Механизм и инструменты государственного воздействия на предложение денег в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики нельзя обойтись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с появлением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания и т.д.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
2. Денежное предложение и его структура……………………………………………………………………….. 3
3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики .………….. 5
4. Механизмы и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике……………………………………………………………………………………………………………………………….. 7
5. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………. 9
6. Основные задачи денежно-кредитной политики Республики Казахстан…………………. 10
7. Проблемы эффективности проведения денежно-кредитной политики……………………. 11
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………. 11
9. Список литературы ……………………………………………………………………………………………………….. 13

Работа содержит 1 файл

Реферат_ГРЭ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

    Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила под  сомнение многие положения этой школы, в частности, положение, в котором фактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денег разрешать проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать ряд государственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующие денежные регуляторы.

    Кейнсианский  подход. С выходом книги видного  экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) произошла настоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и в том числе на денежную политику. Дж.Кейнс считал необходимым государственное воздействие на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса в экономике. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: 

    Y=C+Q+I+NX;

    Где Y – номинальный объем ВНП,

    C –  потребительские расходы,

    Q – государственные расходы на покупку товаров и услуг,

    I – инвестиции,

    NX – чистый экспорт.

    При этом решающее значение отводилось инвестиционному  спросу, так как колебания в  инвестициях через мультипликативный  эффект вызовут большие изменения  в производстве и занятости. А  уровень инвестиций, в основном, зависит от процентных ставок, их рост будет уменьшать уровень инвестиций, а следовательно, будет падать объем производства и занятость, а снижение, напротив, будет стимулировать производство и занятость. В свою очередь, процентная ставка определяется уровнем денежной массы – ее рост вызовет падение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, ее снижение приведет к росту процентной ставки и снижению инвестиций. Это означает, что условия денежного обращения через колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику в целом.

    Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызовет снижение процентной ставки, это приведет к  росту инвестиций, а следовательно. К росту дохода и занятости, т.е. процентная ставка – это главный рычаг. Посредством, которого денежное обращение воздействует на экономику.

    Кейнс рассматривал спрос на деньги как  функцию двух величин: номинального национального дохода и ставки процента, потому что считал, что спрос на деньги включает два элемента:

    А) трансакционный спрос или спрос на деньги для сделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги для запланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинального дохода: чем выше его уровень. Тем выше уровень расходов и нужно больше денег для сделок.

    Б) спекулятивный спрос связан с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди в каждом конкретном случае решают какую долю дохода направить на потребление, а какую – на сбережение и в какой форме хранить эти сбережения. Ценные бумаги приносят доход, хотя имеется определенный риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курса ценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условиях возникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекает вывод, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ставкой процента.

    Используя методы денежно-кредитного регулирования, государство может оказывать  воздействие на ставку процента, а  через нее – на инвестиции, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

    Монетаристская  количественная теория денег. С конца 60-х годов XX века все явственнее стали проявляться просчеты в кейнсианской теории, а именно недооценка опасности инфляционных процессов, преувеличение роли государственных расходов, бюджетных механизмов, переоценка реального эффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег в экономике и возврату к монетаристским теориям. М.Фридмен и его последователи, известные в экономической теории как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег. Главными постулатами этой теории являются:

    • Рыночная экономика достаточно устойчива и рыночные механизмы способны самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываются внешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственных органов. А сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которая заложена в природе частного хозяйства.
    • «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономику. Доводы: а) государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; б) оно ориентировано на краткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нужен временный простор, это под силу только самому рынку; в) государство может создавать спрос и управлять им через государственные расходы, налоги, займы и т.д., но оно не может увеличить товарное предложение.
    • Перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всем своем многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов. При этом внимание сосредотачивается вокруг денежной массы, ее размеров, темпов роста и скорости обращения денег.

    По  мнению монетаристов, существует тесная взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы и темпами  роста номинального и реального  ВНП. В пределах одного делового цикла темпы роста денежной масса в обращении с некоторой задержкой вызывают изменения темпов роста номинальной ВНП, и соответственно, изменения в реальном ВНП и все это сопровождается уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. Отсюда они делали вывод об ограничении роли государства в экономике, его стратегической целью должен быть курс на сокращение государственного участия в распределении и потреблении ВНП, что главным объектом регулирования должна быть не процентная ставка, как считали кейнсианцы, а только темпы роста предложения денег. Центральный банк государства должен осуществлять политику постоянного, устойчивого, в 3-5%, роста денежной массы. Это будет обеспечивать и рост реального производства и не вызовет чрезмерных инфляционных процессов. 
 
 

МЕХАНИЗМЫ И  ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ В  ЭКОНОМИКЕ 

    Важнейшим пунктом в денежно-кредитной политике является возможность изменения  величины реальной денежной массы в  обращении для проведения соответствующей  политики. Центральный банк страны использует для этого свои механизмы.

    Денежная  масса – это сумма общепризнанных платежных средств в экономике. Она складывается из наличных денег в обращении и депозитов в банках, которые используются для оплаты сделок, т.е. денежная масса (M) = наличные деньги в обращении (C) + депозиты (Д). А поскольку банки часть своих депозитов хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи кредитов, то сумма платежных средств увеличивается на величину выданных кредитов (K), т.е. M=C+Д+K.

    Процесс эмиссии платежных средств в рамках коммерческих банков называется кредитной эмиссией. Известно, что величина кредитов зависит:

    а) от величины депозитов,

    б) от величины резервов.

    При прочих равных условиях денежная масса (M) тем больше, чем меньше норма резервов (r). Эта норма определяется как отношение суммы резервов (R) к величине депозитов: r=R/Д*100%.

    Функционирование  системы коммерческих банков в условиях безналичных расчетов приводит к тому, что выдача кредитов одним банком другому вызывает эффект умножения и приводит к увеличению денежной массы в обращении. Технология увеличения денежной массы такова. Выдавая кредиты, банки превращают пассивные деньги в активные. Кредиты получают как фирмы, так и домохозяйства. Расходуя их, выдавая чеки. Которые поступают в другие банки, заемщики увеличивают депозитный потенциал и возможности кредитования этих банков.

    Коэффициент, показывающий, во сколько раз банки  увеличат предложение денег, называется банковским мультипликатором:

    М = 1/r;

    Коэффициент, воздействующий на объем денежной массы  с учетом величины резервов и оттока части денег с депозитов в наличность называется денежным мультипликатором (м*); он определяется по формуле:

    М* = 1+r/d+r;

    Механизм  воздействия Центрального банка  на объем денежной массы будет  выглядеть так: М=м*B, где B – денежная база.

    Денежная  база – это сумма денег, выпущенная в обращение плюс резервы коммерческих банков, хранящиеся на депозитах в Центральном банке. Это означает, что Центральный банк может воздействовать на предложение денег путем:

    а) изменения денежной базы (B),

    б) изменения нормы обязательных резервов (r), которое вызывает изменение денежного мультипликатора.

    Корректировку величины денежной массы Центральный  банк осуществляет используя различные  инструменты прямого и косвенного регулирования, с помощью которых  влияет на размеры денежной базы и  денежного мультипликатора.

    В современных условиях в странах  с развитой экономикой используется три основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.

    Операции  на открытом рынке – это купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Покупая ценные бумаги у частных лиц или коммерческих банков, Центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящихся на корреспондентских счетах, что ведет к росту денежной базы. Коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и через мультипликатор растет денежная масса: Д = м*B.

    Продавая  ценные бумаги, Центральный банк, напротив, способствует уменьшению денежной базы.

    Изменение учетной ставки. Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам по определенным ставкам. Эта ставка называется учетной ставкой или ставкой рефинансирования. Повышение учетной ставки означает удорожание кредитов, получаемых из Центрального банка, что ведет к сокращению их объемов и, как следствие, к уменьшению ссудных операций коммерческих банков. Коммерческие банки, в свою очередь, также повышают свои ставки по кредитам, кредиты становятся менее доступными, деньги дорожают. Предложение денег в экономике снижается.

    Снижение  учетной ставки, наоборот, способствует росту денежной массы в обращении.

    Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах в Центральном банке и не могут быть использованы для осуществления активных операций. Эти резервы выполняют две функции:

    1. они обеспечивают необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками;
    2. они являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-финансового потенциала коммерческих банков и через денежный мультипликатор воздействует на предложение денег в экономике.

    Норма обязательных резервов не может часто  изменяться, так как это нарушает конкурентное равновесие между банками  и другими финансовыми посредниками.

    Этот  инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую денежно-кредитную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры.

    Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

    а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

    б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований  и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

    в) снижает обязательную норму банковского  резервирования, что ведет к росту  денежного мультипликатора и  расширению возможностей кредитования экономики. Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

    Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

Информация о работе Механизм и инструменты государственного воздействия на предложение денег в экономике