Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа
Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов Национальный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики центрального банка республики.
Банковская система страны сформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловлены некоторые недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков – приоритетное направление деятельности Национального Банка.
Введение.................................................................................................3
1. Необходимость и сущность регулирования деятельности
коммерческих банков… ……………………………………………5
2. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности……………………………………………….10
3. Перспективы развития системы банковского надзора…………..22
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………..29
В целом роль банковской системы республики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины — долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую.[8,с.46]
Финансовый потенциал банковской системы Беларуси постепенно возрастает. Так, отношение величины ее валовых активов к ВВП за прошедший год выросло на 4,5% и составило на 1 октября 45,7%. Важным направлением повышения роли банковской системы в решении социально-экономических задач в республике является наращивание ее ресурсного потенциала, включая собственный капитал и привлеченные средства. Так, в текущем году вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%. Наиболее существенно возросла сумма рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, — на 55,5% в реальном выражении. Это является свидетельством того, что банки действительно повышают уровень своей работы.[8,с.47]
Политика международного сотрудничества Национального банка Республики Беларусь строится на принципах взаимного уважения позиций сторон, суверенитета различных государств. Подписаны и реализуются соглашения с соответствующими органами России, Казахстана, Кипра, Армении, Латвии, Украины, Молдовы, Литвы в области банковского надзора. На завершающей стадии подготовки находится Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области банковского надзора между Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Польши.
Дальнейшая реализация стратегии развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; совершенствование надзора и контроля над деятельностью банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков[8, c. 45].
Важнейшими направлениями
—
повышение самостоятельности
Таким образом,важное место в функционировании Национального Банка занимает надзор за деятельностью коммерческих банков. Этим обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы страны.
В курсовой работе были отмечены основные методы регулирования, применяемые по отношению к коммерческим банкам. Это прежде всего экономические нормативы, устанавливаемые Национальным Банком, а также система лицензирования банковской деятельности и другие инструменты надзора. Причем в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
В настоящий момент
Нужно иметь в виду,что недостатки функционирования системы банковского надзора страны прежде всего связаны с монопольным правом Национального Банка регулирования банковской деятельности, но эти недостатки преодолимы. Возможен вариант при котором Национальный Банк объединит за собой все функции регулирования не только банков, но и других финансовых институтов, а также страхового рынка.
Список
использованных источников
1. Кульчицкий А. Деятельностью финансовых институтов // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. № 18. С. 17-29.
2. Хохленкова М.А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора. // Банковское дело. 2002. №8. С. 11-15.
3.
Устинович А. Подходы к
4. Заева М. Денежно-кредитной политики в переходных экономиках. //Банковский вестник. Апрель 2003. 12-17.
5.
Постановление правления
6. Бойченко А. Фонд обязательных резервов: его влияние на политику банка. //Банковский вестник. Март 2003. С. 16-24.
7. Ушицкая К. Контроля ликвидности коммерческих банков. Октябрь 2003. С. 10-17.
8.
Алымов А. Стратегия развития
белорусской банковской
9. Винник В. Регулирование банковской деятельности в рамках СНГ и ЕврАзЭс. //Банковский вестник. Январь 2004. С. 52-56.
10. Внучко Р. Рыкова Л. Конформность монетарного и пруденциального регулирования. Апрель 2003. 38-42.
11. Голикова Ю. С. Современные задачи и условия проведения Банком России денежно-кредитной политики. // Банковское дело. 2004. №1. С. 7-11.
12. Деньги, кредит, банки, / Под общей редакцией Г. И. Кравцовой. Мн.: ООО «Мисанта», 1997.
13.Банковский кодекс РБ-Принят Палатой представителей 3 окт.2000г;Одобр.Советом Республики 12 окт.2000г.:Мн.:”Регистр”,2000
14. Моисеев С. Р. Политика финансовых репрессий. // Банковское дело. 2003. №8. С. 5
15. Организации деятельности коммерческих банков: Учеб. / Под общ. ред. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ, 2002.
16.
Тихонов А. Современная денежно-кредитная
политика. //Банковский вестник. Январь
2003. С. 11-13.
Информация о работе Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком