Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Устойчивое экономическое развитие любой страны невозможно без функционирования надежной банковской системы. Для обеспечения доверия вкладчиков и потенциальных кредиторов Национальный Банк Республики Беларусь проводит регулирование деятельности коммерческих банков. Банковский надзор является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики центрального банка республики.

Банковская система страны сформировалась за очень непродолжительный период времени. Этим обусловлены некоторые недостатки ее функционирования. Обеспечение устойчивости белорусских банков – приоритетное направление деятельности Национального Банка.

Содержание

Введение.................................................................................................3

1. Необходимость и сущность регулирования деятельности

коммерческих банков… ……………………………………………5

2. Механизм и инструменты Национального Банка по регулированию банковской деятельности……………………………………………….10

3. Перспективы развития системы банковского надзора…………..22

Заключение…………………………………………………………….28

Список использованных источников………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком ) .doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственного  надзора за банковской деятельностью  по целям и задачам, а также  по методам и инструментам.

    Функции надзора предполагают установление нормативных требований к банкам при невмешательстве в их оперативную деятельность. Контрольные функции включают в себя осуществления контроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществления банковских операций. Функции государственного регулирования деятельности банков включают в себя помимо изложенного установление правил осуществления банковских операции, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансирования банков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно- кредитной политики[5, с. 35].

    Основной  целью банковского надзора является обеспечение  стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и  вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского надзора характерны следующие принципы:

  • оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и Национальным Банком. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих  целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению пруденциальных норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам. 
  • достаточность средств и полномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений о деятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включая надзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;
  • невмешательство в оперативную деятельность банков. Обладая достаточными полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по применению корректирующих мер воздействия к банкам, их нарушающих, орган банковского надзора не должен вмешиваться в оперативную деятельность банков, давать указания об их осуществлении или неосуществления тех или иных операций с тем или иным клиентом, если она находится в пределах установленных требований;
  • создание равных условий деятельности для всех банков; недопущения отклонения от общих пруденциальных требований для отдельных банков, создания им этим самым конкурентных преимуществ;
  • поощрение и обеспечение рыночной дисциплины в банковской системе, поощрение эффективного  корпоративного управления в банках, содействие в обеспечение прозрачности банковских операции для участников рыночных отношений.

    Национальный  банк осуществляет регулирование деятельности банков  и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банковского законодательства. Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

    Проверки  деятельности банков проводятся представителями  Национального банка или по его  поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.

    Национальный  банк вправе потребовать от банка  сертификации внешней аудиторской  организацией (аудитором) годового и  любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

    проверять счета и другие документы банка;

    потребовать от администрации и работников банка  представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и осуществляемым ими операциям.

    В целях выполнения надзорных функций  Национальный банк вправе запрашивать  и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей).

    Полученная  в порядке банковского надзора  информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

    Порядок проведения проверок деятельности банков устанавливается Национальным банком.

    Национальный  банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и  кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков.

      Согласно ст. 35 БК Национальный  банк вправе предъявлять иски  в хозяйственный суд о признании  недействительными сделок банков, заключенных с нарушением законодательства  Республики Беларусь.

    Национальный  банк вправе предъявить иск в хозяйственный суд о ликвидации банка по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь.

        Национальный банк в пределах  своей компетенции принимает  нормативные правовые акты, обязательные  для исполнения республиканскими  органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

    Национальный  банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

    Нормативные правовые акты Национального банка  должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

          Одним из значимых инструментов  регулирования деятельности банков является лицензирование банков при их создании, а также получение лицензий на оказание специфических услуг.

     Государственной регистрации подлежат:

    -вновь  созданные (реорганизованные) банки;

    -изменения  и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

    Деятельность  банка без государственной регистрации  запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.

    Национальный  банк до принятия решения о государственной  регистрации банка вправе запрашивать  у государственных и иных органов  дополнительные сведения об учредителях  регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации. Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

    Лицензии  на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном в ст. 93 Банковского кодекса.

    Банк  приобретает право на осуществление  банковских операций со дня получения  лицензии, выданной Национальным банком. В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

    Национальный  банк выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций: общую, внутреннюю, генеральную, разовую, лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

    Общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации.

    Внутренняя  лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время  или после его государственной регистрации.

    Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации.

    Разовая лицензия дает банку право осуществить  отдельную банковскую операцию в  иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в  случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.

    Национальный  банк вправе отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в случаях:

    установления  недостоверности сведений, на основании  которых она выдана;

    неосуществления банковских операций, указанных в  лицензии, в течение одного года со дня ее выдачи;

    установления  фактов недостоверности отчетных данных, приведших к нарушению интересов  вкладчиков и кредиторов банка;

    осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в лицензии, выданной Национальным банком;

    невыполнения  требований банковского законодательства;

    неудовлетворительного финансового положения банка, неисполнения им своих обязательств перед вкладчиками  и кредиторами;

    реорганизации банка, если это предусмотрено законодательством  Республики Беларусь;

    принятия  решения о ликвидации банка.

    Одним из методов регулирования деятельности коммерческих банков является пруденциальный ( от англ. prudential – благоразумный) надзор, т.е. установление Национальным Банком экономических нормативов, которых обязаны придерживаться банки. Согласно ст. 32 БК Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

    объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

    систему рефинансирования банков;

    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования);

       процентные ставки по кредитам  Национального банка (ставку рефинансирования  Национального банка).

    Кроме того, Национальный Банк вправе устанавливать  нормативы по достаточности собственных  средств и их ликвидности, которые  способствуют диверсификации риска, а также поддержания стабильности и надежности  банковской системы в целом.

    Национальный  банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями  денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

    Национальный  банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц.

        Таким образом, сформировалась  система пруденциального регулирования,  рекомендованная Базельским комитетом  по банковскому надзору[5, c. 35]. Эта система включает в себя следующие требования к банкам:

Информация о работе Методы регулирования деятельности коммерческих банков Национальным Банком