Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации кредитного процесса в Банке.
Исходя из поставленной цели работы, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции и принципы кредита;
- изучить этапы кредитования;
- выявить основные проблемы и разработать перспективы развития кредитования банковских заемщиков.
Введение 3
1. Теоретические аспекты кредита 5
1.1. Необходимость и сущность кредита 5
1.2. Функции кредита 8
1.3. Основные принципы кредита 11
1.4. Формы и виды кредита 14
2. Основные этапы кредитования 20
2.1. Кредитная политика банка 20
2.1. Рассмотрение заявки на получение кредита, оценка кредитоспособности заемщика. Кредитный риск 24
2.2. Заключение кредитного договора и контроль за выполнением 28
3. Проблемы организации кредитного процесса и пути их решения 33
3.2 Проблемы кредитования 33
3.3 Пути решения проблем и перспективы развития кредитного процесса 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Любая программа кредитования предусматривает кредитный мониторинг, направленный на снижение риска кредитора.
Кредитный мониторинг включает в себя систему наблюдения за погашением кредитов, разработку и принятие мер, обеспечивающих решение поставленной задачи.
Для контроля за ходом погашения кредита формируется кредитное дело по каждому заемщику, где накапливается вся документация по кредиту и другие сведения о заемщике.
Для оперативного контроля за своевременностью погашения кредита и сохранностью заложенного имущества создается группа в составе кредитного работника и двух работников отдела правового обеспечения банковских операций – эксперта и юриста. Эта группа осуществляет постоянный контроль за выполнением условий договора. Основная задача – обеспечить погашение в срок основного долга и процентов по кредиту. [28.с.58]
В случае появления проблемного кредита, проводится собеседование рабочей группы по управлению кредитом с заемщиком. Главная цель этого собеседования совместная разработка программы преодоления сложившейся кризисной ситуации. На первом этапе такой совместной работы необходимо убедить клиента в том, что положение можно исправить, а не инициировать возникновение ситуации, которая приведет к судебному разбирательству. Это выгодно и клиенту (не запятнать свое имя), и банку (более быстрое, чем через суд, возвращение денежных средств). При желании клиента вести совместную работу вырабатывается стратегия, направленная на предотвращение кризисной ситуации. И по статистике, это лучший выход для погашения просроченной задолженности.
Все
вышеописанное, является идеальным
вариантом развития кредитных отношений.
Но у каждого заемщика есть свои особенности,
свой характер, и задача состоит в том,
чтобы найти индивидуальный подход к каждому
это залог благополучного сотрудничества.[21.с.274]
Основным рядом проблем кредитования являются ограничения в выдаче кредита: желая снизить собственные риски, банк накладывает определенные ограничения в выдаче кредита. Одним - кредит дает без вопросов; другим - не выдает вообще; третьим - готов выдать, но под более высокие проценты.
Во всех банках есть ограничения в выдаче кредита, связанные с возрастом заемщика. Еще недавно это ограничение в выдаче кредита было достаточно существенным, и предельным возрастом, до которого заемщик должен был расплатиться с кредитом, считался пенсионный возраст. Сейчас есть банки, в которых заемщик должен расплатиться по кредиту до 65-летнего и даже до 75-летнего возраста. Однако, даже если банк и готов выдавать кредит заемщикам пенсионного возраста «в принципе», он не готов выдавать кредит всем подряд. Например, если человек работает программистом на частном предприятии - он может расчитывать на получение кредита, не взирая на возраст, если же человек работает в «бюджетной сфере», то во многих банках кредит если и выдадут, то с таким условием, чтобы до 60-, 65-летнего возраста заемщик с кредитом расплатился.
Ограничения зависят от конкретного банка: чем лучше подтверждаются доходы заемщика, тем больше денег банк может выдать, и тем меньше будет процентная ставка.
В
ряде банков есть ограничения по минимальному
доходу. И, если заемщик зарабатывает
меньше, то кредит ему просто не дают.
Логика простая: что заемщику важнее: есть,
одеваться и кормить свою семью, или платить
по кредиту?
При этом, чем хуже подтверждаются доходы заемщика, тем более высокая процентная ставка будет у заемщика по кредиту и, тем меньшую часть от стоимости закладываемого имущества заемщик сможет получить в виде кредита.
Здесь все зависит от конкретного банка: ряд банков выдают кредиты лишь тем, кто проживает в регионах присутствия банка и его филиалов; ряд банков - жителям любого населенного пункта Российской Федерации; а некоторые банки - и иностранным гражданам. Аналогично и с местом работы: для многих банков имеет немаловажное значение то, где, в каком населенном пункте работает заемщик, в то время как другие банки готовы выдать кредиты гражданам, работающим за рубежом.
Pяд
банков выдают ипотечные
В настоящее время в средствах массовой информации и в обществе в целом широко обсуждаются различные (экономические, юридические и социальные) аспекты потребительского (розничного) кредитования. Причин такого интереса много. Прежде всего, это бурное развитие данного направления деятельности банков. В последние годы рынок потребительского кредитования рос темпами, значительно опережающими динамику объемов кредитования юридических лиц. Вторая причина повышенного внимания к вопросам потребительского кредитования — явно недостаточное нормативное регулирование отношений в этой сфере. [29.с.356]
В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» сформулирована норма, которая непосредственно распространяется на отношения по потребительскому кредитованию.[8] Вместе с тем этой нормой регламентируются только информационные аспекты указанных правоотношений, их содержательная сторона по-прежнему во многом остается вне законодательного регулирования. Это не может не породить ряд проблем правового характера, без решения которых дальнейшее развитие потребительского кредитования будет затруднительным.
Одной из них является вопрос о полноте и способе (порядке) предоставления заемщику информации об условиях, на которых заключается договор потребительского кредита. Следует отметить, что этот вопрос имеет также большое экономическое и социально-психологическое значение. В банковском сообществе давно сложилась практика «разбивать» эффективную (реальную) процентную ставку по потребительскому кредиту на две, а то и более составляющие. Это проценты за пользование денежными средствами, а также дополнительные платежи и комиссии как единовременного, так и периодического характера (единовременная плата за рассмотрение заявки на выдачу кредита, комиссия за выдачу кредита, комиссия за открытие ссудного счета, ежемесячная комиссия за ведение банковского текущего или ссудного счета и др.).
При составлении текстов типовых кредитных договоров банки активно используют ссылки на внутренние регулятивные документы кредитной организации, определяющие ряд существенных условий договора, таких, как меры ответственности заемщика за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, в том числе размер неустойки (штрафа, пени) и порядок ее расчета; право банка увеличивать размер уплачиваемых процентов, размер платежей заемщика в пользу третьих лиц по сопутствующим договорам и др.
Нет ничего удивительного в том, что банки, будучи коммерческими организациями, склонны перекладывать часть своих рисков на контрагентов, «пряча» невыгодные для последних условия в многостраничных документах, регулирующих порядок получения и возврата потребительского кредита. Формально такая практика может не противоречить российскому законодательству, но фактически по сути это способ введения в заблуждение заемщиков, приводящий к искаженному пониманию ими своих обязательств перед банком.
Закономерным следствием недостаточного и несвоевременного информирования физических лиц об условиях получения и возврата кредитов, выдаваемых банками, стало увеличение числа заемщиков, которые оказываются неспособными погасить свою задолженность перед банком-кредитором.
Требует
безотлагательного решения
В связи с этим необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ банк может взимать с клиента плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на банковских счетах. Статья 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в свою очередь, предусматривает, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. [8] Соответственно, комиссионные сборы могут взиматься в рамках отношений по договору банковского счета, а применительно к кредитным договорам — в тех случаях, когда эти договоры носят смешанный характер, т.е. предусматривают открытие заемщикам банковских счетов (текущих или «карточных»), необходимых для осуществления расчетных операций, связанных с кредитованием.
Таким образом, если в кредитном договоре сторонами согласовано открытие и ведение банком счета (текущего) клиенту, а также согласовано комиссионное вознаграждение, взимаемое банком за такого рода операции, это положение договора является правомерным и обязательным для сторон. А вот в правомерности взимания платы за открытие и ведение ссудных счетов стоит разобраться.
Можно выделить несколько основных факторов, тормозящих развитие банковского кредитования в России:
- Низкая
капитализация банковской
- Низкое качество внутреннего управления в кредитных организациях. Проблема заключается в отсутствии системы показателей, которые позволили бы оценить успешность проведения сделки и степень достижения поставленных целей.
- Неразвитость
современных банковских
- Отсутствие
эффективной системы
В качестве мер по преодолению негативных тенденций развития банковского кредитования можно отметить следующие: стимулирование взаимодействия реального сектора экономики с банковским; государственного сектора с частным; укрепление системы регулирования банковской деятельности (банковский надзор); совершенствование системы внутреннего управления в целом и кредитным процессом в частности.
Как правило, каждый банк использует свои инструменты воздействия на должников, причем рассматривает их в качестве коммерческой тайны. Тем не менее в их действиях обнаруживаются, конечно, и общие закономерности, или правила. Ниже будут показаны основные из таких правил.