Национальный банк, его функции и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В работе исследовались центральные банки, определены их основные цели и функции. Определены права НБ по организации денежно-кредитной политики в стране, описана организационно-экономическая характеристика НБ, произведен анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за январь-октябрь 2010 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ПРАВОВОЙ СТАТУС, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ НБ РБ ……………………..6
1.1.Национальный банк – центральный банк Республикик Беларусь 6
1.2.Основные цели и функци НБ 10
1.3.Права НБ по организации денежно-кредитной политики в стране 17
2.УРОВЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РБ 25
2.1. Организационо-экономическая характеристика НБ РБ 25
2.2.Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год 30
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РБ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!.docx

— 99.71 Кб (Скачать)

     В структуре требований банков к экономике  преобладает национальная валюта. Объем  требований в рублях по состоянию на 1 октября 2010 г. — 60,6 трлн. руб., в иностранной валюте в долларовом эквиваленте — 7,4 млрд. долл. США. Удельный вес требований в белорусских рублях по состоянию на 1 октября составил 73,1%, что на 3,5 процентного пункта больше показателя на начало года.

     Общий объем кредитов, выданных банками  за девять месяцев 2010 г., составил в  рублевом эквиваленте 80,8 трлн. руб. Это  на 24,8 трлн. руб., или на 44,3%, превышает выдачу кредитов за аналогичный период предыдущего года. В том числе на долгосрочное кредитование экономики за январь — сентябрь 2010 г. банками направлено 26,1 трлн. руб. Это 32,3% от общего объема выданных за девять месяцев кредитов (рисунок 2.3). 

     

     Рис.2.3.Динамика выдачи кредитов банками в январе-сентябре 2009г. и январе-сентябре 2010г. Источник:19 

     Существенное  место в кредитной деятельности банков занимает предоставление кредитов физическим лицам. В целом объем кредитной задолженности физических лиц за январь — сентябрь 2010 г. увеличился на 4,1 трлн. руб., или на 25,9%. По состоянию на 1 октября 2010 г. он составил 20,1 трлн. руб. При этом основной рост кредитования физических лиц был обеспечен за счет кредитов на финансирование недвижимости. Задолженность населения по этой категории кредитов увеличилась за январь — сентябрь 2010 г. на 3,8 трлн. руб., или на 36,9%, и на 1 октября 2010 г. составила 14,2 трлн. руб. Удельный вес льготных кредитов на строительство и приобретение жилья в общем объеме кредитной задолженности населения на финансирование недвижимости составил 80,3%.

     Наблюдается также рост потребительского кредитования. Объем кредитной задолженности населения на потребительские цели с начала года увеличился на 299,5 млрд. руб., или на 5,4%, и на 1 октября 2010 г. составил 5,9 трлн. руб. Вместе с тем удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения снизился, составив на 1 октября 2010 г. 29,1% против 34,8% на начало года.

     Таким образом, банковская система обеспечила кредитование важнейших направлений социально-экономического развития страны.

     При этом на протяжении января — сентября 2010 г. соблюдался установленный Основными направлениями денежно-кредитной политики параметр доли проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску. Банками постоянно проводится работа, направленная на поддержание должного качества кредитного портфеля, в том числе посредством тщательного изучения всех аспектов деятельности потенциального кредитополучателя (платежеспособность, ликвидность залога, эффективность кредитуемого проекта), систематического мониторинга финансового состояния должника. За январь — сентябрь 2010 г. доля проблемных активов в общей сумме активов, подверженных кредитному риску, снизилась по сравнению с началом 2010 г. с 4,2 до 4%.

     Банковской  системой обеспечивается выполнение установленных нормативов безопасного функционирования. Достаточность капитала по банковскому сектору в целом на 1 октября 2010 г. составила 19%.

     Это более чем в 2 раза превышает установленный  норматив для отдельного банка (8%).

     Средний по банковскому сектору норматив краткосрочной ликвидности на 1 октября 2010 г. сложился на уровне 2,85. Минимальный пруденциальный норматив, установленный для отдельного банка, — 1.

     Прибыль, полученная банками за январь —  сентябрь 2010 г., составила 1,2 трлн. руб., в среднем за месяц — 134 млрд. руб.

     Существенный  вклад в реализацию денежно-кредитной  политики вносит надежное и безопасное функционирование платежной системы.

     В течение января — сентября 2010 г. обеспечивалась стабильная работа платежной  системы. Осуществлялись меры, направленные на ее совершенствование. За девять месяцев  проведено 44,6 млн. платежей на сумму 716,5 трлн. руб.

     Количество  проведенных платежей в январе — сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросло на 8,6%, а их сумма уменьшилась на 13,7%. Среднедневной оборот платежной системы в январе — сентябре 2010 г. составил по сумме 3,8 трлн. руб. и по количеству — 233,6 тыс. платежей. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. среднедневной оборот увеличился на 8% по количеству и уменьшился на 14,1% по сумме платежей.

     Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков нарастающим итогом с начала года на 1 октября 2010 г. составил 99,6% дневного фонда рабочего времени при нормативном уровне не ниже 99,5%.

     Продолжилось  развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам. По состоянию на 1 октября 2010 г. эмиссия банковских пластиковых карточек международных и внутренних платежных систем составила 8,8 млн. единиц. Установлено 2,9 тыс. банкоматов и 3,4 тыс. инфокиосков. Платежные терминалы установлены в 16,5 тыс. организаций торговли (сервиса). Количество платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) достигло 26,7 тыс.

     Таковы  итоги работы банковской системы  в январе — сентябре 2010 г. .[19]

     В IV квартале 2010 г. важнейшей задачей  монетарной политики остается укрепление финансовой стабильности как важнейшего фактора обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития страны.

     Курсовая  политика будет направлена на поддержание  динамики курса белорусского рубля  к корзине валют в рамках установленных  границ коридора.

     Национальный  банк планирует проводить процентную политику, способствующую формированию сбережений в национальной валюте, стимулирующую рост ресурсного потенциала банков и улучшающую сбалансированность валютного рынка. Для этого предполагается поддержание положительных реальных значений процентных ставок на денежном рынке, обеспечивающих большую привлекательность ставок по депозитам в национальной валюте над рублевой доходностью вкладов в иностранной валюте.

     Сохранение  и повышение устойчивости функционирования банков по-прежнему останется ключевым направлением развития банковского сектора в IV квартале 2010 г. Для этого работа банков будет сосредоточена на совершенствовании внутренних систем идентификации и управления банками принимаемыми рисками, привлечении средств населения на долгосрочной основе, усилении финансовой дисциплины. Продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств — участников СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией/

     Важнейшими  целевыми ориентирами развития национальной платежной системы в IV квартале 2010 г. станут:

     — обеспечение ее эффективного, надежного  и безопасного функционирования;

     — поддержание параметра доступности  АС МБР для банков на уровне не ниже 99,5% дневного фонда рабочего времени;

     — дальнейшее развитие национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.

     Таким образом, в завершающем квартале 2010 г. банковской системе в целях достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики, предстоит уделить основное внимание следующим направлениям работы:

     — увеличению ресурсной базы, уставного  фонда и нормативного капитала;

     — привлечению в банковские депозиты средств населения, прежде всего в белорусских рублях;

     — кредитной поддержке реального  сектора экономики, прежде всего  экспортных, инновационных и импортозамещающих проектов;

     — содействию привлечению иностранных  инвестиций в экономику страны;

     — проведению продуманной и взвешенной процентной политики;

     — эффективному управлению качеством  активов;

     — соблюдению нормативов безопасного  функционирования.

 

     3. Перспективы развития  банковской системы  РБ 

     Основные  цели и задачи развития банковской системы Республики Беларусь определяются необходимостью обеспечения высоких  и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни  народа.

     Основными целями развития банковского сектора  являются повышение устойчивости и  эффективности функционирования, а  также рост потенциала и совершенствование  состава банковских услуг.

     В рамках поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

     -укрепление  доверия к банковскому сектору  со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков посредством усиления  защиты их интересов;

     -повышение  эффективности механизмов аккумулирования  денежных средств населения, субъектов  хозяйствования и их трансформации  в кредиты и инвестиции;

     -увеличение  объемов инвестиционного кредитования  экономики в соответствии с  государственными программами;

     -расширение  состава и улучшение качества  предоставляемых услуг, соответствующих международным стандартам банковской деятельности;

     -повышение  эффективности государственного  регулирующего воздействия на  параметры развития банковского  сектора;

     -интеграция  в мировую банковскую систему.

     В целях содействия эффективности  управления банками должны использоваться новые формы организации корпоративного управления с привлечением в советы директоров и наблюдательные советы банков высококвалифицированных менеджеров с безупречной деловой репутацией.

     Необходимо  дальнейшее развитие универсальных  банков,  предоставляющих комплексное  обслуживание всего спектра банковских услуг, соответствующих уровню развитых стран.

     Также необходимо развитие и укрепление небанковских кредитно-финансовых организаций.

     Важно продолжать работу в области предотвращения отмывания доходов, полученных незаконным путем. С этой целью необходимо усилить  организацию контроля за выполнением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями норм и требований актов законодательства; проводить организационно-методологическую работу, связанную с защитой, передачей информации; координировать взаимодействие с центральными банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в Республике Беларусь и за рубежом.

     Следует  увеличить объемы депозитов субъектов  хозяйствования за счет роста объема продаж и прибыли, снижения налоговой  нагрузки на предприятия.

     Рост  ресурсной базы банков должен происходить  с одновременной оптимизацией активов  и пассивов, чему будет содействовать  практика пруденциальных требований и  ограничений, а также мер надзорного реагирования по устранению возникающих нарушений.

     На  макроуровне денежно-кредитная политика должна способствовать снижению инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечению относительной  стабильности белорусского рубля. Предприятия, в свою очередь, обязаны обеспечивать эффективное использование кредитных  ресурсов.

     Таким образом, развитие банковской системы  Республики Беларусь будет направлено на дальнейшее повышение роли банков в экономике страны с одновременным  укреплением их устойчивости и остом  эффективности. 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Национальный  Банк республики Беларусь - основной финансово-кредитный институт Республики Беларусь, выполняющий функции центрального банка республики, находящийся в ее собственности, он подотчетен Парламенту Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

     Основные цели деятельности Национального банка - это: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     Основными функциями Национального банка  являются: функция эмиссионного банка, функция  фирменного банка государства, функция банка банков, функция  органа регулирования экономики, функция главного расчетного центра страны.

Информация о работе Национальный банк, его функции и роль