НБ РБ, его функции и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы - раскрыть сущность центральных банков на примере Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ПРАВОВОЙ СТАТУС, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..…………………..6
1.1.Национальный банк – центральный банк Республикик Беларусь 6
1.2.Основные цели и функци Национального Банка 9
1.3.Права Национального Банка по организации денежно-кредитной политики в стране 16
2.УРОВЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
2.1. Организационо-экономическая характеристика Национального Банка Республики Беларусь 25
2.2.Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

НБ РБ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

 

  УРОВЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

2.1. Организационно-экономическая характеристика Национального банка Республики Беларусь 

     Национальный  банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. [18,c.68]

     К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий "Ружанский".

     Полномочия  структурных подразделений Национального  банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь. [14]

     Место нахождения центрального аппарата Национального  банка: проспект Независимости, 20, 220008, Минск, Республика Беларусь.

     Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.[14]

     Уставный  фонд Национального банка предназначен для обеспечения деятельности и  выполнения обязательств этого банка. Размер уставного фонда Национального банка – двести пятьдесят миллиардов белорусских рублей.[14]

     Национальный  банк для обеспечения своей деятельности создает резервный и иные фонды, а также специальные резервы  общих банковских рисков. Резервный фонд формируется в размере не менее уставного фонда Национального банка.

     Прибыль Национального банка образуется от осуществления им деятельности в  соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.[14]

     Прибыль Национального банка на 1 января 2010 г. составила 77,6 млрд.руб.,что на 61,3 млрд.руб больше, чем в 2007 г.(табл.2.1)  [15] 

                                                                                                           Таблица 2.1.

Показатель 01.янв.08 01.янв.09 01.янв.10 Динамика,

млрд.руб.

Тр,% Тпр,%
активы ,

млрд.руб.

15060 14957,9 26697,9 11637,9 177,2768924 77,2768924
обязательства,

млрд.руб

14250 14758,9 26233,8 11983,8 184,0968421 84,0968421
доходы,

млрд.руб.

435,5 737,9 1676,2 1240,7 384,89093 284,89093
расходы,

млрд.руб.

353,9 692,6 1598,6 1244,7 451,7095225 351,7095225
прибыль,

млрд.руб.

16,3 45,3 77,6 61,3 476,0736196 376,0736196
 

Источник: собственная разработка на основании  Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №257 «Об утверждении отчета Национального банка за 2008 год» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №274 «Об утверждении отчета Национального банка за 2009 год» 

     Свои  функции Национальный банк реализует  через осуществление активных и  пассивных операций.

     Активы  Национального банка возросли за период 2007-2009 гг. на 77,2768924%,т.е. на 11637,9 млрд.руб.

     Обязательства Национального банка в 2007 г. составляли 14250 млрд.руб. Это на 11983,8 млрд.руб меньше, чем в 2009 г.

     Доходы  Национального банка на 1 января 2010 г. - 1676,2 млрд.руб., т.е. на 284,89093% больше по сравнению с 2007 годом.

     Расходы Национального банка за три года увеличились и достигли 1598,6 млрд.руб.

     Органами  управления Национального банка  являются Правление Национального  банка и Совет директоров Национального  банка.[2]

     Высшим  органом управления Национального  банка является Правление Национального  банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности Национального банка  и осуществляющий руководство и управление им. [2]

     Члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством. [14]

     Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в  форме постановлений и приказов. Компетенция правления Национального  банка Республики Беларусь и порядок  созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь.[18,с.69]

     Правление состоит из  Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Правление Национального банка  принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка. [7,с.378]

     Совет директоров Национального банка Республики Беларусь – исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. [18,с.69]

     Председатель  Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.

     Количественный  состав Совета директоров Национального  банка определяется Правлением Национального  банка.

     Компетенция Совета директоров Национального банка  и порядок созыва его заседаний  определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. [2]

     Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального  банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

     Совет директоров Национального банка  принимает решения простым большинством голосов при условии участия  в его заседании не менее семидесяти процентов от численного состава  членов Совета директоров Национального банка. [2]

     Подразделения центрального аппарата Национального  банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации.

     В свою очередь в состав департаментов  входят несколько отделов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бумагами и  реализации монетарной политики; департамент банковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирования и управлений методологии пруденциального надзора, организации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридический департамент осуществляет разработку и проведение общей правовой политики Национального банка, прогнозирование правового обеспечения банковской деятельности; Департамент монетарных операций регулирует ликвидность банковской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику.

     Законодательством Республики Беларусь, касающимся основ  службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка. [7,с.379]

     Таким образом, Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

     Осуществляя деятельность, Национальный банк получает доходы и несет расходы. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

2.2. Основные направления  денежно-кредитной политики на 2010 год 

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий  стабильного экономического развития

     Республики  Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны  с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении  Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).[20,с.44]

     Важнейшими  результатами выполнения Основных направлений  денежно-кредитной политики в январе — сентябре 2010 г. стали:

     — поддержание курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых значений;

     — повышение доступности кредитных  ресурсов для нефинансового сектора экономики при обеспечении привлекательности сбережений, расширение кредитной поддержки банками экономики;

     — рост активов и нормативного капитала банковского сектора;

     — надежное и безопасное функционирование платежной системы.

     Макроэкономическая  ситуация в январе — сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2009 г. характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления.

     Увеличение  внутреннего и внешнего спроса позитивно  сказалось на темпах роста ВВП. Объем  ВВП в январе — сентябре 2010 г. составил 116,6 трлн. руб., или 39,3 млрд. долл. США. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, тогда как в январе — сентябре 2009 г. наблюдалось сокращение ВВП на 0,3%.

     Существенно сократились запасы готовой продукции. Если в январе — сентябре 2009 г. соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства составляло 77,8%, то в январе — сентябре 2010 г. оно снизилось до 54,2%.

     Истекший  период 2010 г. характеризовался также замедлением темпов инфляции. Прирост индекса потребительских цен в сентябре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. составил 6,8%, что соответствует среднемесячному темпу инфляции 0,7%. За аналогичный период прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 7,9% (0,8% в месяц).

     Сложившийся уровень инфляции приблизительно соответствует темпам инфляции в соседних государствах. Так, по сравнению с декабрем 2009 г. потребительские цены в сентябре 2010 г. в России выросли на 6,2%, Украине — на 7,4%, Казахстане — на 5,2%.

     На  ситуации во внешней торговле в значительной степени отразились темпы восстановления деловой активности и экономического роста в странах — основных торговых партнерах. По предварительным данным платежного баланса, объем экспорта товаров и услуг в фактических ценах в январе — августе 2010 г. составил 18,3 млрд. долл. США, что на 19,3% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г.

     Объем импорта товаров и услуг в январе — августе 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличился на 16,3% и составил 21,9 млрд. долл. США. Таким образом, сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе — августе 2010 г. сложилось отрицательным в размере 3,6 млрд. долл. США. Это близко к уровню отрицательного сальдо внешней торговли аналогичного периода прошлого года — 3,5 млрд. долл. США.

     Состояние внешней торговли и платежного баланса  в целом определило ситуацию на внутреннем валютном рынке. Его оборот за январь — сентябрь 2010 г. уменьшился относительно аналогичного периода прошлого года на 37,6% и составил 64,8 млрд. долл. США.

Информация о работе НБ РБ, его функции и роль