Организация внутрибанковского контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:00, реферат

Описание работы

Важным направлением банковской деятельности является организация внутрибанковского контроля. Внутрибанковский контроль характеризуется как совокупность приемов и методов, применяемых банком для контроля проводимых им операций. Однако внутренний контроль нельзя рассматривать как простую единовременную процедуру. Внутренний контроль – постоянно осуществляемый на всех уровнях банковской деятельности, позволяет формировать систему, которая обеспечивает полную и качественную проверку деятельности банка на всех участках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава1.Внутренний контроль в системе управления банком……..…..….…....3
1.1.Сущность внутреннего контроля в банках …………………….......…..3
1.2. Основные направления и виды внутреннего контроля……….........….5
Глава 2. Организация внутреннего контроля в банке…………………..…......11
2.1.Система внутреннего контроля деятельности банка…………..……....12
2.2. Служба внутреннего контроля деятельности банка……………..........18
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля ………………………………………………...….................................21
Заключение…………………………………………………………….….....….26
Список использованной литературы………………………………..….…..…29


3. ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
3.1. Методы оценки системы внутреннего контроля банков
3.2. Качественный метод оценки системы внутреннего контроля
3.3. Статистический метод (количественная оценка)
3.2 Пути совершенствования системы контроля в банке

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Организация внутреннего  контроля в банке

Система внутреннего контроля кредитной  организации, как неотъемлемая часть  системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных  действующих элементов, позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации.  

 

2.1.Система  внутреннего контроля  деятельности банка

Основными целями функционирования системы внутреннего  контроля кредитной организации  являются:

- эффективность  финансово-хозяйственной деятельности  при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, рисками. В последнем случае имеются в виду: выявление, измерение и определение приемлемого для банка уровня рисков; постоянное наблюдение за рисками; принятие необходимых мер для поддержания рисков на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;

- достоверность,  полноту, объективность и своевременность  составления и представления  финансовой, бухгалтерской, статистической  и иной отчетности, получаемой и используемой внутренними и внешними пользователями, а также информационную безопасность банка;

- соблюдение  нормативных правовых актов, стандартов  саморегулируемых организаций (если  банк является членом таких  организаций), норм учредительных  и внутренних документов банка;

- недопущение  вовлечения банка и его служащих  в противоправную деятельность;

- организация   результативности управления в  банке;

- развитием  внутрибанковских (в том числе  трудовых и социальных) и межбанковских  отношений, отношений с клиентурой;

- контроль  со стороны органов управления  за организацией деятельности  кредитной организации;

- контроль  за функционированием системы  управления банковскими рисками  и оценка банковских рисков;

- контроль  за распределением полномочий  при совершении банковских операций и других сделок;

- контроль  за управлением информационными  потоками (получением и передачей  информации) и обеспечением информационной  безопасности;

- осуществляемое  на постоянной основе наблюдение  за функционированием системы  внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности кредитной организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации (мониторинг системы внутреннего контроля).

Такой широкий перечень целей является свидетельством того, что внутренний контроль охватывает почти все направления жизнедеятельности банка.

Достижение  указанных целей системы внутреннего  контроля обеспечивается решением следующих задач:

- соблюдение  кредитной организацией требований  законодательства и внутренних  документов;

- соответствие  деятельности кредитной организации  утвержденной стратегии; 

- должный  уровень полноты и точности  первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;

- безошибочность  регистрации и обработки финансово-хозяйственных  операций организации; 

- достоверность,  своевременность и полнота составления  отчетности;

- рациональное  и экономное использование всех видов ресурсов;

- соблюдение  работниками организации установленных  руководством требований, правил  и процедур.

-  определения  в документах и соблюдение  установленных процедур и полномочий  при принятии любых решений,  затрагивающие интересы банка, его собственников и клиентов

 
-  принятие своевремменых и  эффективных решений, направленных  на устранение выявленных недостатков  и нарушений в деятельности  банка

 
-  выполнение требований по  эффективному управлении рисками  банковской деятельности

 
-  сохранность активов банка  (имущество)

 
-  эффективное взаимодействие  с внешними аудиторами – органами  Государственного регулирования  и надзора

Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

- соблюдением  сотрудниками кредитной организации  законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;

- предупреждением  конфликтов интересов; 

- обеспечением  надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и  масштабам проводимых банком  операций и минимизации рисков  банковской деятельности.

К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной  организации; функционирование системы  управления банковскими рисками  и оценка банковских рисков; распределение  полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов - при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

Субъекты  системы - участники системы внутреннего  контроля, кто главным образом  проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию. К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной организации можно отнести: органы управления кредитной организации; ревизионную комиссию (ревизор); главного бухгалтера и его заместителей; руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации; подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль. Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками кредитная организация осуществляет на постоянной основе в порядке, установленном внутренними документами.

Система внутреннего контроля включает проведение собственно контроля банковской деятельности, а также организацию мониторинга  на всех участках работы банка, который  заключается в проведении постоянного наблюдения за работой всех подразделений коммерческого банка с целью оценки результативности их работы и разработки стратегических планов по дальнейшему совершенствованию и развитию банковского бизнеса. На основании полученных в процессе проведения мониторинга результатов руководство банка принимает решения, реализация которых должна привести к устранению имеющихся в деятельности банка недостатков и нормализации финансового положения коммерческого банка. Эффективность организации системы внутрибанковского контроля зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести, прежде всего, наличие необходимой нормативной базы организации системы внутреннего контроля. К внутренним факторам относится наличие специалистов, способных качественно и оперативно оценить сложившуюся в банке ситуацию и дать квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности. Для проведения внутрибанковского контроля в банке должно быть создано специальное подразделением. Важным фактором обеспечения эффективной системы внутреннего контроля является создание в банке системы выявления и оценив банковских рисков. И, наконец, предпосылкой проведения качественного внутреннего контроля является наличие полной и достоверной информации о состоянии дел как в самом банке, так и в банках-конкурентах.

Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием ряда факторов:

- отношение  руководства к системе внутреннего  контроля;

- структура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;

- цели  и задачи системы внутреннего  контроля;

- степень  механизации и компьютеризации  деятельности кредитной организации; 

- ресурсное  обеспечение; 

- уровень  компетентности кадрового состава. 

Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов и факторов.  
 
 
 

 

2.2. Служба внутреннего  контроля в банке

Служба  внутреннего контроля кредитной  организации создается для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления кредитной организации в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации.

Служба  внутреннего контроля осуществляет следующие функции: 
- проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля; 
-  проверка полноты применения методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций, управления банковскими рисками; 
-  проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа , наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств; 
-  проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности; 
-  проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России; 
- проверка процессов и процедур внутреннего контроля; 
-     оценка работы службы управления персоналом кредитной организации;

Кредитная организация обязана обеспечить постоянство деятельности, независимость и беспристрастность службы внутреннего контроля, профессиональную компетентность ее руководителя и служащих, создать условия для беспрепятственного и эффективного осуществления службой внутреннего контроля своих функций. Постоянство деятельности службы внутреннего контроля означает, что служба внутреннего контроля кредитной организации должна действовать на постоянной основе. 
Кредитная организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершаемых банковских операций и сделок. Служба внутреннего контроля должна состоять из служащих, входящих в штат кредитной организации. В кредитной организации, входящей в состав банковской группы, допускается передача отдельных функций службы внутреннего контроля службе внутреннего контроля другой кредитной организации, входящей в банковскую группу. Основанием для принятия решения о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля является отсутствие у кредитной организации специалистов по подлежащим контролю видам деятельности и невозможность или нецелесообразность найма таких специалистов на постоянной основе с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации. Перечень передаваемых функций, порядок взаимодействия и ответственность при осуществлении функций службы внутреннего контроля должны быть согласованы между кредитными организациями в письменной форме. При этом ответственность за эффективность осуществления переданных функций несет кредитная организация, принявшая решение о передаче отдельных функций службы внутреннего контроля.  Кредитная организация обеспечивает независимость службы внутреннего контроля. Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. 
Руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций. Кредитная организация вправе устанавливать порядок перемещения (периодичность, обоснованность) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля на другие должности в кредитной организации в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности и т.п. Руководителем службы внутреннего контроля рекомендуется не назначать лицо, работающее по совместительству.

Информация о работе Организация внутрибанковского контроля