Основные направления деятельности кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Банки – одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства.

Содержание

Введение. 3

I.Структура кредитной организации, характер выполняемых функций и система управления. 5

1.1 Банк как элемент банковской системы 5

1.2 Функции банков 8

II.Основные направления деятельности кредитных организаций. 13

2.1 Понятие кассовых операций 13

2.2 Порядок открытия счета 15

2.3 Расчетные операции банков 21

2.4 Понятие депозитных и сберегательных операций. 23

2.5 Понятие кредитных операций 25

2.6 Операции банка с ценными бумагами 27

2.7 Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка 29

Заключение 31

Список литературы: 32

Работа содержит 1 файл

кредитная организация.docx

— 69.26 Кб (Скачать)

     Бухгалтерский баланс коммерческого банка (или  в соответствии с зарубежной терминологией - балансовый отчет) является основным документом, который формирует систему  данных об имущественном и финансовом положении банка, о результатах  его финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 1). 

     Помимо  бухгалтерского баланса в состав традиционной бухгалтерской отчетности включается также Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).

     Финансовый  результат деятельности банка определяется на основе учетных данных в бухгалтерском  балансе и в отчетности о прибылях и убытках по форме №102, достоинством которой является четкая систематизация и структуризация доходов и расходов банка. Все доходы и расходы банка в этой форме сгруппированы по подразделам, в которых отражаются финансовые результаты от выполнения отдельных видов банковских операций.

     В состав годового отчета российских коммерческих банков включаются следующие формы: бухгалтерский баланс в виде оборотной  ведомости (по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов); отчет о прибылях и убытках; данные об использовании прибыли и фондов, из нее создаваемых; расчет резерва  под возможные потери по ссудам; размер собственного капитала банка; сведения о кредитной, ресурсной политике банка, его внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях; отчет о состоянии внутреннего контроля в банке; пояснительная записка. Годовой отчет банка подается в ЦБ РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Основные направления деятельности кредитных организаций.

2.1 Понятие кассовых операций

     В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" пункт 5, статьи 5 предусматривается банковская операция, которая называется "инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц". Правда, ни в этом законе, ни в подзаконных актах данное понятие не определено.

       Все кассовые операции, включая  инкассацию, регулируются Положением Банка России от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (в ред. Указаний Банка России РФ от 04.12.2003 N 1351-У, от 01.06.2004 N 1433-У) (далее - Положение).

     Нам представляется, что банковские операции - это предусмотренный федеральным  законом, нормативными актами Банка  России и соответствующей банковской лицензией, порядок приема, учета, хранения, выдачи и доставки по назначению денежной наличности и других ценностей кредитной  организацией.

     В основе этих операций - сделка. Кредитные организации обслуживают своих клиентов на основе договоров. Для организаций - это договор на расчетно-кассовое обслуживание. В основу кассовых операций с физическими и юридическими лицами могут быть положены различные виды договорных отношений.

     Однако  сделка заключается по нормам гражданского права. В отличие от этого, кассовая операция императивно регулируется нормативным актом Банка России. Все документы, которыми оформляются кассовые операции, не могут быть изменены по соглашению сторон. Их форма и реквизиты, порядок заполнения, учета и хранения жестко регламентированы нормативным актом Банка России. Это объясняется сущностью и функциями денег. Они не имеют индивидуально определенных признаков. 
Переход денежных знаков от одного к другому владельцу должен удостоверятся определенными приемами и техническими средствами, которыми располагает только кредитная организация. Она же применяет определенную технологию приема, учета, хранения и выдачи денежных средств и других ценностей.

     Перемещение наличных денежных средств между  юридическими лицами и кредитной  организацией точно также требует  применения определенных банковских технологий.

     Все кассовые операции оформляются соответствующими банковскими документами. Форма  этих документов не произвольна. Она  постепенно вырабатывалась банковской практикой.

     В Положении предусматривается, что  порядок урегулирования претензий  по выявленным недостачам, излишкам, неплатежным  и поддельным денежным знакам определяется договором, заключаемым между кредитной  организацией и клиентом.

2.2 Порядок открытия счета 

     Основанием  открытия банковского счета, счета  по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление  всех установленных документов. По ранее действовавшей Инструкции Госбанка СССР № 28 счет открывался по разрешительной надписи уполномоченного  должностного лица банка на заявлении  на открытие счета.

     Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации  клиента, либо представлены недостоверные  сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При открытии счета должностные  лица банка проводят идентификацию  клиента, а также проверяют наличие  у клиента правоспособности (дееспособности).

     Требования  к идентификации кредитными организациями  лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

     Банк  обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся  на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует  клиент, в частности, на основании  агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

     В банке должна быть разработана и  утверждена руководителем программа  идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Программа идентификации должна включать порядок идентификации  клиентов, установления и идентификации  выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и основания оценки такого риска. Программа идентификации предусматривает сбор и фиксирование сведений о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через банк, и т.п., а также установление и сбор сведений о выгодоприобретателе.

     Требование  по идентификации считается выполненным, если банк может на основании соответствующих  документов и сведений подтвердить, что предприняты обоснованные и  доступные в сложившихся обстоятельствах  меры по установлению и идентификации  выгодоприобретателей.

     В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя  кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, указанных  выше, а также документов, являющихся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также другой необходимой информации и документов.

     При открытии банковского счета, счета  по вкладу (депозиту) должностное лицо банка должно не только идентифицировать клиента (выгодоприобретателя), проверить  наличие у клиента правоспособности (дееспособности), но и установить, действует  ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению  и от имени другого лица, которое  будет являться клиентом.

     В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, должностные лица банка  обязаны установить личность представителя  клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих  полномочий.

     Одним из нововведений Инструкции является использование аналога собственноручной подписи при установлении личности лиц, обратившихся в банк. Так, при установлении личности лиц, наделенных правом первой или второй подписи, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, должностные лица банка могут использовать аналог собственноручной подписи вышеперечисленных лиц, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий.

     Данное  положение Инструкции корреспондирует  с положениями п. 2 ст. 160 и п. 3 ст. 847 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), допускающими использование при совершении сделок как самой подписи, так и ее аналогов. Пункт 2 ст. 160 ГК РФ к числу  аналогов собственноручной подписи  относит факсимильное воспроизведение  подписи с помощью средств  механического или иного копирования  электронно-цифровой подписи либо иного  аналога собственноручной подписи.

     Инструкция  обязывает банки располагать  копиями документов, удостоверяющих личность идентифицируемого банком лица или личность которого необходимо установить при открытии банковского  счета, счета по вкладу, документировать  сведения, устанавливаемые банком при  открытии банковских счетов, а также  систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях.

Документы, необходимые для  открытия банковского  счета.

     По  сравнению с ранее действовавшими нормативными актами новая Инструкция содержит детальные требования к  порядку оформления и перечню  документов, представляемых для открытия банковского счета.

     Во-первых, для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством, то есть нотариально удостоверенные либо удостоверенные органом, выдавшим документ.

     Инструкция  предусматривает возможность применения банком иных способов оформления копий  документов. Так, для юридических  лиц предусматривается возможность  изготовления и заверения копий  документов самим клиентом, банк при  этом устанавливает соответствие копий  оригиналам документов, проверяет наличие  в них подписи лица, заверившего  копию документа, его фамилии, имени, отчества и должности, а также  оттиска печати клиента. После этого  на изготовленной клиентом копии  документа должностное лицо банка  делает надпись «сверено с оригиналом»  и проставляет свою подпись с  указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для  этих целей распорядительным актом  банка.

     Кроме того, должностное лицо банка может  самостоятельно изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом, сделав на копии документа  надпись «копия верна» и проставив  свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также оттиск печати или штампа банка, установленного для этих целей  распорядительным актом банка.

     Во-вторых, в Инструкции содержится специальное  указание по поводу документов, представленных на иностранном языке, — документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. В случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, документы, представляемые при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), должны быть легализованы.

     В настоящее время действует следующий  порядок легализации документов.

     Документы, присланные (ввезенные) из-за границы, должны быть легализованы в посольстве (консульстве) РФ за границей или в  посольстве (консульстве) иностранного государства в РФ. Легализации документов не требуется, если эти документы были оформлены на территории:

  1. государств — участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. (при наличии апостиля, проставляемого компетентным органом иностранного государства); 
  2. государств — участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; 
  3. государств, с которыми Российская Федерация заключила договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. 

     Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский  язык. Подлинность подписи переводчика  заверяется нотариально.

     В-третьих, при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиент обязан представить все документы, содержащие достоверные сведения и необходимые  для открытия соответствующего счета  в соответствии с гл. 3–6 Инструкции. Как уже отмечалось, непредставление  документов, подтверждающих сведения, необходимые для идентификации  клиента, либо представление недостоверных  сведений, может служить основанием для отказа клиенту в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Информация о работе Основные направления деятельности кредитных организаций