Международный кредит и его роль в развитии экономики РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

       III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 

       Современные международные валютные отношения  очень нестабильны, ситуации, возникающие  на валютных рынках отличаются большим  риском и неопределенностью для  участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как  Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

       Международные и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

       Роль  международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации  хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства. [12, c. 96]

       В состав основных международных валютно-кредитных  организаций входят:

       1. Международный валютный фонд (МВФ) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

       МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руководящий орган МВФ - в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Директорат – исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

       Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов в соответствии с установленными квотами, величина которых зависит  от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. [11, c. 128]

       Исходя  из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран – экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%.

       Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

       1) кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты;

       2) кредиты, предоставляемые сверх  резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения  Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.

       Стабилизационные  программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

       Стоит отметить, что на первых порах МВФ  как кредитор играл скромную роль. Однако начиная с 1970-х годов произошло  значительное расширение его кредитной  деятельности.

       Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития. [11, c. 75]

       Цели  МВФ:

        поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

        способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

        способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

        поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

        участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;

        предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

       Функции МВФ:

       — соблюдение согласованного кодекса  поведения (тесное сотрудничество в  вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

       — финансовая помощь для преодоления  дефицита платежного баланса;

       — консультирование и сотрудничество.

       Принципы  МВФ:

        запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

       — обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

       — обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

       2. Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

       Не  будучи международной финансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности.

       Одной из задач БМР было облегчить расчеты  по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 33 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами-участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.

       БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

       БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. БМР - ведущий информационно-исследовательский центр.

       Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР часто называют международным банком центральных банков. [9, c. 206]

       3. Группа всемирного банка:

       3.1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременной его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г.  Местонахождение МБРР — Вашингтон.

       Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

       Высшими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год, совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

       Большую часть функций по оперативному управлению Совет управляющих делегирует постоянно действующему органу - Совету исполнительных директоров. Совет исполнительных директоров отвечает за принятие всех важных решений, определяющих политику МБРР, в его исключительном ведении находится право одобрения займов. В настоящее время Совет состоит из 24 исполнительных директоров. В соответствии со Статьями соглашения пять крупнейших акционеров - США, Великобритания, Франция, Германия и Япония - назначают своих исполнительных директоров. Остальные исполнительные директора выбираются группами стран, формируемыми по географическому принципу. Три страны - Россия, Китай и Саудовская Аравия имеют право избирать собственных исполнительных директоров.

       Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных  займов, главным образом на американском рынке, и средства полученные от продажи облигации.

       МБРР  предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран членов банка. Они  выдаются под гарантию правительств стран-членов банка. МБРР предоставляет  также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

       Необходимо  подчеркнуть, что банк покрывает  своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х годов МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

       В последние годы МБРР занимается проблемой  урегулирования внешнего долга развивающихся  стран. До 1/3 кредитов он выдает в форме  так называемого совместного  финансирования. Банк предоставляет  структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

       За  период своего существования банк и  его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР, то есть примерно 15 млрд. долл. в год. [12, c. 103]

       3.2. Международная ассоциация развития (МАР) - образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30 - 40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь комиссию в размере 34 % на покрытие административных расходов. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов.

Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии экономики РБ