Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие правильности проведения операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
1. Введение 2
2. Общие основы организации безналичных расчетов 4
3. Формы безналичных расчетов и условия их применения 9
4. Расчеты платежными поручениями 11
5. Расчеты по аккредитиву 13
6. Расчеты чеками 16
7. Расчеты по инкассо 18
8. Расчеты с использованием банковских карт 21
9. Заключение 24
10. Глоссарий 27
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов кредитных, страховых договорах, инструкциях Министерства Финансов РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.
На практике встречаются досрочные, отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, проводимое по согласованию с получением средств. Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, т.к. обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получением денежных средств.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Важнейший принцип организации безналичных расчетов - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетными и внебюджетными фондами, контролируют соблюдение установленных правил расчетов.
Безналичные расчеты должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. От соблюдения этих требований зависят обеспечение нормального кругооборота товаров и денег в народном хозяйстве, рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов, устойчивость функционирования межбанковских денежных рынков и рынков ценных бумаг, эффективность денежно-кредитного регулирования экономики.
Формы безналичных расчетов определены Гражданским Кодексом Российской Федерации. Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов:
Формы
безналичных расчетов применяются
клиентами кредитных
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях электронного расчетного документа.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
а) наименование расчетного документа;
б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
в) вид платежа;
г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
з) назначение платежа;
и) сумму платежа, обозначенную подписью и цифрами;
к) очередность платежа;
л) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
При
приеме банком расчетных документов
осуществляется их проверка в соответствии
с требованиями, установленными правилами
ведения бухгалтерского учета. Расчетные
документы, оформленные с нарушением установленных
требований, приему не подлежат. Исправление,
помарки, подчистки и использование корректирующей
жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы действительны к
предъявлению в обслуживающий банк в течение
десяти календарных дней, не считая дня
их выписки. Расчетные документы предъявляются
в банк в количестве экземпляров, необходимом
для всех участников расчета и должны
быть идентичны.
В безналичных расчетах преобладающей формой являются расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платежными
поручениями могут
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней или во вне бюджетные фонды;
в) перечисление денежных средств с целью возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г)
перечисления денежных средств в
других целях, предусмотренных
Платежные
поручения действительны в
Документы, оплачиваемые в полноформатном электроном обмене, представляются в банк в двух экземплярах.
В платежных поручениях при расчетах за товары и услуги клиенты должны отдельной строкой выделить налог на добавленную стоимость и номер счета - фактуры.
Первый экземпляр остается в банке как основание проведенной по счету дебетовой операции, два экземпляра передаются банку получателю средств, а четвертый экземпляр является приложением к выписке клиентского счета.
Из поступивших в банк получателя один экземпляр платежного поручения служит ордером по проведенной кредитовой операции, а второй прилагается к выписке из счета клиента - получателя средств. Клиент имеет право потребовать от банка информацию о зачислении средств на основании выданного поручения или о местонахождении средств, если они не зачислены по назначению.
Платежные поручения могут быть как обычными (почтовыми), так и срочными (телеграфными). Телеграфные поручения используются для перевода денежных средств в различные регионы России. Кроме суммы, подлежащей перечислению, в них должна быть указана сумма телеграфных расходов, размер которой определяет головной расчетно-кассовый центр.
Телеграфные
поручения позволяют
При частичной оплате платежного поручения на лицевой стороне ставится штамп частичной оплаты, на обороте платежного поручения, за подписью ответ исполнителя делается запись о частичном платеже: номер платежа, сумма платежа, номер и дата мемориального ордера, остаток, подпись. 1 экземпляр поступает в документы дня. 2 экземпляр - клиенту с ордером платежного поручения.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк - эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
При открытии покрытого (
Отзывным
является аккредитив, который может
быть изменен или отменен банком-
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной форме расчетов, банки несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условий аккредитива.
Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного их этих условий выплаты по аккредитиву не производятся.
При оплате по аккредитиву банк поставщика (исполняющий банк) обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати поставщика на нем заявленным образцам. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается. Банки не несут ответственности за последствия задержки или утери в пути, каких - либо документов.