Организация внутрибанковского контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:00, реферат

Описание работы

Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру. Внутренний контроль – постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности, позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава1.Внутренний контроль в системе управления банком……..…..….…....3
1.1.Сущность внутреннего контроля в банках …………………….......…..3
1.2. Основные направления и виды внутреннего контроля……….........….5
Глава 2. Организация внутреннего контроля в банке…………………..…......11
2.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…………..……....12
2.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка……………..........18
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................21
Заключение…………………………………………………………….….....….26
Список использованной литературы………………………………..….…..…29


3. ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
3.1. Методы оценки системы внутреннего контроля банков
3.2. Качественный метод оценки системы внутреннего контроля
3.3. Статистический метод (количественная оценка)
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

 Должна быть обеспечена профессиональная компетентность руководителя и служащих службы внутреннего контроля. Кредитная организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки. Кредитной организации рекомендуется устанавливать для руководителя службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением банковских операций и других сделок. Обучение (переподготовку) руководителя и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осуществлять на регулярной основе. Создание условий для беспристрастного, беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. 
 
 
 

  
 

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля

Известно, что внутренний контроль включает следующие  взаимосвязанные компоненты: контрольную  среду; оценку рисков; контрольные процедуры; информацию и ее распределение; мониторинг. Для того чтобы система внутреннего контроля стала эффективной, нужно её постоянно совершенствовать. Пути совершенствования можно выделить следующие: 

Утверждать  и периодически пересматривать владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающие  стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля:

- устанавливать  основные виды деятельности организации; 

- идентифицировать  основные неотъемлемые риски,  связанные с основными видами  деятельности;

- устанавливать  приемлемые уровни риска, который  может (должен) принимать на себя кредитная организация и её подразделения для достижения поставленных целей;

- определять  основные методы контроля и  структуру контроля, не позволяющие  превысить установленные уровни  риска. 

Утвержденную  стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков:

проводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут  неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и  контроль за рисками);

- утверждать  организационную структуру и  распределение полномочий;

- разрабатывать  необходимые процедуры и процессы, направленные на выявление, отслеживание  изменений и контроля за рисками;

- планировать  и контролировать деятельность  по мониторингу эффективности системы внутреннего контроля;

- создавать  контрольную среду, которая выражает  и демонстрирует персоналу всех  уровней важность внутреннего  контроля и соблюдения этических  норм.

Создавать необходимую инфраструктуру, позволяющую  обеспечить эффективность контролей:

- процедуры  контроля реализовать на всех  уровнях управления;

- осуществлять  периодические проверки обеспечения  соответствия всех областей деятельности  установленным политикам и процедурам;

- обеспечивать  встроенность мероприятий контроля  в ежедневные операции;

- обеспечивать  разделение обязанностей и отсутствие  конфликтов интересов при выполнении  персоналом своих обязанностей;

- обеспечивать  адекватность, полноту и достоверность  внешних рыночных данных о  событиях, которые могут повлиять  на принятие решений;

- обеспечивать  адекватность, полноту и достоверность  финансовой и управленческой  отчетности;

- обеспечивать  соответствие операций действующему  законодательству.

 Создавать  эффективные и безопасные каналы  доведения информации:

- весь  персонал предупреждать о существующих политиках и процедурах, касающихся их обязанностей и ответственности;

- обеспечивать  адресацию и быстроту доведения  необходимой информацией до соответствующего  персонала;

- обеспечивать  соответствие уровня информационных  систем и всех видов деятельности организации;

- обеспечивать  безопасность информационных систем, осуществлять их периодическую  проверку.

 Проводить  независимый мониторинг эффективности  системы внутреннего контроля:

- проводить  на ежедневной основе мониторинг наиболее рискованных операций;

- проводить  оценку влияния на операции  организации каждого вида риска  по отдельности, и всеобъемлющую  оценку риска с учетом существующих  методов и мер контроля;

- обеспечить  проведение эффективного и всеобъемлющего  внутреннего аудита системы внутреннего контроля независимыми в функциональном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками;

- обеспечить  своевременное доведение информации  о недостатках внутреннего контроля  до управляющих соответствующего  уровня и ее правильная адресация;

- обеспечить  доведение до менеджмента и  Совета директоров информации  о существенных недостатках внутреннего  контроля и оценка ее эффективности. 

Организация качественной системы внутрибанковского  контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом.

Качественные  системы внутреннего контроля помогают обеспечить:

- эффективность банковских операций. Постольку каждому отделу банка присущи определенные виды внутреннего контроля, они должны помогать сохранять порядок, последовательность и своевременность ежедневных операций от получения почты до выдачи ссуд или приобретения инвестиционных ценных бумаг;

- достоверность и полноту занесенных в учетные записи сделок. Внутренний контроль позволяет сотрудникам выполнять сходные задачи и получать подобные или одиночные результаты, отвечающие нуждам коллег, внешних потребителей, внутреннего аудита, совета директоров и клиентов;

- надежность финансовой отчетности. Круг лиц, полагающихся на точность и целостность финансовой отчетности, включает совет директоров, акционеров, инвестиционные компании, сотрудников банка и общественность;

- выполнение комплаенс-цели (соблюдение банковских законов и инструкций, а также внутренней политики и процедур). Разработанные надлежащим образом системы внутреннего контроля помогают персоналу и совету директоров лучше понять сущность законов и постановлений;

- эффективность системы управления рисками. Система внутреннего контроля является частью системы управления рисками. 

Таким образом, при определении эффективности  и адекватности системы внутреннего  контроля должны в первую очередь  учитываться не конкретные формы, методы и технологии контроля, не количество людей, занятых контролем, количество проведенных ими проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и владельцев предприятия, направленные на встраивание внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия. Четкое следование внутренним нормативным документам должно стать одним из условий успешной работы, ведь они разрабатываются в каждой кредитной организации самостоятельно, утверждаются в установленном порядке их руководителями и обязательны для исполнения всеми сотрудниками.

Комплексное развитие предложенных направлений  позволит повысить эффективность банковского контроля и стабильность банковской отрасли в России.

 

                                                          Заключение

Банковская деятельность сопряжена с высокой степенью риска, что предполагает необходимость осуществления самим банком постоянного контроля за проведением всех банковских операций. Важнейшей функцией управления деятельностью коммерческого банка является организация внутреннего контроля. Внутренний контроль банка может быть охарактеризован как система методов, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы. Внутренний контроль - постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности процесс, реализуемый не только специальными контрольными службами банка, но и всеми другими подразделениями, его менеджерами и рядовыми сотрудниками. Поэтому организацию внутреннего контроля в коммерческом банке  рассматривают с точки зрения создания системы внутреннего контроля, которая определяется как совокупность органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством, учредительными и внутренними документами кредитной организации. Основной целью банковского регулирования и контроля в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед органами внутреннего контроля в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления контроля над кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом.  До недавнего времени банки уделяли недостаточное внимание вопросам повышения качества управления своей деятельностью, принятию мер по ограничению рисков и защите от них, что объяснялось как особенно благоприятными условиями развития банков - высокими процентными ставками, слабой конкуренцией между банками, так и недостаточной компетентностью сотрудников банков, наплывом в банки большого числа профессионально неподготовленных кадров. В современных условиях российским банкам было бы не лишним направить свою деятельность на качественное улучшение системы банковского контроля, позволив тем самым, обеспечить безопасность и надежность банковской системы в целом, создающую банкам условия для эффективного выполнения ими роли финансовых посредников и сохраняющую доверие к ним со стороны инвесторов, кредиторов, населения. Повышение качества контроля - непременное условие создания эффективной системы контроля и регулирования. Стоит задача поднять в ближайшие годы все составляющие банковской системы контроля до хорошего международного уровня. Это обеспечит стабильность и надежность банковской системы.  
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. В свою очередь можно сделать выводы, что в самом банке совершенствование службы внутреннего контроля обеспечивает эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей, информационную безопасность, а также соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации. Системы внутреннего контроля и деятельность коммерческого банка, в целом, можно будет признать эффективной только тогда, когда будут утверждены и периодически пересматриваться владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающий стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля, будет проведена идентификация, оценка и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками), будет создана необходимая инфраструктура, позволяющая обеспечить эффективность контроля, созданы эффективные и безопасные каналы доведения информации, проведения независимого мониторинга эффективности системы внутреннего контроля.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Федеральный  закон «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 22.09.2009)

2. Федеральный  закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)

3. Закон  РФ «Об организации внутреннего  контроля в кредитных организациях  и банковских группах»: положение  ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П (ред.  от 05.03.2009)

4.  Письмо  ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации» от 24.03.2005 № 47-Т

5. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики)/А.Г. Братко - М.: 2007. - 784 с.

6. Банковское дело: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - М., 2009. - 376 с.

7. Елизаров В.Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г.- с. 196-204

8. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.-- М.: Омега-Л, 2005. - 452 с.

9. Костерина Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.

10. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14.- М.: ПроСофт-М, 2002.- 196 c.

11. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Диссертация.12.00.14.-М.: МГУ, 2009. -204 с.

12. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КНОРУС, 2008.- 288 с.

13. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора.  08.00.10.-М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007.- 128 с.

Информация о работе Организация внутрибанковского контроля