Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить деятельность Национального банка и его функций как центрального банка страны.
В целях достижения поставленной задачи в работе были решены следующие аспекты:
-теоретические и исторические аспекты происхождения Национального банка;
- история возникновения, сущность и значение Национального банка;
-дала оценку и провела анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за 2011 - 2012 гг., выявила проблемы в эффективном функционировании Национального банка Республики Казахстан и определила пути совершенствования его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования Национального Банка Республики Казахстан………………………………………………...6
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Казахстан…………………………………6
1.2 Функции Национального банка Республики Казахстан…………………10
Глава 2. Анализ и оценка Национального Банка Республики Казахстан……………………………………………………………………….13
2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………13
2.2 Денежно-кредитная политика Национального Банка РК………………..15
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка РК за 2012 год………………………………………………………………………………...16
Глава 3. Проблемы и мероприятия деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе……………………………..20
3.1 Проблемы функционирования деятельности Национального банка Республики Казахстан………………………………………………………....20
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан на 2012 – 2014 годы………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………34
При риске возникновения давления на обменный курс тенге золотовалютные резервы находятся на достаточном уровне. Так, на конец сентября 2012 года международные резервы страны составили 85,5 млрд. долл. США, в том числе золотовалютные активы Национального Банка – 30,1 млрд. долл. США.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством инструментов и операций денежно-кредитного регулирования, которые включают в себя классические инструменты. Инструменты делятся на операции открытого рынка, постоянные механизмы и минимальные резервные требования. Первая группа операций проводится по инициативе центрального банка, сюда относятся операции на валютном рынке, на вторичном рынке ценных бумаг, а также эмиссия краткосрочных нот. Вторая группа операций осуществляется по инициативе участников финансового рынка, включает привлечение депозитов и выдачу займов рефинансирования. Минимальные резервные требования применяются Национальным Банком для регулирования ликвидности денежного рынка.
Все указанные группы
операций направлены на гибкое регулирование
денежного предложения в
В качестве инструментов по абсорбированию избыточной краткосрочной ликвидности выступают депозиты банков в Национальном Банке, а также выпуск краткосрочных нот, пользующихся высоким спросом со стороны участников денежного рынка как качественных, абсолютно надежных и безрисковых инструментов.
Используя свой инструментарий, Национальный Банк всегда стремится к тому, чтобы монетарная составляющая инфляции находилась на оптимальном уровне, чтобы не оказать дополнительного инфляционного давления.
Несмотря на позитивные результаты осуществляемой денежно-кредитной политики и эффективность применяемых инструментов, Национальный Банк в настоящее время ведет активную работу по изучению международного опыта в данной сфере. Рассматриваются возможности более эффективного использования операций на открытом рынке, проводится анализ оптимальных параметров (объемов, сроков операций, видов залогового обеспечения) данных инструментов.
Глава 3. Проблемы и мероприятия по деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе
3.1 Проблемы функционирования деятельности Национального Банка Республики Казахстан
Среди положительных тенденций, наблюдаемых в настоящее время в баковском секторе, следует отметить постепенное возобновление банковского кредитования. Так, за 8 месяцев 2012 года кредитный портфель банков второго уровня увеличился на 6,6%. Данный процесс во многом определяется благоприятными условиями, складывающимися в экономике страны в целом, включая рост корпоративного сектора, увеличение внутреннего спроса, а также соответствующую внешнюю конъюнктуру. Вместе с тем, говорить о полноценном восстановлении банковского кредитования в Казахстане после недавних кризисных явлений преждевременно. Потенциал банковского сектора по предоставлению кредитных ресурсов субъектам экономики и населению по-прежнему ограничивается высоким уровнем неработающих кредитов. Так, на долю последних приходится более четверти совокупного ссудного портфеля банковского сектора (26,1% по состоянию на 01.09.2012г. без учета АО «БТА Банк»). В свою очередь, накопленный груз «плохих активов» и необходимость поддержания соответствующего объема провизий являются факторами, сдерживающими кредитную экспансию.
Поэтому в сложившихся условиях активизация процессов оздоровления кредитного портфеля банковского сектора приобретает особую актуальность. Для эффективного урегулирования данной проблемы необходим системный подход, предусматривающий не только реализацию банками собственных стратегий работы с «плохими» займам (реструктуризация обязательств заемщика, списание долга и др.), но и соответствующие стимулирующие механизмы со стороны государства.
В связи с этим Национальным Банком в 2011-2012 годах был реализован комплекс мер.
Во-первых, была создана двухуровневая система по выкупу проблемных активов банков, в соответствии с которой неработающие активы могут быть переданы в АО «Фонд проблемных активов» (далее – ФПК) и/или в дочерние организации, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка (далее – ОУСА).
ФПК, созданный Национальным Банком (единственный учредитель и акционер) в рамках Концепции улучшения качества активов банков второго уровня в 2011 году, является централизованным механизмом очистки балансов банков и представляет собой первый уровень указанной системы. Деятельность ФПК направлена на выкуп у банков кредитов, классифицированных как сомнительные кредиты 5-й категории и безнадежные, за исключением кредитов, связанных с недвижимым имуществом и потребительских кредитов. Соответствующие активы будут приобретаться у банков до конца 2013 года. При этом для усиления эффекта от деятельности ФПК за счет увеличения объема приобретаемых проблемных активов в июле 2012 года Национальным Банком было принято решение о повышении уставного капитала ФПК.
Помимо передачи активов в ФПК, банки также получили возможность создавать дочерние организации для оздоровления проблемных активов (ОУСА), представляющие собой второй уровень системы выкупа проблемных активов. Деятельность данных организаций направлена на приобретение неработающих активов, обеспеченных недвижимостью, в том числе строящейся, и прав требований к заемщикам юридическим и физическим лицам. Данный механизм обладает наибольшим потенциалом для очистки портфеля, поскольку объем передаваемых активов может достигать 3 размеров собственного капитала банка.
В рамках разработанной нормативной правовой базы для функционирования ФПК и ОУСА уже началась работа по реализации пилотного проекта выкупа пула проблемных активов ФПК. Со своей стороны, банки, заинтересованные в создании ОУСА, также представляют проекты соответствующих бизнес-планов на согласование в Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка.
Во-вторых, в качестве еще одной опции очистки балансов банков Национальным Банком был внедрен специальный механизм, облегчающий порядок прощения безнадежной задолженности и действующий до конца 2012 года В рамках данного механизма установлены максимальный размер соотношения общей суммы прощенной безнадежной задолженности по кредитам к агрегированному показателю и условия прощения безнадежной задолженности. При этом в результате прощения безнадежной задолженности по кредиту провизии, ранее отнесенные на вычеты, не признаются доходом от снижения размеров провизий за налоговый период. Максимальный размер общей суммы прощенной безнадежной задолженности при освобождении от налогообложения не должен превышать 10% от ссудного портфеля банка.
Успешная реализация перечисленных мер, в конечном счете, позволит не только ускорить процессы санации банковских балансов от неработающих активов, но и создаст необходимые предпосылки для наращивания банками «качественного» кредитного портфеля, т.е. оживления кредитной активности.
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях
Национальный Банк Республики
Казахстан в рамках разработки Основных
направлений денежно-кредитной
Указанные сценарии являются
синхронизированными и
Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают следующие цены на нефть (таблица 1)
Таблица 1
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III | |
цена на нефть, долларов США за баррель |
40 |
90 |
100 |
40 |
70 |
100 |
40 |
70 |
100 |
Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса, которые являются достаточно консервативными.
Сценарии строились с учетом данных Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан касательно увеличения расходов республиканского бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в течение 2012-2014 годов. Указанные расходы означают повышение совокупного спроса, которое должно уравновешиваться соответствующим совокупным предложением. Последнее должно обеспечиваться сферой производства, а также соответствующими мерами по созданию благоприятных условий для производственного роста.
В 2012-2014 годах ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками роста инфляции, как и раньше, остаются неразвитость внутренней рыночной конкурентной среды, высокая степень монополизации рынка, слабая развитость торговой инфраструктуры, а также нестабильность ситуации на мировых товарных рынках. В отношении мировых товарных рынков экономические интересы Казахстана зависят, в первую очередь, от мировых цен на нефть, и, следовательно, на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Последние имеют двойное влияние на уровень инфляции – как непосредственно через цены на ГСМ, так и через цены всех прочих товаров и услуг, в себестоимость которых неизменно входит стоимость ГСМ.
При этом в 2012-2014 годах влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет минимальным. Это будет обеспечиваться поддержанием на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2012-2014 годах основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.
Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году.
В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.
Пессимистический сценарий прогноза платежного баланса учитывает значительное сокращение экспорта товаров на 45,1% до 43,1 млрд. долл. США в 2012 году и последующий рост на 2,2% до 44,1 млрд. долл. США в 2014 году по сравнению с 2012 годом. При этом ожидается, что вследствие замедления темпов роста и сокращения доходов экономики импорт товаров в прогнозные годы также снизится на 23,4% до 30,4 млрд. долл. США в 2012 году, с последующим незначительным ростом до 31,3 млрд. долл. США в 2014 году. Одновременно сокращение экспорта товаров будет также нивелировано снижением выплачиваемых доходов нерезидентам. В связи с чем, ожидается, что в течение всего прогнозного периода дефицит счета текущих операций не превысит 5% ВВП.
Мировые финансовые рынки будут в основном закрыты для внешнего заимствования. Тем не менее, в начальные годы прогнозного периода будут наблюдаться существенные объемы иностранного инвестирования в экономику Казахстана, главным образом, обеспечиваемые за счет ранее заключенных договоров, в т.ч. в целях финансирования проектов Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. В условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов позволит сократить отток по счету операций с капиталом и финансами.
В 2012-2014 годах дефицит общего платежного баланса будет на уровне 2,5% ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг.