Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов Национальный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики центрального банка республики.

Банковская система страны сформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловлены некоторые недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков – приоритетное направление деятельности Национального Банка.

Содержание

Введение.................................................................................................3

1. Необходимость и сущность регулирования деятельности

коммерческих банков… ……………………………………………5

2. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности……………………………………………….10

3. Перспективы развития системы банковского надзора…………..22

Заключение…………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком ) .doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    В целом роль банковской системы республики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины — долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую.[8,с.46]

    Финансовый  потенциал банковской системы Беларуси постепенно возрастает. Так, отношение  величины ее валовых активов к  ВВП за прошедший год выросло  на 4,5% и составило на 1 октября 45,7%. Важным направлением повышения роли банковской системы в решении социально-экономических задач в республике является наращивание ее ресурсного потенциала, включая собственный капитал и привлеченные средства. Так, в текущем году вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%. Наиболее существенно возросла сумма рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, — на 55,5% в реальном выражении. Это является свидетельством того, что банки действительно повышают уровень своей работы.[8,с.47]

    Политика  международного сотрудничества Национального  банка Республики Беларусь строится на принципах взаимного уважения позиций сторон, суверенитета различных  государств. Подписаны и реализуются  соглашения с соответствующими органами России, Казахстана, Кипра, Армении, Латвии, Украины, Молдовы, Литвы в области банковского надзора. На завершающей стадии подготовки находится Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области банковского надзора между Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Польши.

    Дальнейшая  реализация стратегии развития в  отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет  осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями;  проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны;  уменьшение участия государства в фондах банков;  совершенствование налогообложения банков;  совершенствование надзора и контроля над деятельностью банков;  формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков[8, c. 45].

      Важнейшими направлениями развития  структуры банковской системы  в ближайший период будут: 

  • снижение удельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими банками, и доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50—60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих банков;
  • формирование основы банковской системы посредством развития банков в рамках универсального статуса, позволяющего снизить риски путем диверсификации услуг, обеспечить комплексность обслуживания клиентов;
  • уменьшение участия государства в банках;
  • развитие альтернативных банкам кредитных и других организаций
  • ссудоберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур;
  • организация банков с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур. (Органы государственной власти и управления не будут вводить количественные ограничения на участие иностранного капитала в банковском секторе. Тем не менее в целях предотвращения возможности появления на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, должен быть сохранен разрешительный принцип допуска иностранного капитала в банковскую систему Беларуси);

    —   повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности  и ответственности за конечные результаты. В заключение необходимо подчеркнуть, что стратегия развития и денежно-кредитная политика, как и деятельность всей банковской системы, осуществляются в рамках реализации единой государственной стратегии и в соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Таким образом,важное место в функционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностью коммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы страны.

    В курсовой работе были отмечены основные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Это прежде всего экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены.        Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

       В настоящий момент обнаруживаются  тенденции сближения системы  банковского надзора с международными  стандартами в данной области,  в частности с решениями Базельского  комитета по банковской деятельности. . Зарубежный опыт говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.

    Нужно иметь в виду,что недостатки функционирования системы банковского надзора страны прежде всего связаны с монопольным правом Национального Банка регулирования банковской деятельности, но эти недостатки преодолимы. Возможен вариант при котором Национальный Банк объединит за собой все функции регулирования не только банков, но и других финансовых институтов, а также страхового рынка.

Список  использованных источников 

    1. Кульчицкий А. Деятельностью финансовых институтов // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. № 18. С. 17-29.

    2. Хохленкова М.А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора. // Банковское дело. 2002. №8. С. 11-15.

    3. Устинович А. Подходы к реформированию  системы банковского надзора:  зарубежный опыт. //Банковский вестник. Октябрь 2003. С. 40-47.

    4. Заева М. Денежно-кредитной политики в переходных экономиках. //Банковский вестник. Апрель 2003. 12-17.

    5. Постановление правления Национального  Банка Республики Беларусь от 31.01.03. №19 «Об утверждении Концепции  развития и совершенствования  банковского надзора в Республике  Беларусь и Плана мероприятий по внедрению международных стандартов банковского надзора». //Банковский вестник. №6. 2003. С. 33-36.

    6. Бойченко А. Фонд обязательных резервов: его влияние на политику банка. //Банковский вестник. Март 2003. С. 16-24.

    7. Ушицкая К. Контроля ликвидности коммерческих банков. Октябрь 2003. С. 10-17.       

    8. Алымов А. Стратегия развития  белорусской банковской системы. //Банковский вестник.  2002. С. 45-47.

    9. Винник В. Регулирование банковской деятельности в рамках СНГ и ЕврАзЭс. //Банковский вестник. Январь 2004. С. 52-56.

    10. Внучко Р. Рыкова Л. Конформность монетарного и пруденциального регулирования. Апрель 2003. 38-42.

    11. Голикова Ю. С.  Современные задачи и условия проведения Банком России денежно-кредитной политики.  // Банковское дело. 2004. №1. С. 7-11.

    12. Деньги, кредит, банки, / Под общей редакцией Г. И. Кравцовой. Мн.: ООО «Мисанта», 1997.

    13.Банковский кодекс РБ-Принят  Палатой представителей 3 окт.2000г;Одобр.Советом Республики 12 окт.2000г.:Мн.:”Регистр”,2000

    14. Моисеев С. Р. Политика финансовых репрессий. // Банковское дело. 2003. №8. С. 5

    15. Организации деятельности коммерческих банков: Учеб. /  Под общ. ред. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ, 2002.

    16. Тихонов А. Современная денежно-кредитная политика. //Банковский вестник. Январь 2003. С. 11-13. 
 
 

Информация о работе Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком