Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:00, реферат
Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру. Внутренний контроль – постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности, позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках.
Введение……………………………………………………………………….......2
Глава1.Внутренний контроль в системе управления банком……..…..….…....3
1.1.Сущность внутреннего контроля в банках …………………….......…..3
1.2. Основные направления и виды внутреннего контроля……….........….5
Глава 2. Организация внутреннего контроля в банке…………………..…......11
2.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…………..……....12
2.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка……………..........18
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................21
Заключение…………………………………………………………….….....….26
Список использованной литературы………………………………..….…..…29
3. ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
3.1. Методы оценки системы внутреннего контроля банков
3.2. Качественный метод оценки системы внутреннего контроля
3.3. Статистический метод (количественная оценка)
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1.Внутренний контроль в системе управления банком……..…..….…....3
1.1.Сущность внутреннего контроля в банках …………………….......…..3
1.2. Основные направления и виды
внутреннего контроля……….......
Глава
2. Организация внутреннего
2.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…………..……....12
2.2. Служба
внутреннего контроля деятельности банка……………..........18
Глава
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию
банковского контроля ………………………………………………...…........
Заключение…………………………………………………
Список
использованной литературы……………
3. ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
3.1. Методы оценки системы внутреннего контроля банков
3.2. Качественный метод оценки системы внутреннего контроля
3.3. Статистический метод (количественная оценка)
3.2 Пути совершенствования
системы контроля в банке
Введение
Важным
направлением банковской деятельности
является организация внутрибанковского
контроля. Внутрибанковский контроль
характеризуется как совокупность приемов
и методов, применяемых банком для контроля
проводимых им операций. Однако внутренний
контроль нельзя рассматривать как простую
единовременную процедуру.
Внутренний контроль – постоянно осуществляемый
на всех уровнях банковской деятельности,
позволяет формировать систему, которая
обеспечивает полную и качественную проверку
деятельности банка на всех участках.
Система эффективных мер внутреннего
контроля является важнейшей составной
частью банковской деятельности. Она служит
основой для бесперебойного функционирования
кредитных организаций. Система действенных
мер внутреннего контроля может способствовать
выполнению целей и задач кредитной организации,
достижению банком долгосрочных ориентиров
прибыльности и поддержанию достоверной
финансовой и административной отчетности.
Такая система может также обеспечивать
соблюдение банком действующего законодательства
и нормативных актов, разработанной банком
политики, внутренних планов и процедур,
а также снижать риск непредвиденных потерь
или нанесения ущерба репутации банка.
Следует от чисто формальных действий
перейти к реальной оценке финансового
положения банка в целом и его рисков в
частности, в том числе на основе проверок
на местах и документарного надзора, а
также на основе полного включения службы
внутрибанковского контроля в процесс
кредитования.
Глава 1. Внутренний контроль в системе управления банком
Организация
системы внутрибанковского
Под внутрибанковским контролем понимается совокупность средств и методов проверки выполнения работниками банка кассовых, расчетных, кредитных и других операций.
Внутрибанковский контроль осуществляется всеми работниками учетно-операционного аппарата на соответствующих участках работы. Ответственность за формирование системы внутреннего контроля возлагается на руководящий состав работников банка, однако в этом процессе должен быть задействован каждый банковский служащий. Внутрибанковский контроль имеет значение в обеспечении сохранности денежных средств и ценностей, как обслуживаемых предприятий, организаций, учреждений, так и самого банка, а также законности выполняемых его учреждениями операций, точного и своевременного отражения их в учете. При помощи банковского контроля не только создаются возможности не допустить ошибки при выполнении операции или же выявить их, если они уже были допущены, но и принять меры к их устранению, а также установить виновных лиц, допустивших ошибки. Основное назначение системы внутреннего контроля в банке заключается в проверке:
- соблюдения
действующего законодательства; обеспечение
законности в выполнение операций и сохранности
средств и ценностей
- соответствия
деятельности кредитной организации плану
ее развития;
- достоверности, оперативности и полноты финансовой и управленческой информации;
- рациональности
проводимых мероприятий по
1.2. Основные направления и виды внутреннего контроля
При всем единстве сущности контроля в теории и на практике различают множество его видов. Внутренний контроль в коммерческих банках необходимо классифицировать по следующим направлениям:
· в зависимости от специфики решаемых задач следует различать - административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;
- в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный;
- в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий;
- в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный;
- в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля - общеметодические приемы: аудит, анализ, ревизия, мониторинг и др.; приемы документального контроля: юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.; приемы фактического контроля: инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.
Классификация видов внутреннего контроля в банке
Различаются следующие виды внутрибанковского контроля:
Предварительный
контроль – это система внутреннего контроля,
которая начинается с контроля за подбором
и расстановкой кадров. Этот вид контроля
дает возможность работникам банка своевременно
до начала оформления операции выявлять
допущенные нарушения и предотвращать
незаконные действия. При этом исключается
возможность принятия решений, затрагивающих
финансовое состояние банка лицами сомнительной,
деловой и общественной репутации. Для
достижения этой цели, службы работы с
персоналом должны иметь четкие критерии
квалификационных и личностных характеристик
сотрудников применительно к содержанию
работы и объему ответственности. Служба
внутреннего контроля осуществляет контроль
за соблюдением установленных критерий,
а по определенному кругу работников,
котрые в силу своего служебного положения
принимают решения от имени всего банка,
согласовывают назначения на должность.
В этом случае служба внутреннего контроля
проверяет:
– Содержание заключенного с работниками
договора, контракта, соглашения;
– Наличие документа, служебные инструкции,
строго регламентирующих должностные
обязанности сотрудника до того как, он
непосредственно приступил к выполнению
служебных обязательств.
Предварительный и текущий контроль, осуществляемые до и в момент совершения операции, охватывает все банковские операции.
Текущий
контроль осуществляется в процессе совершения
операции и её отражения в учете. В процессе
документооборота заключается в проверке
законности операций, соблюдение правильности
оформления документов. К текущему контролю
относится также: проверка реестров аналитического
и синтетического учета при заключении
операций за день.
Текущий контроль выполняют ответственные
исполнители, бухгалтеры, операционисты,
начальники отделов и контролирующие
их работники. Объектами такого контроля
в обязательном порядке является:
1. Соблюдение индивидуальных лимитов,
открытых позиций дилеров и брокеров;
2. Объемы
выдаваемых и привлекаемых
3. Установление
объема операций и сделок выше
которого решение о проведение
сделки или операций
4. Законность
выполняемой операции и
5. Правильность оформления документа;
6. Возможность выполнения операции (например, наличие средств на счете клиента);
7. Своевременность
оплаты расчетных документов, соблюдение
при этом установленной
8. процессе проведения операций с наличностью
За организацию текущего контроля несет ответственность главный бухгалтер банка. Он непосредственно контролирует правильность оформления операций по открытию расчетных и текущих счетов клиентов, организует текущий контроль и ежедневное наблюдение за его проведением на всех участках учетно-операционной и кассовой работы банка. В обязанности главного бухгалтера и его заместителя входит осуществление контроля за внесением исправлений в лицевые счета, открытием и закрытием счетов, начислением процентов по ним, движением бланков строгой отчетности и квитанций о приеме наличных денег. Главный бухгалтер банка ежедневно проводит проверку заключения кассовых операций; полноту оприходования денег как инкассированных, так и поступивших в вечернюю кассу; правильность формирования и хранения всех денежно-расчетных документов и другой учетной документации. Ежедневно им контролируется своевременность и качество составления сводки оборотов банковского баланса за день.
Последующий контроль производится после выполнения операции. Он дополняет два первых вида. Этот контроль дает возможность обнаружить допущенные ошибки в работе банка и принять меры к их устранению. Цель последующего контроля систематическая проверка постановки учета и документооборота и выполнения работниками учетно-операционного аппарата обязанностей законности и правильности проведения операций.
Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля:
- проверка
постановки учета и
- подтверждение
правильности выполнения
- проверка законности и правильности оформления выполненных операций.
В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Последующий контроль осуществляется не по каждой выполняемой операции, а по группе операций путём выборочной проверки правильности оформления и учёта отдельных операций. Наиболее эффективным является метод последующего контроля. Последующие проверки проводятся таким образом, чтобы не реже одного раза в год была проверена работа каждого ответ-исполнителя. Проверки осуществляются специальными работниками по контролю. Главный бухгалтер привлекает к проверкам и других работников в зависимости от объёма работы учреждения банка.
Результаты
последующих проверок оформляются
в виде справок, которые рассматриваются
в пятидневный срок руководителем учреждения
банка. Справка рассматривается в присутствии
того сотрудника, работа которого проверялась.
Принимаются меры к устранению причин,
вызвавших выявленные при проверке недостатки.
На главного бухгалтера возлагается обязанность
проконтролировать устранение этих недостатков.
В случае необходимости он должен организовать
повторную проверку. В порядке последующего
контроля проводится ревизия. Участки
учетно-операционной работы банка, которые
подвергались ревизии или обследованию,
в течение последующих трех месяцев разрешено
не проверять. Итоги проведенных проверок
и ревизий рассматриваются руководством
коммерческого банка, результатом чего
является выработка и реализация мероприятий
по устранению выявленных недостатков
предотвращению их появления в дальнейшем.
Как правило, контроль по устранению недостатков,
выявленных последующими периодическими
проверками, непосредственно осуществляет
главный бухгалтер банка. Общую ответственность
за состояние учета, организацию документооборота
и контроля в коммерческом банке несет
президент банка. В его обязанности включается
проверка своевременности составления
ежедневного банковского баланса, который
представляется ему на подпись.