Международный кредит и его роль в развитии экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       MAP финансируется за счет взносов стран-доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Формирование ресурсов MAP происходит в виде так называемых "пополнений" - соглашении стран-доноров о выделении определенной суммы дня финансирования кредитов MAP один раз в три года. До настоящего времени прошло 11 пополнений.

       Несмотря  на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с Всемирным банком деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое  обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл.

       На  сегодняшний день членами MAP являются 159 стран, хотя членство открыто для всех государств, принятых в МБРР. Только самые бедные развивающиеся страны имеют право на получение кредитов MAP. По формальным критериям это страны со средним доходом на душу населения 1465 дол. или менее. Но на практике кредиты MAP предоставляются лишь странам со средним доходом на душу населения 905 дол. или менее. Страны с доходом меньше 1465 дол. могут получить помощь, состоящую частично из займов МБРР, а частично из кредитов MAP. [8, c. 184]

       3.3. Международная финансовая корпорация (МФК) - создана по инициативе США в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 7 лет). Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

       Высший  орган МФК - Совет управляющих состоит из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК является президент МБРР. Текущие операции осуществляет Совет исполнительных директоров. Однако в отличие от MAP МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.

       Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам.

       МФК выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

       Корпорация  может инвестировать средства в  акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную  поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

       Одними  из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий  и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

       3.4.  Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - создано в 1988 г. для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприаций, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

       Членами МАГИ являются 135 государств. Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл. [11, c. 365]

       Большинство финансовых институтов или страховых компаний не хотят или не могут взять нa себя некоммерческие риски, возникающие в политически нестабильных развивающихся странах. МАГИ призвано заполнить существующую нишу. Гарантии от политических рисков, предоставляемые организацией, позволяют иностранным инвесторам сосредоточиться только на экономических и кредитных рисках, связанных с реализацией их инвестиционных проектов.

       3.5. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) - является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. В 1996 г. членами МЦУИС были 126 стран и еще 13 стран находились в процессе вступления. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран - членов МЦУИС и зарубежными инвесторами, как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций. .[5, c. 447]

       Все рассмотренные выше организации, составляющие гpynny Всемирного банка, предлагают широкий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с переходной экономикой.

       4. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

       ЕБРР  начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим  образом: 50% принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12 % - странам ЕС; 11,3% - другим европейским странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной Европы - 13,7%, бывшему СССР и ныне РФ - 6%.

       Цель  ЕБРР - сыграть роль стимулятора  и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют. [11, c. 264]

       ЕБРР  кредитует проекты лишь в пределах 15 - 150 млн. долл. Специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультаций по этим вопросам. [3, c. 301].

       5. Региональные валютно-кредитные организации, к которым относятся: Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), Европейский фонд развития (ЕФР), Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский валютный институт (ЕВИ) и другие организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       IV. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. 

       1.1. Республика Беларусь как субъект  международного кредита.  

       В Республику Беларусь привлекаются иностранные  кредиты (на основе соглашений между  правительством РБ и правительством других государств) для поддержания  экономических реформ, перехода к  рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса, преодоления последствий мирового финансового кризисы и др.

       Решения о привлечении и последующем  использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность  РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.      

       Республика  Беларусь в 1992 году стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. [16]

   В 1992 году в Минске открыто Представительство МВФ. В марте 2009 г. для осуществления регулярного мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения вопросов взаимодействия Республики Беларусь и МВФ с согласия Национального банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

   Наша страна несколько раз использовала финансовые ресурсы МВФ:

    • по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе 1993 г. и в феврале 1995 г.);
    • в рамках механизма stand-by  – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).   

         Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ. [13]

         Новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и  МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

         Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

         12 января 2009 г. Совет  Исполнительных директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г. . Второй транш кредита был выделен на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования. 21 октября 2009 г. предоставлен третий кредитный транша в размере 699,5 млн. долл. США. В декабре 2009 г. наша страна получила очередной, четвертый, транш кредита МВФ в размере более 688 млн. долл. США. Заключительный, пятый транш кредита МВФ на сумму 670 миллионов долларов поступил в Беларусь в конце марта 2010 года. Общий объем предоставленных МВФ Белоруссии финансовых ресурсов в рамках программы stand-by составил около 3,46 миллиарда долларов. [13]

        Если же говорить о межгосударственных кредитах, то основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Венесуэла и Китай. Основные выплаты по кредитам, выданным этими странами, начнутся с 2013 года. Так же, актуальной остается тема 6-миллиардного стабилизационного кредита, который готова предоставить Российская Федерация для поддержания белорусского рубля. Об этом 17 мая сообщил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, принимая с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича. По словам председателя правительства, все вопросы будут решены в течение ближайших месяцев. [15] 

Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии экономики РБ