Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
Введение.
1. Сущность и необходимость кредита.
1.1 Сущность кредита, как экономической категории.
1.2 Необходимость и возможность кредита.
2. Проблемные ворпросы в области кредита в настоящее время.
2.1 Порядок кредитования юридических и физических лиц в банке.
2.2 Существующие проблемы в области кредитования.
2.3 Направление совершенствования кредитования юридических и физических лиц.
Заключение.
Список использованной литературы
2. Проблемные вопросы в области кредита в настоящее время.
2.1. Порядок кредитования юридических и физических лиц в банке.
Банк осуществляет выдачу кредитов физическим лицам в пределах имеющихся у него кредитных ресурсов. Механизм кредитования и организация кредитной работы в банке определяется каждым банком самостоятельно на основе действующих рекомендаций Центрального банка. Специфика организации кредитования каждого конкретного банка отражается в самостоятельно разрабатываемом и утверждаемом руководством банка Положении о кредитовании, которое определяет внутренние правила организации кредитной работы в банке и основные этапы, механизм и критерии работы с клиентами. Во – первых очень важным является вопрос о наиболее характерных целях получения кредитов.
Схема кредитования включает следующие основные этапы:
Рассмотрение заявки на кредит;
Изучение кредитоспособности заемщика;
Оформление кредитного договора;
Выдача кредита;
Контроль за исполнением кредитной сделки.
При обращении клиента в Банк за получением кредита уполномоченный сотрудник кредитующего подразделения (кредитный инспектор) разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, знакомит с перечнем документов, которые будут необходимы для получения кредита. Рассмотрение заявки заемщика, поступившей в банк, всегда начинается с рассмотрения документов. В них содержатся основные сведения о заемщике и испрашиваемом кредите: размер, вид, цель, срок, возможное обеспечение. В то же время для заемщиков, имеющих постоянные кредитные отношения с банком, перечень предоставляемых для кредитования документов может быть банком сокращен.
Изучение кредитоспособности заемщика, т.е. его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, начинается с изучения риска непогашения кредита, который может возникнуть под воздействием различных факторов. Отсюда, прежде чем принимать решение о выдаче кредита клиенту, банк анализирует его кредитоспособность.
При анализе кредитоспособности заемщика учитываются следующие факторы:
дееспособность в отношении ссуд. Предоставляя ссуду плательщику, необходимо ознакомиться с уставом и положением, определяющими правомочность лиц выступать от имени заемщика;
деловая репутация заемщика. Здесь понимают не просто готовность вернуть долг, но и выполнить все обязательства по условиям соглашения. При оценке репутации существенную роль играет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом;
способность получить доход. Банку необходимо оценить способность заемщика заработать средства, достаточные для погашения ссуды.
Схема изучения кредитоспособности заемщика каждый банк вырабатывает самостоятельно. Здесь рассмотрена примерная схема.
Кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах (основными документами являются: копия паспорта, документы подтверждающие основные и дополнительные доходы, копия трудовой книжки или подлинные договоры на выполнение определенной работы) и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита. При проверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам; направляет запросы в учреждения, предоставлявшие ему ранее кредиты. Кредитующее подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности Банка. Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству. Служба безопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверения личности), места жительства, места работы заемщика и сведений, указанных в анкете. По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующее подразделение.
При рассмотрении дохода заемщика, а так же его поручителя для решения вопроса о возможности выдачи кредита необходимо учитывать:
1. доходы, получаемые гражданами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы;
2. доходы от предпринимательской деятельности и другие постоянные источники дохода;
3. в исключительных случаях, по усмотрению банка в расчет платежеспособности заемщика могут быть включены доходы, получаемые не только по месту работы, но и совокупный доход семьи.
При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.).
При принятии положительного решения кредитный инспектор вносит соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению документов.
Одновременно с оформлением кредитного договора, графика погашения кредита и срочного обязательства кредитный инспектор оформляет также в зависимости от вида обеспечения:
договор поручительства
договор залога
В договоре залога указываются: предмет залога и его оценка, существо, размер и сроки исполнения обязательств по кредитному договору, у какой из сторон находится заложенное имущество, адрес нахождения предмета залога.
Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор. Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита.
Договор поручительства оформляется аналогично кредитному договору.
Кредитный инспектор визирует подписанные заемщиком кредитный договор и график погашения кредита и направляет их на подпись руководителю банка или другому уполномоченному лицу.
Выдача кредита в рублях производится, в соответствии с условиями кредитного договора, как наличными деньгами, так и в безналичном порядке путем:
зачисления на счет заемщика по вкладу до востребования;
зачисления на счет пластиковой карточки заемщика;
оплаты счетов торговых и других организаций;
перечисления на счета гражданам-предпринимателям.
Выдача кредита в иностранной валюте производится только в безналичном порядке зачислением на счет по вкладу до востребования или счет пластиковой карточки заемщика, что должно быть предусмотрено в кредитном договоре.
Порядок кредитования юридических лиц коммерческими банками (аналогично предыдущему)
Уполномоченный сотрудник кредитного подразделения требует от заемщика предоставления полного пакета документов на кредит согласно перечню коммерческого банка. В процессе ознакомления с предоставленным пакетом документов, сотрудник проводит личную беседу с заемщиком (его уполномоченным представителем), либо направляет ему письменный запрос, целью которого является получение данных об организации.
В первую очередь данные о заемщике (организации):
основная информация об организации (учредители, структура, продукция, услуги, рынок сбыта, наличие филиалов или дочерних предприятий);
информация о кредитах в других банках (погашенных, непогашенных);
информация о количестве и местонахождении расчетных и валютных счетов;
собственность и менеджмент (форма и структура собственности, опыт и квалификация руководителей);
объемы производства и реализации товаров, услуг;
основные потребители товаров, услуг, каналы сбыта, конкуренты;
основные поставщики товаров, услуг;
финансовые показатели (выручка, затраты, активы и пассивы (баланс), структура дебиторской и кредиторской задолженности, показатели платежеспособности и финансовой устойчивости фирмы–заемщика).
Информация о кредите содержит следующие данные:
расчет размера кредита;
прогноз потребности в финансовых ресурсах;
график и источники погашения кредита (прямые и резервные);
альтернативные варианты обеспечения по кредиту.
Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. При работе с активом баланса необходимо обратить на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделам, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной. Наличие просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита. Если задолженность не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше погашений других кредитов. Кроме того необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не заложен другому банку.
При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т.д. В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам заемщика с банками.
Важным позитивным фактором является имеющийся опыт кредитования данного заемщика банком, на основании которого возможно судить о перспективах погашения запрашиваемого в настоящий момент кредита. В том случае, если запрашиваемый кредит является очередным в ряде предыдущих, своевременно погашенных кредитов, то при приеме заявки от данного заемщика он может не представлять в банк свои юридические документы, но с обязательным уведомлением банка о всех внесенных в них изменениях.
Под кредитоспособностью понима
Основными способами оценки кредитоспособности заемщика являются:
оценка менеджмента;
оценка финансовой устойчивости клиента;
анализ денежного потока;
сбор информации о клиенте;
наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
o Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности заемщиков
Выбор финансовых коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Можно выделить пять групп коэффициентов:
I - ликвидности;
II - эффективности, или оборачиваемости;
III - финансового левериджа;
IV - прибыльности;
V - обслуживания долга.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам:
КТЛ = Текущие активы / Текущие пассивы.
Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т. е. средств, которыми располагает клиент в различной форме (денежные средства, дебиторская задолженность нетто ближайших сроков погашения, стоимости запасов товарно-материальных ценностей и прочих активов), с текущими пассивами, т. е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим). Если долговые обязательства превышают средства клиента, последний является некредитоспособным.
Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (КБЛ) рассчитывается следующим образом:
КБЛ = Ликвидные активы / Текущие пассивы.
Ликвидные активы - та часть текущих пассивов, которая быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относят денежные средства и дебиторскую задолженность, в российской практике - и часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента быстрой ликвидности прогнозируют способность заемщика быстро высвобождать из оборота денежные средства для погашения долга банка в срок.
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать класс кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так.
Оборачиваемость запасов:
а) длительность оборота в днях:
Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации;
б) количество оборотов в периоде:
Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде.
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:
Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации.
Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):
Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде.
Оборачиваемость активов:
Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде.
Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка, независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие.
Коэффициенты нормы прибыли:
Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов / Выручка от реализации или чистые продажи;
Коэффициенты рентабельности:
Прибыль до уплаты процентов и налогов / Активы или собственный капитал;
Коэффициенты нормы прибыли на акцию:
а) доход на акцию:
Дивиденды по простым акциям / Среднее количество простых акций;
б) дивидендный доход (%):
Годовой дивиденд на одну акцию х 100 / Средняя рыночная цена одной акции.
o Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности
Анализ денежного потока — метод оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств клиента в отчетном периоде. Этим он принципиально отличается от метода оценки кредитоспособности клиента на основе системы финансовых коэффициентов.
Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока у заемщика за период, обычно соответствующий сроку испрашиваемой ссуды.
Элементами притока средств за период являются:
o прибыль, полученная в данном периоде;
o амортизация, начисленная за период;
o высвобождение средств (из запасов, дебиторской задолженности, основных фондов, прочих активов);
o увеличение кредиторской задолженности;
o рост прочих пассивов;
o увеличение акционерного капитала;
o выдача новых ссуд.
Информация о работе Необходимость кредита. Экономические основы использования кредита