.д.).

• Выбор путей  и методов реализации банковских продуктов означает, как, каким образом  банк будет осуществлять реализацию банковских продуктов — через  свою сеть отделений, путем рекламы, путем расширения информации.

• Организация  реализации — это система и механизм реализации банковских продуктов.

Организационная структура управления банком

• Функциональная структура управления означает, что  банк работает в обычном функциональном режиме сложившейся банковской практики.

• Линейно-функциональная — работает в обычном режиме, но с определенным направлением в одну из сфер своей деятельности, например, стремится повысить свою конкурентоспособность.

• Проблемно-целевое  управление означает, что перед банком стоит определенная проблема, и он разрабатывает цель для её разрешения.

• Программно-целевое  управление предусматривает, что банк разрабатывает одну или несколько  целей своей деятельности и создает  программы для достижения этих целей.

Таблица 3

Функциональное  звено управления персоналом

|Разработка и |Оплата и |Групповое |Социально-психоло| 
|проведение |стимулирование |управление |гические аспекты | 
|кадровой политики|труда |взаимоотношениями|управления | 
| | |в коллективе и с | | 
| | |профсоюзами | | 
|Принципы подбора |Формы оплаты |Использование |Мотивация труда | 
|и расстановки |труда |персонала в |персонала и | 
|персонала |Пути повышения |управлении на |творческая | 
|Условия найма и |производительност|низовом уровне |инициатива | 
|увольнения |и труда |Разграничение |Организационная | 
|Обучение и |Поощрительная |персонала отделов|культура банка | 
|повышение |система оплаты |и функций |Влияние | 
|квалификации |труда |Взаимоотношения в|управления | 
|Оценка персонала | |коллективе |персоналом на | 
|и его | |Взаимоотношения с|деятельность | 
|деятельности | |профсоюзами |банка и его | 
| | | |организацию |

Информация о работе Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент