Обязательное страхование вкладов –проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами современной российской экономики являются повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.

Содержание

Введение
1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов.
Понятие и виды систем страхования вкладов.
Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы.
Цели участников системы страхования вкладов.
2. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов.
2.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов.
2.2. Становление и функционирование систем страхования вкладов в США и России.
2.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов.
3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России.
3.1. Современные тенденции, определяющие развитие российского рынка вкладов
3.2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ
Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 89.31 Кб (Скачать)

Также за сберегательными учреждениями осуществляет надзор еще один федеральный регулирующий орган - Управление контроля над сберегательными  учреждениями. Государственная система  страхования вкладов ФКСД имеет  право осуществлять надзор только за банками штатов, не входящими в ФРС.

Американский  закон о страховании вкладов  предусматривает единственное ограничение, исходя из размера вкладов одного вкладчика в одном кредитном  институте (в настоящее время - 100 тыс. долл.).

В соответствии с Законом о банковской деятельности первая государственная система  страхования вкладов была образована в США в 1933 году. С 1 января 1934 года ФКСД начала свою деятельность на временной  основе, с 23 августа 1935 года - на постоянной3.

В международной  практике известны системы страхования  вкладов, обязательные для всех кредитных  институтов, и добровольные системы. В США действует обязательная

система страхования вкладов. При этом размеры  взносов банков в фонд страхования  вкладов и суммы выплат вкладчикам утверждаются законодательно.

Страхованию подлежат все вклады в банках - участниках ФКСД, и их гарантийные обязательства  перед клиентами. Страхуются вклады физических и юридических лиц, включая государственные и частные предприятия. В основном этому принципу следуют и другие зарубежные страны, хотя существуют и некоторые отклонения от такой практики.

Создателем  действующей сейчас в США системы  страхования вкладов выступает  государство. Первоначальный капитал  страховых фондов был сформирован  из средств казначейства и федеральных  резервных банков, входящих в состав Федеральной резервной системы  США. Потом страховой фонд ФКСД пополнялся за счет регулярных взносов банков.

Аккумулированные  государственные платежи и взносы банков размещаются в специально созданном фонде страхования  вкладов, размер которого устанавливается в отношении к сумме страхуемых вкладов.

Американская  система страхования вкладов  предусматривает при наступлении  страхового случая возмещение вкладчикам вложенных средств в неполном размере. Для целей страхования  суммы вкладов, размещенные одним  вкладчиком в одном банке на разных вкладах, объединяются, но вклады одного физического лица в разных банках страхуются по отдельности.

Деятельность  ФКСД нацелена в первую очередь на предотвращение банкротств банков, поскольку  при этом вкладчики фактически не несут потерь независимо от размера  и типа их вкладов. Контроль за деятельностью  ФКСД осуществляет конгресс и федеральное  правительство.

ФКСД  осуществляет надзор за банками, привлекающими  вклады и являющимися

ее участниками, в целях обеспечения их надежности, устойчивости и соблюдения ими законодательства. При совершении банком незаконных или  чрезмерно рискованных

операций  ФКСД вправе исключить его из системы  защиты интересов вкладчиков, что  влечет за собой отзыв у него лицензии и последующее закрытие.

Проведение  ликвидационных мероприятий в банках – участниках ФКСД, лишенных права  на привлечение вкладов, также возложено  на ФКСД.

С недавнего  времени ФКСД стала практиковать систему мер финансового и  юридического характера по защите интересов  вкладчиков. Эта система получила название операции по покупке и принятию на себя обязательств. Подобного рода операции ФКСД сокращают расходы  государства на цели поддержания  финансовой устойчивости самой корпорации.

Можно сказать, что американской системой страхования

вкладов накоплен значительный как положительный, так и отрицательный

опыт  развития и становления системы  страхования банковских вкладов, который  целесообразно учитывать в развитии отечественной системы страхования  вкладов.

 

2. 2. Система  страхования вкладов в России

Становление и развитие российской системы страхования  вкладов происходило поэтапно. Первая попытка введения института страхования  вкладов была связана с вступлением  в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. "О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда  компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования  коммерческих банков от банкротств, фонда  страхования депозитов в коммерческих банках", определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды  перечислялись банками в 1991-1993 гг., за все время их существования  расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда  страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные  в эти фонды средства подлежали  возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование вкладов и банков от банкротств не является функцией Банка России.

Дальнейшее  развитие института страхования  вкладов связано с принятием  Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 "О защите сбережений граждан  Российской Федерации", которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады граждан. Банку России в соответствии с  указом было рекомендовано перечисленные  банками в 1992-1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования  депозитов в коммерческих банках.

В 1998 г. для  преодоления последствий системного кризиса было создана государственная  корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). Под  управление АРКО передавались проблемные банки и выплата вкладчикам указанных  банков возмещения по вкладам.

Совершенствование концепции системы страхования  вкладов повлекло перестройку в  банковском секторе, результатом которой  явилось принятие закона о страховании  вкладов и создание государственной  корпорации "Агентство по страхованию  вкладов". Этот шаг был предпринят в результате сложившейся ситуации в российской банковской системе. Несмотря на решение проблем, поставленных перед  АРКО, и повышение деловой активности в российском банковском секторе, отказаться от института страхования вкладов  было бы нецелесообразно.

Введение  АРКО системы гарантирования вкладов  в отдельных банках рассматривалось  лишь в качестве локального эксперимента по проверке эффективности подобного  механизма, его полномасштабное  применение в банковском секторе  планировалось только после принятия соответствующей законодательной  базы.

Действуя  в рамках закона о реструктуризации, АРКО фактически выполняло функции  организации, ответственной за страхование  вкладов, а также функции корпоративного ликвидатора. В результате мелкие вклады возвращались так, как если бы они были застрахованы: выплаты осуществлялись достаточно быстро и в полном объеме. Тем не менее, именно на Банк России возлагались функции надзора и контроля.

До принятия закона о страховании вкладов  правовую основу гарантий возврата привлекаемых банками денежных средств граждан  составляли следующие нормативно-правовые акты: ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "О Центральном  Банке Российской Федерации", Гражданский  кодекс РФ. К 1998 г. фонд обязательного  страхования вкладов так и  не был создан, в результате системного кризиса обанкротилось большое  количество банков, не удовлетворив требований вкладчиков. Следующим этапом становления  российской системы страхования  вкладов стала реализация положений  закона о страховании вкладов. Был  разработан и принят целый комплекс законодательных и нормативных  актов: Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам при банкротстве  банков, не учитывающих в системе  страхования физических лиц в  банках Российской Федерации". На основании  сформированной нормативной базы надзорным  органом было проведено два этапа  широкомасштабного обследования российского  банковского сектора с целью  оценки финансовой устойчивости банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. По результатам  рассмотрения первичных повторных  ходатайств банков, а также их заявлений  об обжаловании отрицательных заключений в систему вошел 931 банк, из них 18 банков получили лицензию на привлечение  средств физических лиц впервые, 274 банка лишились права привлекать средства физических лиц. По данным ЦБ РФ, в банках, включенных в систему  страхования вкладов, было сосредоточено  более 99% всех вкладов физических лиц, размещенных в кредитных организациях России, и около 94% всех активов банковского  сектора страны.

       Рассмотрев зарубежный и российский опыт функционирования систем страхования вкладов можно сделать определенные выводы.

На выбор  конкретной модели системы страхования  вкладов решающее влияние оказывают как особенности исторического развития страны, так и специфика экономических и политических проблем, которые необходимо решить при ее создании.

Создание  эффективной системы страхования  вкладов актуально для всех стран  с переходной экономикой. Введение такого института - один из важнейших  факторов предотвращения банковских кризисов.

Из всех действующих сейчас зарубежных систем страхования вкладов наиболее действенными, эффективными и отвечающими поставленным перед ними задачам, являются системы  страхования вкладов в США.

Американская  система страхования вкладов  представляет собой старейшую и  наиболее авторитетную систему страхования  в мире.

 

    1. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов

 

В современной  экономике существует множество  рисков, которые могут привести к  наступлению страхового случая для  банков и их вкладчиков. Из них особо  следует выделить один - моральный  риск, имеющий непосредственное отношение  к системе страхования вкладов.

Моральный риск является наиболее специфичным  для некоторых систем.

Под моральным  риском понимается риск того, что действия по сокращению последствий рискованных  или опасных действий повысят  вероятность совершения таких действий. В данном случае под моральным риском подразумевается стимулирование рисковой деятельности банков или лиц, получающих возмещение в результате наступления страхового случая1. Такое поведение может быть, когда у вкладчиков существует уверенность в полной защищенности их интересов и возврате вложенных ими средств даже в случае банкротства банка. В подобных ситуациях владельцы вкладов фактически не заинтересованы в получении и анализе информации о финансовом состоянии банка, они не считают необходимым оценивать риски, связанные с вложением финансовых средств в банк.

Вкладчики могут выбирать банки без учета  их финансового положения, а что  означает, что главным критерием выбора банка будет являться только уровень процентных ставок по вкладам. В результате средства вкладчиков могут оказаться в распоряжении банков, осуществляющих высокорисковые операции.

Чтобы избежать подобных случаев в некоторых  странах системы страхования  вкладов специально не обеспечивают стопроцентную компенсацию вклада любому вкладчику, тем самым перекладывая часть риска даже на самого мелкого  вкладчика.

Гарантированное возмещение вкладов в случае банкротства  банка позволяет лицам,контролирующим его деятельность, реализовывать  более рискованную стратегию  по сравнению с той, которую они  проводили бы в случае отсутствия системы страхования вкладов2.

Уменьшению  морального риска системы страхования  вкладов может способствовать наличие  четкой, законодательно оформленной  базы, позволяющей вкладчику банка  иметь представление о механизме  ее функционирования. При этом органы банковского надзора должны иметь  определенный набор предупредительных  и принудительных мер по решению  возникших у банков финансовых проблем. Также, если указанные меры не принесли должного результата, то органы банковского надзора должны быть наделены полномочиями, чтобы закрыть или санировать обанкротившиеся банки.

Моральный риск может быть уменьшен при помощи установления жестких требований к  банкам. Прежде всего, стандартов корпоративного управления, управления рисками отдельными банками. Эти требования будут наиболее эффективны, если они применяются  согласованно.

Угроза  морального риска может быть также  уменьшена в результате соблюдения рыночной дисциплины акционерами, а  также крупнейшими кредиторами  и владельцами крупных вкладов, которые несут риск потери своих  средств в случае ухудшения финансового  состояния банка.

К мерам  по ограничению морального риска  можно отнести также публикацию информации о финансовом состоянии  отдельных банков; о видах вкладов, подлежащих страхованию, об уровне покрытия; приоритетности предъявлений требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Задача  уменьшения морального риска может  быть решена при помощи банковского  регулирования, регламентирующего  порядок создания новых банков, требований к минимальному размеру капитала, квалификации директоров и менеджеров.

Роль  системы страхования вкладов  нельзя оценить однозначно, так как  она может создавать стимулы  как обеспечивающие стабильность кредитной  системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности  покрытия банками убытков, возникающих  при проведении ими высокорисковых операций.

Можно сказать, что система страхования вкладов  должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и  заинтересованность всех участвующих  сторон в укреплении кредитной системы  страны.

При разработке мер по ограничению морального риска  следует определить круг подлежащих страхованию вкладов, уровень покрытия, возможности совместного страхования  вкладов, приоритетность предъявления требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Информация о работе Обязательное страхование вкладов –проблемы и перспективы