Механизм и инструменты государственного воздействия на предложение денег в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики нельзя обойтись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с появлением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания и т.д.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
2. Денежное предложение и его структура……………………………………………………………………….. 3
3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики .………….. 5
4. Механизмы и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике……………………………………………………………………………………………………………………………….. 7
5. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………. 9
6. Основные задачи денежно-кредитной политики Республики Казахстан…………………. 10
7. Проблемы эффективности проведения денежно-кредитной политики……………………. 11
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………. 11
9. Список литературы ……………………………………………………………………………………………………….. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат_ГРЭ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Министерство  Науки и Образования Республики Казахстан

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По дисциплине «Государственное регулирование экономики» 

Реферат на тему: 

«Механизм и инструменты государственного воздействия на предложение денег в экономике» 
 
 
 

                                                                        

                                                                         Выполнила: студентка 1-го курса

                                                                          Специальность: Учет и аудит (в/о)

                                                                                      Курпатова Вера

                                                                                      Проверила: к.э.н., доцент Исентаева Г.К. 
 
 
 
 

Алматы

2010г

 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
  2. Денежное предложение и его структура……………………………………………………………………….. 3
  3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики .………….. 5
  4. Механизмы и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике……………………………………………………………………………………………………………………………….. 7
  5. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………. 9
  6. Основные задачи денежно-кредитной политики Республики Казахстан…………………. 10
  7. Проблемы эффективности проведения денежно-кредитной политики……………………. 11
  8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………. 11
  9. Список литературы ……………………………………………………………………………………………………….. 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях современной рыночной экономики нельзя обойтись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с появлением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания и т.д. Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:

     1. Разработка и утверждение правовых  основ экономики, т.е. государство  в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке.

     2. Определение приоритетов макроэкономического  развития, т.е. государство определяет, что важно для страны сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия принятых решений.

     3. Реализация социальных ценностей,  перераспределение доходов, основными  каналами которого является прогрессивное  налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.

     4. Производство общественных благ, поскольку рынок в отдельных  случаях оказывается неспособным  обеспечить производство товаров  оборонного назначения, содержание  правоохранительных органов, строительство  дорог и т.д.

     5. Компенсация внешних эффектов. Внешними эффектами (экстерналиями) называются издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки.

     6. Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, заключению контрактов, защите права собственности и др.).

     7. Регулирование экономической деятельности: стабилизационная функция и функция стимулирования экономического роста.

     Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

     Представленный  перечень экономических функций  государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

     Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа. 
 
 

ДЕНЕЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА 

    Наличие всех денег в экономике называется предложением  денег, или денежной массой. Для ее характеристики применяются  различные обобщенные показатели, называемые агрегатами. В США, например, расчет денежного предложения ведется по четырем агрегатам, в Японии и Германии – по трем, в Англии и Франции – по двум. Количество применяемых агрегатов объясняется особенностями денежной системы той или иной страны и, в частности, значимостью различных видов депозитов в денежном предложении.

    Исходным  и наиболее узким агрегатом считается агрегат М1, который П.Самуэльсон определяет как деньги для сделок. М1 включает в себя:

    1. наличные деньги (бумажные и металлические), находящиеся в обращении и являющиеся обязательствами  государства;
    2. все чековые вклады (депозиты до востребования и чековые депозиты), которые могут использоваться как платежное средство. Они являются долговыми обязательствами коммерческих банков и других сберегательных учреждений.

    Металлические деньги составляют малую часть денежного предложения (2-3%). Они позволяют совершать любые виды мелких покупок. Все металлические деньги являются символическими деньгами. Это означает, что их действительная стоимость, т.е. стоимость металлического слитка, содержащегося в самой монете, меньше стоимости, обозначенной на монете. Если их ценность как товаров превысит их ценность как денег, то они прекратят функционировать как средство обращения.

    Более значимыми в количественном отношении  являются бумажные деньги, на долю которых приходится примерно 25% агрегата М1. Они представляют собой банкноты Центрального банка страны и выпускаются с разрешения законодательного органа.

    Более безопасно и удобно хранить деньги на текущих счетах и осуществлять безналичный расчет, который выступает в качестве основной формы денег. Обычно чековые депозиты составляют ¾ от М1. Безналичный расчет означает, что на определенную сумму выписывается чек и высылается по почте. Чек должен быть индоссирован (подписан на обратной стороне) лицом, получившим по нему наличные. Лицо, выписавшее чек, затем получает его погашенным в форме заверенной квитанции. Чеки могут быть по требованию незамедлительно обращены в бумажные и металлические деньги.

    Денежный  агрегат М2 охватывает М1 (деньги для сделок), а также те депозиты, которые хотя и не могут непосредственно служить платежным средством, но которые без особых проблем можно превратить в наличные деньги. К ним относятся бесчековые сберегательные счета, а также мелкие срочные депозиты. С бесчекового сберегательного счета без риска финансовых потерь можно снять наличные деньги или перевести их на текущий счет. Срочные депозиты, или срочные сберегательные счета представляют те депозиты, которые приносят более высокий процент по сравнению с депозитами до востребования, но для этого они не должны изыматься раньше определенного срока, поэтому они являются менее ликвидным средством.

    Крупные срочные вклады, которыми обычно владеют  фирмы в форме депозитных сертификатов, также легко обращаются в чековые  вклады, хотя и с возможным риском финансовых потерь. Добавление этих крупных срочных вкладов к М2 дает более широкий агрегат М3.

    Широко  распространенные кредитные карточки не являются деньгами. Они служат средством  получения краткосрочной ссуды  в коммерческом банке, выпустившем эти карточки. Когда покупки товаров и услуг делаются по предъявлению карточки, выпустивший ее банк возмещает эту сумму магазину. Банк берет ежегодный взнос за оказываемые услуги. Расплачиваться с банком можно в рассрочку, внося определенный процент. Кредитные карточки дают возможность иметь в распоряжении меньше наличности и чековых вкладов.

    Покупательная способность денег представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. Это количество товаров изменяется обратно пропорционально уровню цен.

    Значит, существует обратно пропорциональная зависимость между общим уровнем  цен и стоимостью денежной единицы. 
 
 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

    Денежно-кредитная  политика – это комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредитов, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности.

    Денежно-кредитную  политику государство проводит через двухуровневую кредитную систему. Первый уровень представлен Центральным банком государства (в РК – Национальным банком), а второй – коммерческими банками. Существуют еще и более низкие уровни – специализированные банки (ипотечные, инвестиционные, внешнеторговые и другие), а так же кредитно-финансовые учреждения небанковского типа (пенсионные, страховые и другие финансовые компании).

    В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая в том числе процесс  воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние национальной экономики. Поэтому денежно-кредитная политика является одной из важнейших форм косвенного регулирования экономики. Она базируется на представлениях видных ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс и др.

    В вопросе роли денег в макроэкономическом развитии выделяется три теоретических  подхода:

    Неоклассическая школа, в связи с их представлениями о рыночной экономике как саморегулирующейся, саморазвивающейся, отрицала необходимость государственного регулирования экономических процессов, а деньги, понимались как внешняя оболочка, необходимая только лишь для номинального выражения таких показателей, как ВНП, доходы, инвестиции, цены и др. А на их динамику и реальный уровень они воздействовать не могут, так как реальный объем национального производства зависит от имеющихся в экономике производственных ресурсов. Изменение количества денег в экономике может повлиять только на уровень внутренних цен. Эта позиция нашла наиболее яркое выражение в теории И.Фишера, который доказал, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Эта связь выражается в уравнении, которое получило название уравнение обмена И.Фишера: MV=PQ; где M-количество денег в обращении; V-скорость обращения денег; P-средняя цена товаров и услуг; Q-количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течении года. Поэтому неоклассики делали вывод о неэффективности денежной политики и необходимости заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете и сбалансированном платежном балансе.

Информация о работе Механизм и инструменты государственного воздействия на предложение денег в экономике