Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:27, реферат
В условиях современной рыночной экономики нельзя обойтись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с появлением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания и т.д.
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
2. Денежное предложение и его структура……………………………………………………………………….. 3
3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики .………….. 5
4. Механизмы и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике……………………………………………………………………………………………………………………………….. 7
5. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………. 9
6. Основные задачи денежно-кредитной политики Республики Казахстан…………………. 10
7. Проблемы эффективности проведения денежно-кредитной политики……………………. 11
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………. 11
9. Список литературы ……………………………………………………………………………………………………….. 13
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные
выше примеры политики «дорогих»
и «дешевых» денег
Воздействуя различными методами, рассмотренными выше на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: Ms r I Y.
Таков,
в общем виде, механизм воздействия
дискреционной кредитно-
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то Центральный банк должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками
дискреционной кредитно-
ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики и используется государством для достижения конкретных целей. Это регулирование должно быть гибким, адекватным меняющейся экономической ситуации.
Выделяют глобальные цели, промежуточные цели и тактические цели денежно-кредитного регулирования. Глобальная цель заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости, росте реального производства и обеспечении равновесного платежного баланса. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которая осуществляется довольно медленно, рассчитанных на годы и не является быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая кредитно-денежная политика ориентируется на менее масштабные промежуточные цели: достижение оптимального объема денежной массы в обращении, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков, поддержание достигнутых в денежной системе ключевых переменных на определенном уровне для продвижения в решении промежуточных и глобальных целей.
Проводником
денежно-кредитной политики выступает
Центральный (Национальный) банк страны
в соответствии с присущими ему
экономическими функциями; он же формулирует,
корректирует и контролирует выполнение
поставленных целей.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
Денежно-кредитная система РК прошла долгий и трудный путь реформирования. Отсутствие опыта самостоятельного управления экономикой, неблагоприятные макроэкономические условия начального этапа суверенного развития, такие как высокий уровень инфляции (1994 г -1158%), дефицит государственного бюджета, высокие процентные ставки, долларизация экономики и т.д. создали множество препятствий для построения эффективной денежно-кредитной системы и не способствовали решению долговременных экономических проблем реального сектора экономики.
Однако с годами эти трудности преодолевались и наметились положительные тенденции в развитии всей финансовой системы страны. Сейчас, как отмечают некоторые специалисты, «За прошедшие годы в республике создана принципиально новая и современная банковская система, которая по оценке зарубежных специалистов, является одной из лучших в СНГ. Это значимое достижение реформ, поскольку в Казахстане к началу осуществления перехода к рыночной экономике не было собственной банковской школы и традиций банковского дела».
В настоящее время продолжается процесс дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы страны и перед ней стоят новые масштабные задачи:
ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика как элемент стабилизационной политики государства имеет свои преимущества, состоящие в ее гибкости и политической приемлемости. Однако она сталкивается с рядом ограничений и проблем.
1. Избыточные резервы, возникающие в результате проведения политики дешевых денег, могут быть не использованы для расширения денежного предложения, так как банки в период спада, заботясь о своей ликвидности, ограничивают выдачу ссуд.
2. Воздействие денежно-кредитной политики на изменение денежного предложения, может быть частично снижено изменением скорости обращения денег. Поскольку M x V = AE, то денежно-кредитная политика будет эффективна, если V постоянна. В действительности же скорость обращения денег изменяется обратно пропорционально денежной массе.
3. Эффективность денежно-кредитной политики зависит от наклона кривой спроса на деньги и кривой спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем большим будет воздействие каждого данного изменения денежного предложения на равновесную процентную ставку. Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на инвестиции, а значит, и на равновесный объем производства, чем более полога кривая спроса на инвестиции. Воздействие денежно-кредитной политики ослабляется в случае, если кривая спроса на деньги будет более пологой, а кривая спроса на инвестиции более крутой. Кроме того, необходимо учитывать эффект обратной связи, заключающейся в том, что не только равновесная процентная ставка определяет уровень национального производства, но и, наоборот, равновесный уровень национального производства определяет равновесную ставку, так как спрос на деньги для сделок прямо зависит от номинального ВНП.
4. Центральный банк сталкивается с политической дилеммой: он может стабилизировать процентную ставку или денежное предложение, но не то и другое одновременно.
5.
Влияние политики дешевых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мы должны отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х – начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции – менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.
Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т. п. Чем удачнее сочетание разнородных элементов системы, а также чем больше она и ее структура соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.
Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены.
Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианской теории, монетаризма, неоклассической теории «экономики предложении» и других.
Денежно-кредитная политика имеет свои сильные и слабые стороны. К числу сильных сторон можно отнести:
А) быстроту и гибкость. Монетарная политика способна быстро менять свои ориентиры, например, масштабы покупки или продажи государственных облигаций могут меняться ежедневно;
Б) изоляцию от политического давления. Здесь меньше коррумпированность руководителей центральных банков, поскольку они по закону независимы от исполнительной власти, имеют больше возможностей проводить непопулярные меры;
В) более тонкий, менее подверженный общественному контролю, механизм ее осуществления.
В то же время активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства — это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости. Слабые стороны денежно-кредитной политики заключается в том, что:
а) механизм влияния денежно-кредитной политики на объем национального производства более сложен и не сразу заметен;
б) не вполне ясно, увеличивается или, напротив, сокращается потребление домохозяйств в результате уменьшения процентной ставки. С одной стороны, понижение этой ставки постегивает потребительскую активность населения, стимулируя брать кредиты. А с другой стороны, тех, кто сберегает деньги с целью получить прибыль, заставляет еще больше отказывать себе в текущем потреблении;
в) скорость обращения денег часто меняется в направлении, противоположном предложению денег, что свидетельствует о значительной неэффективности этой политики.