Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие правильности проведения операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
1. Введение 2
2. Общие основы организации безналичных расчетов 4
3. Формы безналичных расчетов и условия их применения 9
4. Расчеты платежными поручениями 11
5. Расчеты по аккредитиву 13
6. Расчеты чеками 16
7. Расчеты по инкассо 18
8. Расчеты с использованием банковских карт 21
9. Заключение 24
10. Глоссарий 27
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Закрытие
аккредитива в исполняющем
При отзыве аккредитив закрывается или его сумма уменьшается в день получения от банка-эмитента распоряжения плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.
Неиспользованная или отозванная сумма покрытого (депонированного) аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы. О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитент уведомление в произвольной форме. Все претензии к поставщику, кроме возникших по вине банка, рассматриваются сторонами без участия банка.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Выдача
чековых книжек производится банком
на основании заявления
Чеки из чековой книжки выписываются чекодателем в момент определения суммы платежа и вручаются получателю денег - чекодержателю, который предъявляет чеки в обслуживающее его учреждение банка для оплаты.
Банк поставщика направляет предъявленные чеки в банк покупателя; последний списывает суммы со счета и перечисляет в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет. В чеке указывается наименование чекодержателя, номер счета, наименование банка - плательщика и его код, сумма платежа.
Чеки выписываются в одном экземпляре, подписываются лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, скрепляются печатями чекодателя и оплачиваются только в полной сумме.
Чек действителен 10 дней, не считая даты выписки. Одновременно с чеком заполняется его корешок, который остается в книжке у чекодателя. Корешки чеков служат для контроля за использованием лимита чековой книжки и оплаты чеков.
Банки сдают чеки в расчетно-кассовые центры (РКЦ), если плательщиками являются другие банки. Банки производят списание, средств со счета чекодателя на основании поступивших из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.
Предприятие, принимающее к оплате чек, обязано проверить:
В случае утери чеков предприятие должно падать в банк, выдавший чеки, заявление, в котором указываются номера уже использованных чеков.
Расчетные
чеки следует отличать от денежных
чеков, по которым из банка выдают наличные
средства. Расчетные чеки используются
в расчетах за товары, принятые по приемно-сдаточным
документам, а также за услуги транспорта.
Это одна из гарантированных форм расчетов,
так как оплата чеков обеспечивается из
специального депозита.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные
требования и инкассовые поручения
предъявляются получателем
Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях «Плательщик» и «Получатель» расчетного документа) реквизитам исполнительного документа.
После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.
Последние
экземпляры расчетных документов вместе
со вторым экземпляром реестра
Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.
Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
Поступившие в банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.
Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений в соответствии с порядком, за исключением проверки подписей и печати получателя средств (взыскателя), а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.
Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.
Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке.
При полной оплате платежного требования, инкассового поручения в поле “Отметки банка плательщика” проставляются штамп банка плательщика, дата списания со счета и подпись ответственного исполнителя.
В
случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения поручения клиента по
получению платежа на основании
платежного требования или инкассового
поручения банк-эмитент несет перед ним
ответственность в соответствии с законодательством.
Расчеты с использованием банковских карт
Банковская карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счету, в том числе произведение безналичных расчетов и получение соответствующих денежных сумм со счета. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счету, устанавливаются законом и (или) договором между держателем и эмитентом банковской карты.
Держатель платежной карты – физическое лицо, которое на основании закона и договора с эмитентом владеет и пользуется платежной картой, эмитированной на его имя.
Существует
много оснований для
1. По материалу, из которого они изготовлены:
В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки.
2. По способу записи информации на карту:
Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Особенно популярна она в платежных системах.
3. По общему назначению:
4. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент в международных платежных системах, – это называется видами карт или продуктами (products):
Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Серебряная карточка называется бизнес-картой и предназначена для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов.
Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются её сотрудники в качестве частных лиц.
В зависимости от владельца картсчета банковские карты подразделяются на личные и корпоративные. Личная банковская карта позволяет её держателю распоряжаться денежными средствами, учитываемые на картсчете (картсчетах) физического лица. Корпоративная банковская карта позволяет её держателю, уполномоченному сотруднику юридического лица, распоряжаться денежными средствами, находящимися на картсчете юридического лица.