Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
Введение.
1. Сущность и необходимость кредита.
1.1 Сущность кредита, как экономической категории.
1.2 Необходимость и возможность кредита.
2. Проблемные ворпросы в области кредита в настоящее время.
2.1 Порядок кредитования юридических и физических лиц в банке.
2.2 Существующие проблемы в области кредитования.
2.3 Направление совершенствования кредитования юридических и физических лиц.
Заключение.
Список использованной литературы
В качестве элементов оттока средств выделяют:
o уплату налогов, процентов, дивидендов, штрафов и пеней;
o дополнительные вложения средств в запасы, дебиторскую задолженность, прочие активы, основные фонды;
o сокращение кредиторской задолженности;
o уменьшение прочих пассивов;
o отток акционерного капитала;
o погашение ссуд.
Разница между притоком и оттоком средств характеризует величину общего денежного потока. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента (коэффициент денежного потока) определяют его класс кредитоспособности: класс I — 0,75; класс II — 0,30; класс III — 0,25; класс IV — 0,2; класс V — 0,2; класс VI — 0,15.
o Метод оценки кредитоспособности на основе анализа делового риска
Для этого метода деловой риск связан с прерывностью процесса кругооборота оборотных средств, возможностью не завершить этот кругооборот эффективно. Поэтому он учитывает следующие основные факторы делового риска:
надежность поставщиков;
диверсифицированность поставщиков;
сезонность поставок;
длительность хранения сырья и материалов (являются ли они скоропортящимися);
наличие складских помещений и необходимость в них;
порядок приобретения сырья и материалов;
экологические факторы;
мода на сырье и материалы;
уровень цен (доступность для заемщика, опасность повышения) на приобретаемые ценности и их транспортировку;
соответствие транспортировки характеру груза;
ввод ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов.
Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика.
Таким образом, метод анализа делового риска, как и два предыдущих, ориентирован на оценку кредитоспособности заемщика, берущего кредиты на пополнение оборотных средств или на другие текущие цели оперативного плана.
2.2. Существующие проблемы в области кредитования.
В современных экономических условиях банковское кредитование физических лиц развивается опережающими темпами. Существующие в указанной области правовые проблемы становятся все более острыми.
Так, например, действующее законодательство не содержит обязанности кредитных организаций предоставлять физическим лицам информацию о годовых процентных ставках банковского кредитования потребителей по регионам и публиковать эту информацию. Осуществление такой обязанности должно быть возложено на Банк России путем внесения изменений в ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Заметим, что и для банков подобный вид кредитования становится высокорискованным. В целях минимизации кредитного и иных банковских рисков банки вынуждены увеличивать ставки по потребительским кредитам.
Рост объемов банковского кредитования преимущественно за счет расширения объемов высокорискованных операций, к числу которых относится и потребительское кредитование, "может в перспективе негативно сказаться как на устойчивости банков, так и на издержках кредитования, которые придется нести конечным заемщикам".
Федеральным законом не урегулированы вопросы определения цены кредита для рекламных целей, что приводит к сложностям выбора физическими лицами наиболее выгодного предложения и затрудняет развитие конкуренции на рынке банковского кредитования физических лиц.
Существующие общие нормы о кредитовании не учитывают специфику банковского кредитования физических лиц, а некоторые неточности в их формулировании приводят к различному их толкованию и проблемам в правоприменительной практике, что также негативно сказывается на развитии указанного рынка банковских услуг.
В то же время заметим, что не без участия банковского сообщества, и наших исследований в том числе, законодательство о банковском кредитовании физических лиц все более совершенствуется. Так, с 12 июня 2008 г., согласно вступившим в силу изменениям в ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", кредитная организация обязана до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом (либо до изменения условий договора) предоставить заемщику информацию о полной стоимости кредита. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи в пользу третьих лиц, если в договоре определены такие лица. Банк обязан в кредитном договоре указать комиссию, штрафы и иные выплаты ясными и четкими формулировками. Помимо этого, банк должен предоставлять физическому лицу информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей, которые он обязан выплатить в случае нарушения этого договора. Под полной стоимостью кредита в Федеральном законе понимаются все расходы заемщика, связанные с получением, обеспечением и обслуживанием кредита.
Тем самым мы совершенно справедливо оцениваем нововведение как повышающее прозрачность рынка отечественного потребительского кредитования и усиливающее ответственность кредитных организаций.
Полагаем, что изменения в банковском законодательстве будут способствовать существенному изменению судебной практики. В нашем понимании физические лица, получившие кредит после 12 июня текущего года, смогут эффективно отстоять свои нарушенные имущественные права в судебном порядке, если реальные платежи по кредиту будут отличаться от заявленных в невыгодную для заемщика сторону.
Все исследования в данной области привели нас к выводу о том, что и иные проблемы в сфере банковского кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть разрешены в случае принятия специального федерального закона, регулирующего данную деятельность на государственном уровне, неоднократные попытки принятия которого до настоящего времени так и не увенчались успехом.
Таким образом, системный анализ нормативных правовых актов, изучение зарубежного опыта, выявление правовых проблем в области кредитования позволят усовершенствовать действующее законодательство и могут гарантировать защиту прав и интересов потребителей, возникающих между банками и физическими лицами по вопросу предоставления банками кредитов физическим лицам и их возврата.
2.3. Направление совершенствования кредитования юридических и физических лиц.
В течение последних лет Нацбанком РБ проводится планомерная
работа по совершенствованию законодательства в сфере кредитования,
направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления
кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, не
соответствующих современным экономическим реалиям. Очередным шагом в данном направлении стало принятие Правлением Нацбанка РБ
постановления от 30.06.2005 № 95 «О внесении дополнений и изменений
в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от
30 декабря 2003 г. № 226» (далее - постановление № 95), вступившего
в силу с 11 июля 2005 г.
Основанием для разработки указанного нормативного правового
акта явилась норма, изложенная в п.6 Указа Президента РБ от
24.03.2005 № 148 «О неотложных мерах по поддержке
предпринимательства», в соответствии с которой Нацбанку было
поручено до 1 июля 2005 г. принять меры по совершенствованию
кредитования индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим Нацбанком были разработаны и утверждены
Мероприятия по совершенствованию кредитования индивидуальных
предпринимателей от 08.04.2005 № 04-21/80 (далее - Мероприятия),
предусматривающие меры по совершенствованию законодательства,
обеспечению доступности кредитов, а также информационное,
образовательное и консультационное обеспечение. Банкам было поручено
до 1 июля 2005 г. разработать программы кредитования индивидуальных
предпринимателей, предусмотрев в них предоставление права
индивидуальным предпринимателям на погашение кредита наличными
денежными средствами путем внесения денежных средств в кассу банка.
В Главном управлении Нацбанка по Витебской области 21 июня
2005 г. прошел республиканский семинар «Совершенствование
кредитования и микрокредитования субъектов малого
предпринимательства» с участием представителей Минэкономики РБ,
Нацбанка РБ, Белорусского фонда поддержки предпринимательства,
Витебского облисполкома, учреждений банков области и индивидуальных
предпринимателей. На семинаре обсуждались вопросы оказания
государственной поддержки предпринимательству, совершенствования
кредитования и микрокредитования субъектов малого бизнеса, а также
условия предоставления кредитов по кредитной линии ЕБРР. Кроме того,
в процессе дискуссии были даны разъяснения и ответы на вопросы
индивидуальных предпринимателей по залоговым требованиям, процентным
ставкам по кредитам, применению размера комиссионного вознаграждения
при проведении платежей в белорусских рублях и иностранной валюте, а
также о нотариальном заверении карточек с образцами подписей. Также
должностными лицами Минэкономики были даны разъяснения по
лицензированию деятельности индивидуальных предпринимателей и роста
«канцелярского пакета документов» при оформлении предпринимательской
деятельности.
В соответствии с п.5 Мероприятий во всех областях созданы
консультационные группы по оказанию помощи индивидуальным
предпринимателям по вопросам кредитования, в состав которых включены
представители головных банков, а также структурных подразделений
главных управлений Нацбанка по областям и г.Минску.
Кроме того, на основании п.3 Мероприятий внесены
соответствующие изменения в локальные нормативные правовые акты
банков, касающиеся порядка кредитования индивидуальных
предпринимателей.
Так, в АСБ «Беларусбанк» разработано дополнение к Порядку
кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в
котором предусматривается следующее:
1) кредитование индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без открытия текущих (расчетных)
счетов, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными
для физических лиц Положением о кредитовании населения за счет
ресурсов АСБ «Беларусбанк»;
2) погашение кредита и уплата процентов за пользование им могут
осуществляться индивидуальными предпринимателями, не имеющими
текущего (расчетного) счета в банке, наличными денежными средствами
путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа;
3) в целях снижения финансовой нагрузки и планирования
кредитополучателем - индивидуальным предпринимателем платежей по
кредиту расчет и уплата процентов за пользование кредитом могут
осуществляться по аннуитету;
4) для определения платежеспособности индивидуального
предпринимателя рассчитываются коэффициент (Кд), определяющий долю
ежемесячных платежей по кредиту и процентам за пользование кредитом
в сумме среднемесячных доходов, и коэффициент (Кз), определяющий
соотношение между суммой кредита с учетом причитающихся процентов за
пользование кредитом и стоимостью обеспечения. Соответственно,
заявленная сумма кредита предоставляется, если коээффициент Кд не
превышает 0,5, коэффициент Кз - не более 0,7.
ОАО «Белинвестбанк» в целях развития кредитования
индивидуальных предпринимателей в приоритетном порядке оказывает
кредитную поддержку индивидуальным предпринимателям, направлением
деятельности которых является производство (оказание работ, услуг).
В настоящее время локальный документ банка по выдаче кредитов
содержит отдельный раздел, регулирующий порядок оформления и выдачи
кредитов и микрокредитов индивидуальным предпринимателям. Банком
максимально упрощена данная процедура по сравнению с иными
субъектами хозяйствования.
В ОАО «Белвнешэкономбанк» разработана Инструкция по
микрокредитованию, которая предусматривает упрощенную процедуру
предоставления субъектам малого предпринимательства кредитов,
величина которых не превышает 7500 базовых величин.
ОАО «Белгазпромбанк» осуществляет кредитование индивидуальных
предпринимателей в рамках реализуемой совместно с ЕБРР программы
«Микрокредитование». Действующие в рамках данной программы процедуры
принятия решений о возможности кредитования, предоставляемый
кредитополучателями пакет документов, методика анализа
кредитоспособности являются упрощенными, что позволяет банку
работать в сфере кредитования индивидуальных предпринимателей.
В частности, ОАО «Белгазпромбанк» были утверждены основные условия
предоставления экспресс-кредитов и упрощенный порядок принятия
решений по экспресс-кредитам. В настоящее время на стадии
согласования находится положение о порядке открытия счетов клиентам,
предусматривающее существенное упрощение и удешевление для
индивидуальных предпринимателей процедуры открытия счета по учету
кредитной задолженности.
Кроме того, во исполнение поручений Президента РБ, данных на
совещании с банками 25 мая 2005 г., в целях упрощения процедуры
Информация о работе Необходимость кредита. Экономические основы использования кредита