НБ РБ, его функции и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы - раскрыть сущность центральных банков на примере Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ПРАВОВОЙ СТАТУС, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..…………………..6
1.1.Национальный банк – центральный банк Республикик Беларусь 6
1.2.Основные цели и функци Национального Банка 9
1.3.Права Национального Банка по организации денежно-кредитной политики в стране 16
2.УРОВЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
2.1. Организационо-экономическая характеристика Национального Банка Республики Беларусь 25
2.2.Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

НБ РБ.doc

— 576.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Следующим элементом денежно-кредитного регулирования  являются субъекты, к которым в широком смысле относятся все владельцы денежных средств, в узком смысле субъектами являются лица, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, а именно, центральный банк, законодательные органы, государственные министерства и ведомства.

     Объектами денежно-кредитного регулирования  являются конкретные показатели денежного  оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования. К  таким показателям относятся  денежная масса, ее агрегаты; объем  и структура денежных доходов  населения; объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через коммерческие банки; скорость оборота денег; коэффициент банковской мультипликации; объем кредитов центрального банка правительству; объем кредитов кредитным организациям; объем кредитов, выдаваемых физическим и юридическим лицам.[13]

     Эффективность монетарной политики зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

     Методы  регулирования денежно-кредитной  политики классифицируются по ряду признаков:

     - в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

     - по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

     - по характеру параметров регулирования:  количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

     - по форме воздействия - прямы и косвенные;

     - по числу объектов – общие  (воздействуют на систему в  целом) и селективные (предполагают  избирательное воздействие на  финансовый рынок). [10, с. 459]

     К административным методам относятся  прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных видов услуг, определение процентных ставок, видов обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).

     К экономическим методам регулирования  совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками), и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов не является функцией Центрального банка. Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.

     К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов.

     Национальный  банк устанавливает нормативы безопасного  функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет надзор за их выполнением. [2]

     Для банков устанавливаются следующие  нормативы безопасного функционирования: минимальный размер уставного фонда  для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; предельный размер имущественных  вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка; нормативы достаточности нормативного капитала банка; нормативы ликвидности банка; норматив максимального размера кредитного риска на одного должника (группу взаимосвязанных должников); норматив суммарной величины крупных кредитных рисков; норматив максимального размера кредитного риска на одного инсайдера и взаимосвязанных с ним лиц; норматив суммарной величины кредитных рисков на инсайдеров и взаимосвязанных с ними лиц; норматив максимального размера кредитного риска по средствам, размещенным банком в странах, не входящих в группу "A"; нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций; нормативы ограничения валютного риска; норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. [2]

     Корректирующее  воздействие осуществляется путем  проведения кредитных операций Центральным  банком (когда Центральный банк выступает  в качестве кредитора в последней  инстанции) и операций с ценными  бумагами. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации. [13]

     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

     -процентные  ставки по операциям центрального  банка;

     -обязательное  резервирование;

     -валютные  операции;

     -операции  на открытом рынке.

     Инструменты процентной политики (или урегулирование уровня процентных ставок) – за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д. [7, с. 373]

     Процентная политика призвана обеспечить устойчивость национальной денежной единицы. В этих целях центральным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования.  Её изменение ведёт к затруднению или облегчению возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке, что в свою очередь  влияет на ликвидность кредитных учреждений. А также  изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление предоставления кредитов и депозитов  коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

     Официальная ставка рефинансирования пересматривается и устанавливается Национальным Банком на регулярной основе, ее уровень  зависит от общего состояния денежного  рынка, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. При этом Национальный Банк стремится, чтобы уровень официальной ставки рефинансирования в реальном выражении оставался слабо позитивным, т.е. она должна превышать уровень годовой инфляции.

     При определении уровня ставки рефинансирования Национального Банка ключевыми факторами являются уровень инфляции, а также ситуация в банковском секторе (в частности, потребность сектора в краткосрочной ликвидности). Размер ставки рефинансирования Национального банка зависит от индекса инфляции в стране: чем выше инфляция, тем выше ставка.

     Проведение  процентной политики оказывает влияние  на такие величины, как расходы  на обслуживание задолженности, спрос  на новые кредиты, размещение свободных  денежных средств, доходы от размещения денежных средств.

     Таким образом, изменение процентных ставок Центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка. Вследствие чего изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережение, инвестиции, цены.

     Политика обязательного резервирования представляет собой предъявление требования к коммерческим банкам о  размещении ими в центральном банке минимальных резервов.

     В соответствии с Инструкцией о  порядке формирования банками и  небанковскими кредитно-финансовыми  организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке РБ, резервные требования представляют собой минимальный объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать в течение периода выполнения резервных требований в фонде обязательных резервов в порядке и на условиях, определенных данной Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Национального банка. [13]

     Валютная  политика включает в себя такие структурные  элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы  регулирования внешних валютно-кредитных  отношений, степень либерализации  валютно-кредитного механизма. Центральным  банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. [3,с.264]

     Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок  ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.[2]

     Метод денежно-кредитного регулирования  – операции на открытом рынке заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [19,с.436]

     Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

     -краткую  характеристику состояния экономики  Республики Беларусь;

     -важнейшие  параметры прогноза социально-экономического  развития Республики Беларусь  на очередной год, в том числе  прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

     -основные  параметры и инструменты денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  на очередной год;

     -оценку  и анализ выполнения основных  параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

     -мероприятия  Национального банка на очередной  год по совершенствованию банковской  системы Республики Беларусь, банковского  надзора, финансовых рынков и  платежной системы Республики  Беларусь.

     Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

     Национальный  банк ежеквартально информирует  Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [2]

     Можно сделать вывод о том, что Национальный банк, осуществляя денежно-кредитную политику, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков. Тем самым он добивается расширения или сокращения кредитования экономики, чем достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, также в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. 

Информация о работе НБ РБ, его функции и роль