Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить деятельность Национального банка и его функций как центрального банка страны.
В целях достижения поставленной задачи в работе были решены следующие аспекты:
-теоретические и исторические аспекты происхождения Национального банка;
- история возникновения, сущность и значение Национального банка;
-дала оценку и провела анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за 2011 - 2012 гг., выявила проблемы в эффективном функционировании Национального банка Республики Казахстан и определила пути совершенствования его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования Национального Банка Республики Казахстан………………………………………………...6
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Казахстан…………………………………6
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан…………………10
Глава 2. Анализ и оценка Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………………………….13
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………13
2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК………………..15
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка РК за 2012 год………………………………………………………………………………...16
Глава 3. Проблемы и мероприятия деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе……………………………..20
3.1 Проблемы функционирования деятельности Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………....20
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2012 – 2014 годы………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………34
Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2012 году. В 2013-2014 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными.
Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации (приложение 1).
По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.
Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.
В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.
При мировой цене за баррель нефти в 90 долл. США в 2012 году и 70 долл. США в 2013-2014 годах, ожидается, что положительное сальдо торгового баланса будет находиться в пределах 20-26 млрд. долл. США, которое отчасти будет нивелировано выплатами доходов иностранным инвесторам. В целом, предполагается, что текущий счет в прогнозном периоде будет в пределах от (-)1,5% до (+)0,5% к ВВП.
В 2012-2014 годах при ежегодном снижении притока прямых инвестиций в Казахстан, главным образом за счет сокращения инвестиций в Северо-Каспийский проект, и снижении темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, ожидается, что дефицит счета операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») будет сокращаться.
В итоге в ходе данного сценария платежного баланса общий баланс ожидается с отрицательным сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к ВВП и соответственно сократятся международные резервы Национального Банка Республики Казахстан. Однако их уровень останется выше минимально необходимого объема, покрывающего не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг.
Темпы расширения денежного
предложения будут
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.
При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП.
По счету операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») ожидается рост дефицита, главным образом, за счет увеличения темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан.
В итоге ожидается, что во всем прогнозном периоде общий платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года.
Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с предыдущими сценариями. При этом поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде (приложение 1).
Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год.
В результате изучения темы «Национальный банк Республики Казахстан и его функции» показало, что первоочередной задачей национального банка является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику через Национальный банк.
При этом в первой главе показано, что экономическая сущность национального банка состоит в его назначении как особого банка, осуществляющий координирование и регулирование финансово-кредитных учреждений, а также являющийся эмиссионным, резервным, кассовым центром страны.
Основными функциями Национального банка являются : эмиссия кредитных денег (банкнот); оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений; выполнение функций финансового агента правительства; хранение централизованного золотого и валютного запаса; проведение мероприятий денежно-кредитной политики. При этом целью денежно-кредитной политики Национального банка является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.
Изучение зарубежного опыта деятельности центрального банка в США показало, центральным звеном денежной политики в США является ФРС. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами Центрального банка являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.
Во второй главе проанализирована деятельность и дана оценка работы Национального банка. Национальный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков. В результате банковский сектор в действующей банковской системе страны является значительным и весомым. На протяжении последних трех лет, начиная с 2010 года, банковский сектор динамично развивается. Продолжаются процессы консолидации и оздоровления банковского сектора, что выразилось в сохранении жизнеспособности отечественных банков и повышении их способности оказывать базовые банковские услуги на клиентском рынке.
В третьей главе определены проблемы, выразившиеся в недостаточном эффективном управлении кредитно- финансовыми учреждениями. Для решения проблем Национальный Банк Казахстана сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.
На предстоящие 2012 – 2014 годы снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.
При проведении денежно-кредитной политики Национальный банк предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.
Подводя итоги, можно отметить, что деятельность Национального Банка сконцентрирована на создании условий, необходимых для преодоления финансовым сектором структурных проблем и недостатков, а также на реализацию задач его посткризисного развития в целях возобновления качественного и последовательного роста, а также стабильности и прозрачности финансового рынка.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ
ПЕРВЫЙ СЦЕНАРИЙ
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
Прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
2 970 |
3 143 |
3 362 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
9 821 |
10 356 |
11 049 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
8 502 |
8 964 |
9 561 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
7 873 |
8 283 |
8 731 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,4 |
39,4 |
39,3 |
ВТОРОЙ СЦЕНАРИЙ
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
Прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 451 |
3 778 |
4 226 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 525 |
12 633 |
14 149 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
9 995 |
10 959 |
12 277 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 233 |
10 082 |
11 283 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,8 |
40,0 |
40,0 |
ТРЕТИЙ СЦЕНАРИЙ
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
факт |
Прогноз | |||
Инфляция, % |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2 836 |
3 559 |
3 968 |
4 464 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9 751 |
11 891 |
13 326 |
15 014 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8 385 |
10 316 |
11 571 |
13 045 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8 781 |
9 212 |
10 263 |
11 532 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
39,9 |
40,1 |
40,2 |