Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа
Основными задачами современной российской экономики являются повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.
Введение
1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов.
Понятие и виды систем страхования вкладов.
Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы.
Цели участников системы страхования вкладов.
2. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов.
2.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов.
2.2. Становление и функционирование систем страхования вкладов в США и России.
2.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов.
3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России.
3.1. Современные тенденции, определяющие развитие российского рынка вкладов
3.2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ
Заключение.
отслеживают состав источников финансирования.
Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.
Что касается самих вкладчиков, не раз лишавшихся в той или иной форме своих
сбережений,
то их заинтересованность в системе
страхования вкладов
Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон о страховании банковских вкладов физических лиц не предусматривает возвращения вкладчикам всех вложенных в банк средств. «Если вы гарантированно хотите вернуть себе все деньги - размещайте по 100 тысяч рублей в разных банках33», потому что, если страховой случай наступил в
отношении нескольких банков, в которых у вкладчика есть вклады, размер страхового возмещения рассчитывается в отношении каждого банка отдельно.
Российский
закон о страховании банковских
вкладов в качестве целей создания
системы страхования
По мнению А.Ф.Пенкина, можно назвать также несколько иных причин-целей, по которым страна вводит систему страхования вкладов, и, следовательно, чего она ждет
от этой системы:
для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и
поощрение экономического роста;
Конечно,
только страхование вкладов не может
обеспечить уверенности в том, что
финансовая система будет здоровой.
Задача обеспечения финансовой стабильности
в стране должна решаться совместными
усилиями всех заинтересованных органов:
Банка России, органа банковского
надзора и Агентства по страхованию
вкладов. Стремление только за счет создания
системы страхования вкладов
разрешить проблему недоверия общества
к государству и банкам, обеспечить
финансовую стабильность в стране невозможно
без реформирования всей правовой,
финансовой и институциональной
базы государства.
2. Анализ
зарубежного опыта организации и функционирования
системы страхования вкладов
В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов1.
За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве бывших социалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии: сегодня они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, а также в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане.
В Европе
с 1994 года действует Директива
Банковская система сильно подвержена кризисным явлениям, которые
могут затрагивать не только финансово-устойчивые банки, но и их клиентов.
Существенный урон стабильному функционированию кредитных организаций может нанести изъятие вкладов физическими лицами, причем этот
процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков,
вызвать остановку проведения ими расчетных операций, привести к спаду экономической активности.
Последствия таких потрясений наносят огромный вред экономике страны, причем затраты на восстановление платежеспособности не столь велики, как потеря доверия к банкам со стороны вкладчиков.
Поэтому правительства многих стран были вынуждены создать условия и выработать способы борьбы, связанные с массовым изъятием вкладов и кризисных ситуаций в банковской системе и экономике.
Решения о создании систем страхования депозитов многие страны
принимали в периоды кризисов банковских систем: в США во время «Великой Депрессии», в Великобритании - во времена банковского кризиса 70-х годов прошлого столетия2.
За последнее
время большинство стран мира
часто сталкивалось с кризисом банковской
системы, что заставило их ввести
страхование вкладов для
Банковские кризисы поражали как развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), так и развивающиеся, в основном страны Латинской Америки.
Эффективность функционирования системы защиты вкладов зависит от многих факторов. Как показывает мировой опыт, деятельность институтов страхования вкладов и ее совершенствование осуществляется с учетом реформирования специальных институтов надзора и реструктуризации банковской системы, а также усиления аудита банковской деятельности. Только благодаря тесной координации этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы.
Обязательным
условием нормальной работы банков является
наличие систем поддержки их функционирования.
Такие системы имеются
Таким образом, удается избежать массового изъятия вкладов населением.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов (см. Приложение 1).
В целом системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: американская и германская.
В 1933 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Американская система страхования депозитов является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Ведущую роль в этой модели играет государство, а не банки. ФКСД ориентирована на защиту интересов вкладчиков коммерческих банков. Страховой фонд, которым управляет ФКСД, образуется из взносов банков. Страховой случай наступает при банкротстве банка или его закрытии государственными контролирующими органами. Тогда вкладчикам выплачивается страховое возмещение.
Опыт ФКСД используется в системах страхования вкладов в банках Канады, Великобритании и Японии.
Второй тип распространен в Западной Европе и основывается на германском опыте.
В Германии существуют государственная и частная системы гарантий вкладов, которые отличаются как списком банков-участников, так и объемом компенсации.
В отличие от Германии в большинстве других стран «недострахованные» суммы можно получить только после банкротства банка. Такие доплаты предусмотрены, например, в Америке, Великобритании, Японии, Франции.
С 19 февраля 1982г. в Великобритании начал действовать Фонд обязательного страхования банковских вкладов. Он образован на основе законодательного распоряжения органов власти, является самостоятельным юридическим лицом. Вклады всех без исключения банков страхуются, кроме отдельных филиалов иностранных банков. Еще одной особенностью данного фонда является страхование вкладов только в фунтах стерлингов, находящиеся на счетах в Великобритании. Максимальный размер страхового возмещения для одного вкладчика определен в 100% до 2 000 фунтов стерлингов и 90% от 2 000 до 33 000.
Во Франции
Фонд депозитного страхования
Как и в других странах, страховой фонд формируется из взносов банков. Их величина определяется по специальной шкале с учетом объема депозитов каждого банка, но не может превышать 30 млрд. франков. Сумма страхового возмещения на одного вкладчика не может превышать 70 000 евро.
В основном в большинстве стран мира стараются придерживаться обязательной формы участия банков в системе страхования. Средства системы формируются за счет отчислений коммерческих банков с учетом риска проводимых ими операций. В случае недостатка средств системы для полной выплаты по вкладам, государство часто оказывает временную финансовую поддержку на условиях обязательной возвратности выданных средств4.
Таким образом, можно сказать, что все экономически развитые страны имеют сейчас систему защиты банковских вкладов.
Изучив моделей защиты банковских вкладов в зарубежных странах можно выделить следующие принципы ее эффективной организации:
компенсации
при наступлении
2.2. Становление и
Срочные вклады - наиболее стабильная часть привлекаемых ресурсов, позволяющая банку осуществлять кредитование на длительные сроки по достаточно высокой ставке1. Обеспечение защиты значительной части ресурсов в структуре банковских пассивов рассматривается в большинстве зарубежных стран как необходимая, стратегически важная задача государства.
Существующие в мире системы страхования вкладов похожи на две основные модели – американскую и германскую.
1. Система страхования вкладов в США.
В США функционирует развитая система кредитных институтов. Она была создана по британскому образцу, а в настоящее время сама является примером для других стран, ставших на путь создания систем этого типа.
В отличие от ряда других стран система специальных сберегательных учреждений в США сложилась без прямого участия государства и представлена в настоящее время либо частными акционерными, либо взаимными (кооперативными) кредитными институтами. Система сберегательных институтов включает три главных типа учреждений: ссудо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы2.
Сберегательные
учреждения являются важным элементом
кредитной системы страны. Проблема
страхования вкладов тесно
В США все коммерческие банки делятся на национальные (имеющие федеральную лицензию) и банки штатов, которым лицензии выдаются органами банковского надзора отдельных штатов. Национальные банки обязаны быть членами Федеральной резервной
системы (ФРС), а банки штатов могут по своему усмотрению входить или не входить в ФРС. Фактически только часть мелких банков не входит в ФРС.
Национальные банки находятся в ведении особого федерального органа - Управления контролера денежного обращения, которое осуществляет лицензирование банков, ревизию, надзор и их ликвидацию. Для банков штатов соответствующие функции выполняют органы банковского надзора штатов. Принципиальных различий по характеру операций междунациональными банками и банками штатов не имеется.
Федеральная
резервная система осуществляет
надзор за деятельностью банков-
Информация о работе Обязательное страхование вкладов –проблемы и перспективы