Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка и коммерческих банков в денежно-кредитной системе Республики Казахстан и их роль в денежно-кредитном регулировании экономики страны. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и организационную деятельность Национального банка как центрального банка государства
рассмотреть законодательную базу банковской деятельности РК
определить место коммерческих банков денежно-кредитной системе страны
изучить цели и инструменты денежно-кредитного регулирования
рассмотреть основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста
определить нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования и выявить возможные пути их решения
Введение……...……………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты деятельности Центрального и коммерческих банков……………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и организационная деятельность Национального Банка как центрального банка государства…………………………………………………..5
1.2 Законодательная база организации банковской деятельности в РК.....6
1.3 Роль коммерческих банков в денежно-кредитной системе страны……8
2 Национальный банк в проведении денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...9
2.1 Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования………………9
2.2 Основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста………………………………………………14
2.3 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования и возможные пути их решения………………………………………………………………………23
Заключение
Список используемой литературы
Первый сценарий – предполагает пессимистические прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
При реализации данного сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2012 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2014 году.
В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.
Пессимистический сценарий прогноза платежного баланса учитывает значительное сокращение экспорта товаров на 45,1% до 43,1 млрд. долл. США в 2012 году и последующий рост на 2,2% до 44,1 млрд. долл. США в 2014 году по сравнению с 2012 годом. При этом ожидается, что вследствие замедления темпов роста и сокращения доходов экономики импорт товаров в прогнозные годы также снизится на 23,4% до 30,4 млрд. долл. США в 2012 году, с последующим незначительным ростом до 31,3 млрд. долл. США в 2014 году. Одновременно сокращение экспорта товаров будет также нивелировано снижением выплачиваемых доходов нерезидентам. В связи с чем, ожидается, что в течение всего прогнозного периода дефицит счета текущих операций не превысит 5% ВВП.
Мировые финансовые рынки будут в основном закрыты для внешнего заимствования. Тем не менее, в начальные годы прогнозного периода будут наблюдаться существенные объемы иностранного инвестирования в экономику Казахстана, главным образом, обеспечиваемые за счет ранее заключенных договоров, в т.ч. в целях финансирования проектов Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию. В условиях снижения чистых поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан и сохранения уровня гарантированного трансферта в республиканский бюджет, в рассматриваемом периоде будет наблюдаться приток средств из внешних активов Национального фонда Республики Казахстан. Сочетание вышеуказанных факторов позволит сократить отток по счету операций с капиталом и финансами.
В 2012-2014 годах дефицит общего платежного баланса будет на уровне 2,5% ВВП, что позволит сохранить международные резервы на достаточном уровне финансирования импорта товаров и услуг.
Снижение спроса экономики
на деньги будет сопровождаться сокращением
денежного предложения в 2012 году.
В 2013-2014 годах денежное предложение
несколько увеличится, однако темпы
его роста будут ограниченными.
Таблица 2. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2012-2014 г., Сценарий первый
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
факт |
прогноз | |||
Инфляция |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2836 |
2970 |
3143 |
3362 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9751 |
9821 |
10356 |
11049 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8385 |
8502 |
8964 |
9561 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8781 |
7873 |
8283 |
8731 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,4 |
39,4 |
39,3 |
( данные материла
отчета НБ об основных
По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.
Второй сценарий предполагает некоторую стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.
В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.
При мировой цене за баррель нефти в 90 долл. США в 2012 году и 70 долл. США в 2013-2014 годах, ожидается, что положительное сальдо торгового баланса будет находиться в пределах 20-26 млрд. долл. США, которое отчасти будет нивелировано выплатами доходов иностранным инвесторам. В целом, предполагается, что текущий счет в прогнозном периоде будет в пределах от (-)1,5% до (+)0,5% к ВВП.
В 2012-2014 годах при ежегодном снижении притока прямых инвестиций в Казахстан, главным образом за счет сокращения инвестиций в Северо-Каспийский проект, и снижении темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, ожидается, что дефицит счета операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») будет сокращаться.
В итоге в ходе данного сценария платежного баланса общий баланс ожидается с отрицательным сальдо в пределах от (-)2% до (-)0,5% к ВВП и соответственно сократятся международные резервы Национального Банка Республики Казахстан. Однако их уровень останется выше минимально необходимого объема, покрывающего не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг.
Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2012-2014 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации (Таблица 3).
Таблица 3. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2012-2014 г., Сценарий второй
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
факт |
прогноз | |||
Инфляция |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2836 |
3451 |
3778 |
4226 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9751 |
11525 |
12633 |
14149 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8385 |
9995 |
10959 |
12277 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8781 |
9233 |
10082 |
11283 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
36,8 |
40 |
40 |
( данные материла
отчета НБ об основных
В соответствии с третьим сценарием темпы экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.
При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП.
По счету операций с капиталом и финансами (включая «Ошибки и пропуски») ожидается рост дефицита, главным образом, за счет увеличения темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан.
В итоге ожидается, что во всем прогнозном периоде общий платежный баланс будет в пределах от (-)0,5% до (+)1,0% к ВВП, что позволит сохранить международные резервы Национального Банка Республики Казахстан на уровне конца 2011 года.
Спрос на деньги также окажется более высоким по сравнению с предыдущими сценариями. При этом поскольку в 2012 году ожидается значительный рост как реального, так и номинального ВВП, темпы которого в 2013-2014 годах стабилизируются, динамика денежного предложения будет несколько опережать динамику номинального ВВП, что обеспечит рост монетизации в прогнозируемом периоде (Таблица 4).
Таблица 4. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2012-2014 г., Сценарий третий
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
факт |
прогноз | |||
Инфляция |
7,4 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Официальная ставка рефинансирования, % |
7,5 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
6,0-8,0 |
Денежная база, млрд. тенге |
2836 |
3559 |
3968 |
4464 |
Денежная масса, млрд. тенге |
9751 |
11891 |
13326 |
15014 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
8385 |
10316 |
11571 |
13045 |
Кредиты экономике, млрд. тенге |
8781 |
9212 |
10263 |
11532 |
Уровень монетизации экономики, % |
35,7 |
39,9 |
40,1 |
40,2 |
( данные материла отчета НБ об основных направлениях ДКП на 2012 г.)
Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год [10].
Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2012 год
Ввиду нестабильности развития ситуации на внешних рынках, а также принимая во внимание краткосрочный характер проводимой Национальным Банком Республики Казахстан денежно-кредитной политики, было принято решение разработать денежно-кредитную политику Республики Казахстан только в рамках 2012 года. Основные параметры денежно-кредитной политики и платежного баланса, в том числе меры денежно-кредитной политики, на последующие годы будут уточнены по результатам 2012 года.
В 2012 году приоритетным направлением деятельности Национального Банка Республики Казахстан в проводимой денежно-кредитной политике остается обеспечение стабильности цен, т.е. поддержание низкого уровня годовой инфляции, адекватного складывающимся макроэкономическим предпосылкам.
Несмотря на то, что
основной целью денежно-кредитной
политики Национальный Банк Республики
Казахстан определил
Национальный Банк Республики
Казахстан при проведении денежно-кредитной
политики Республики Казахстан будет
предпринимать меры по гибкому регулированию
денежного предложения в
Вместе с тем Национальный Банк Республики Казахстан будет стремиться к тому, чтобы монетарная составляющая находилась на оптимальном уровне и не оказывала дополнительного инфляционного давления.
Выпуск краткосрочных нот и привлечение депозитов банков второго уровня Национальным Банком Республики Казахстан останутся основными инструментами по стерилизации избыточной ликвидности банков, а также регулированию ставок вознаграждения на финансовом рынке.
В 2012 году ситуация с ликвидностью на денежном рынке кардинально не изменится. В связи с этим, сроки обращения данных инструментов предполагается сохранить на существующем уровне: по краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан – 3, 6 и 9 месяцев, по привлекаемым от банков депозитам – 7 дней и 1 месяц.
Меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на повышение регулирующей роли процентной политики и удержание рыночных ставок на рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан.
Кроме того, рассматриваются возможности более эффективного использования операций на открытом рынке (open market operations), проводится анализ оптимальных параметров (объемов, сроков операций, видов залогового обеспечения) предоставляемой банкам ликвидности. С этой целью Национальным Банком Республики Казахстан изучается опыт развитых стран, с возможностью дальнейшего применения лучшей зарубежной практики.