Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка и коммерческих банков в денежно-кредитной системе Республики Казахстан и их роль в денежно-кредитном регулировании экономики страны. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и организационную деятельность Национального банка как центрального банка государства
рассмотреть законодательную базу банковской деятельности РК
определить место коммерческих банков денежно-кредитной системе страны
изучить цели и инструменты денежно-кредитного регулирования
рассмотреть основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста
определить нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования и выявить возможные пути их решения
Введение……...……………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты деятельности Центрального и коммерческих банков……………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и организационная деятельность Национального Банка как центрального банка государства…………………………………………………..5
1.2 Законодательная база организации банковской деятельности в РК.....6
1.3 Роль коммерческих банков в денежно-кредитной системе страны……8
2 Национальный банк в проведении денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...9
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования………………9
2.2 Основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста………………………………………………14
2.3 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования и возможные пути их решения………………………………………………………………………23
Заключение
Список используемой литературы
В целом, это позволит повысить эффективность управления и регулирования ликвидности, а также формировать кривую доходности по финансовым инструментам на денежном рынке.
В случае необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания краткосрочной ликвидности банков. При этом Национальный Банк Республики Казахстан не ожидает значительного роста спроса на данные ресурсы. Сроки данных операций не будут превышать 1 года.
В 2012 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работу по дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований, в части повышения эффективности его применения.
Валютная политика Национального Банка Республики Казахстан призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. При проведении курсовой политики Национальный Банк Республики Казахстан не будет допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
Политика обменного
курса будет адекватно
В зависимости от экономической ситуации Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге.
При кардинальном изменении экономической ситуации, резком и значительном падении мировых цен на энергоресурсы и их сохранение на этом уровне в течение длительного времени, а также девальвации в странах – основных торговых партнерах Республики Казахстан возможно резкое изменение курса тенге [10].
Независимо от сценария экономического развития меры денежно-кредитной политики будут направлены на удержание уровня годовой инфляции в пределах 6-8%. Увеличение избыточного денежного предложения, стимулирующего инфляционное давление, будет, соответственно, нивелироваться ростом стерилизационных операций Национального Банка Республики Казахстан.
2.3 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования и возможные пути их решения
Эксперты прогнозируют наступление очередного экономического кризиса в Казахстане в начале 2012 года. Об этом свидетельствуют результаты экспертного опроса "Оценка вероятности новой волны кризиса и устойчивости экономики Казахстана", проведенного Институтом политических решений.
О наступлении кризиса в 2012 году заявила треть респондентов. 70 процентов опрошенных ответили, что Казахстан готов противостоять новым экономическим трудностям, 17 процентов экспертов настроены менее оптимистично. По мнению 27 процентов участников опроса, наибольшему влиянию кризиса подвергнется сфера малого и среднего бизнеса. 22 процента респондентов считают, что больше других спад в экономике ощутит обрабатывающая промышленность.
Директор аналитического департамента АО Greenwich Capital Management Бауыржан Тулепов обозначил дисбалансы экономической системы Казахстана, которые могут привести к кризису в стране. Одним из таких факторов он считает избыточную денежную массу. "Получается замкнутый круг. Избыточная денежная масса привязана к росту инфляции. Национальный банк укрепляет национальную валюту. Национальная валюта стимулирует привлечение зарубежного финансирования", - пояснил он.
Среди других причин надвигающего
кризиса Тулепов выделяет также
"перекредитованность
Ранее профессор Нью-Йоркского
университета Нуриэль Рубини заявил
о возможности наступления
Премьер-министр Карим Масимов заявил: «Мы готовы противостоять новым вызовам». Каков реальный фундамент для подобных заявлений? На начало сентября в Национальном фонде, куда поступают отчисления экспортёров сырья, накопилось 7 триллионов 252 миллиарда тенге ($49 миллиардов).
Государственный внешний долг вырос с начала года более чем на полтора миллиарда долларов, однако он всё равно остаётся приемлемым (менее $7 миллиардов) на фоне наших резервов. Одним словом, доходы превышают расходы, запасы превышают долги.
Но ставить знак равенства между наличием у государства ресурсов и готовностью к кризису нельзя. Во-первых, последние данные за сентябрь показывают, что все поступления в Национальный фонд пришли от нефтяных компаний. И благодарить за это нужно высокие цены на нефть на мировом рынке. Тогда как готовность правительства тут совершенно ни при чем. Во-вторых, благополучие государственной казны ещё ничего не гарантирует.
Во время прошлого финансового кризиса наиболее уязвимым оказался частный сектор, и платить за него пришлось именно государству. Деньги из бюджета и Нацфонда тогда были вынуждены пустить на помощь всем: банкирам, строителям, дольщикам, крестьянам, малому и среднему бизнесу. И даже экспортёрам сырья - через девальвацию тенге, которая позволила продавцам нефти и металлов увеличить прибыли за счёт ослабления национальной валюты. Причём помощь до сих пор продолжается, она заложена и в проект бюджета на 2012 год.
Так вот, негосударственный сектор по-прежнему остаётся уязвимым. Его внешний долг неуклонно растёт. В кризисный 2009 год он составлял $109 миллиардов, на начало нынешнего года достиг $113 миллиардов, а ко второму полугодию перевалил за $117 миллиардов. Из них $56 миллиардов принято оставлять «за скобками» - это долги между компаниями, которые входят в одну и ту же группу. Остальные $60 миллиардов долга как опасный фактор у нас тоже не рассматриваются, т.к. в основном это займы крупных сырьевых компаний, которым есть чем платить. Но с приходом мирового кризиса цены на сырьё могут резко упасть, а вместе с ними - и платежеспособность. Тогда по долгам вновь придётся платить государству.
Рассмотрим готовность (точнее, неготовность) к кризису и банковского сектора. Его главная проблема - плохое качество ссудного портфеля. Иначе говоря, высокая доля кредитов, по которым банкам не выплачиваются проценты и которые вообще уже вряд ли будут возвращены.
На начало года доля неработающих кредитов составляла 32,6%. Каждый третий тенге, выданный банками, оказался в категории «пропавших без вести». Приоритетом финансовой политики в Казахстане объявлено оздоровление банковского сектора, сокращение количества проблемных долгов. Однако наблюдается прямо противоположное. На начало сентября удельный вес неработающих кредитов вырос до 35,6%. Чтобы понять, что означают эти 3% роста, поясним, что в денежном измерении - это 533 миллиарда тенге. Всего же сумма невозвратных кредитов достигает без малого 3,5 триллиона тенге.
Такой скачок произошел «благодаря» БТА, неработающие кредиты которого с начала года выросли на 340 миллиардов тенге. Это объясняют тем, что в своё время, когда банк национализировался, масштаб проблем в нём, созданных под управлением команды Мухтара Аблязова, явно недооценили. Тогда банк пришлось выкупить государству, потому что он стоял на грани банкротства. Но сейчас выясняется, что состояние БТА ещё хуже. Постоянно «вылезают» всё новые и новые кредиты, выданные в своё время банком, надежды на возвращение которых не больше, чем шансов на явку с повинной самого бывшего владельца.
В итоге уровень неработающих кредитов БТА до сих пор продолжает увеличиваться. Если в начале года он составлял 66%, то сейчас - уже 75%. Три четверти выданных банком займов уже не вернутся. У БТА на самом деле падение скоро должно прекратиться. Ведь если долговая динамика сохранит такие темпы, то через два года все займы банка окажутся неработающими, и тогда падать окажется просто некуда.
Высокий уровень так называемых «токсичных» активов банков остаётся главным уязвимым местом всей финансовой системы страны. Без его снижения сложно говорить о какой-то готовности к новому глобальному финансовому кризису.
Государство, которое и так уже немало помогло банкам, предложило содействие и в этом вопросе. Был создан Фонд стрессовых активов (ФСА), которому выделили казённые средства для выкупа проблемных банковских кредитов.
Однако временно эти деньги решили использовать для других целей. ФСА фактически превратился в фонд стрессовых новостроек. Его средства решили направить на завершение строительства жилых комплексов «Сайран», «Тау Самал» и «Уш тобе» в Алматы, «Гранд Алатау» в Астане. ФСА к своей непосредственной задаче, то бишь расчистке банков от «плохих» долгов, так и не приступил.
В феврале нынешнего года президент Нурсултан Назарбаев заявил, что «банки должны пойти на признание убытков и передать неработающие активы в Фонд стрессовых активов». А иначе у нас так и не возобновится кредитование реального сектора экономики. Что ещё хуже, чем само по себе наличие «токсичных» активов. Тем не менее, реальных подвижек в сфере решения проблемы неработающих кредитов не наблюдается.
Из структуры Фонда стрессовых активов, размещённой на его веб-сайте, следует, что в его штате всего 21 человек. Из них один председатель правления, два управляющих директора, один корпоративный секретарь, четверо работников административной службы, два бухгалтера, один внутренний аудитор. Главной порученной фондом задачей, приобретением активов, занимаются два человека. ФСА остаётся, по сути, посредником, который перераспределяет государственные деньги.
Ещё полбеды, если бы проблема заключалась только в старых «плохих» кредитах, взятых ещё до кризиса. Но ведь качество новых займов ничем не лучше. В особенности, когда речь идёт о потребительских ссудах. Люди с ещё большей охотой берут кредиты на автомобили, бытовую технику, торжества, турпоездки и для финансирования других крупных трат.
Это мобилизовало отечественный потребительский рынок, он растёт, в два раза обгоняя общий подъём экономики. В январе-августе 2011 года объём розничной торговли увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%, достигнув 2 триллионов 245 миллиардов тенге. Только за август розничные продажи подскочили на 16%. Главным двигателем торговли стали именно потребительские кредиты.
Сейчас во многих крупных торговых сетях, особенно в сфере электроники, оформление кредитов поставлено на поток. Продавцы бытовой техники продают не только эту технику, но и кредиты на неё. Выдача потребительского займа потеряла признаки финансовой сделки, при которой бы проверялась кредитоспособность. Кредит стал простым товаром.
Но такое увеличение потребительских займов ни к чему хорошему не приведёт. Все ссылки финансистов на то, что общий размер потребительских кредитов не превышает требуемых пределов, сомнительны. Реальная зарплата с начала года выросла на 4,7%, а розничная торговля - на 13%. Такой разрыв наглядно показывает, что растёт кредитная зависимость казахстанского населения и одновременно падает его способность рассчитываться по займам [11].
И в итоге можно сделать следующий вывод - казахстанская экономика и финансовая система не готовы к новой волне глобального финансового кризиса. Государство готово лишь ликвидировать его последствия за счёт накопленных резервов. Причём на это понадобится ещё больше средств, чем во время прошлого кризиса.
На основе анализа существующей денежно-кредитной системы в Республике Казахстан выработаны предложения по снижению кредитных рисков. Управление кредитными рисками является основным в банковском деле и важным моментом в управлении денежно-кредитной деятельности [12]. Для этого необходимо:
Одной из важнейших задач государства является создание и поддержка механизмов, позволяющих обеспечить эффективное развитие финансовой сферы.
В Казахстане предпринимаются
меры по совершенствованию денежно-
В целом комплекс построенных в этом направлении механизмов совершенствования денежно-кредитной политики целесообразно рассматривать в четырех аспектах: 1) доктринальном; 2) законодательном; 3) институциональном; 4) ресурсном [13].
Доктринальный аспект охватывает концептуальную базу деятельности банков второго уровня, включая в себя принятые в стране официальные доктрины, концепции, стратегии экономического развития.
Законодательный аспект образует нормативно-правовую базу в финансовой, банковской сферах, включая в себя широкий спектр правовых документов, регулирующих и регламентирующих отношения в сфере кредитной политики.
Институциональный аспект включает в себя действующие в стране Национальный банк, коммерческие банки, специализированные кредитные учреждения, деятельность которых имеет прямое или косвенное отношение к финансовой системе.
Ресурсный аспект включает в себя кадровое, финансовое, информационное и иные виды обеспечения и поддержки политики кредитования.
В этой связи, для всестороннего
анализа состояния дел в