Малый бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

осн.часть.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, согласно Декрету № 1 в Беларуси для вновь создаваемых в малых  городах коммерческих организаций, в том числе с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность  не уплачивать отдельные налоги и  сборы. С 1 апреля 2008 г. эти малые предприятия освобождены от исчисления и уплаты налога на прибыль и сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Эти предприятия освобождаются также от ряда других налогов и сборов. Также новые предприятия и новые компании с иностранными инвестициями на 5 лет освобождаются от обязательной продажи части иностранной валюты от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду. Предприятия также смогут устанавливать по своему усмотрению заработную плату работников (но не ниже ее минимального размера, определенного Правительством), страховать свое имущество и риски не только у белорусских, но и у иностранных страховщиков. При этом Декрет № 1 не распространяется на игорный и лотерейный бизнес, банковскую и биржевую деятельность, производство и реализацию алкогольных напитков, табака, оружия и боеприпасов и др. В результате, новый Декрет предлагает очень выгодные условия создания и функционирования новых частных предприятий в малых городах. [10] 

     Таким образом, налоговое законодательство, пусть и медленно, но меняется. Тем  более с 2006 г. создана Рабочая  группа под руководством А. Кобякова для совершенствования административных процедур и стимулирования развития предпринимательства в Беларуси, которая совместно с Правительством ведет работу в направлении снижения налоговой нагрузки и упрощения методики расчета и уплаты налогов.

     2.3 О деятельности  инфраструктуры поддержки  и развития предпринимательства

     В Республике Беларусь действует сеть инфраструктуры развития и поддержки  малого предпринимательства, которая  включает на 14 декабря 2009 года функционирует 52 центра поддержки предпринимательства (ЦПП) и 8 инкубаторов малого предпринимательства.

     В 2009 году услугами центров охвачено 47111 человек, проведено 860 курсов и семинаров, в которых приняли участие 20752 человека.

     Семинары  проводились по проблемным вопросам, возникающим в процессе осуществления  предпринимательской деятельности по следующим темам: о переходе индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия, основы бухгалтерского учета, налогообложения, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охрана труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др.

     На  площадях инкубаторов на 1 октября 2009 г. размещались 190 субъектов малого предпринимательства с общей численностью персонала 1775 человек. [11]

     В 2007 году начал функционировать Web-сайт ”Специализированная информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства“ (www.svoedelo.by), позволяющий субъектам малого предпринимательства, независимо от их территориального размещения, получать информационную поддержку по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности. В данной информационной системе представлена информация об органах государственного управления; программах, концепциях развития малого предпринимательства в областях (г. Минске); о законодательстве и аналитических материалах по развитию малого предпринимательства в республике; о центрах, инкубаторах, действующих в областях (г. Минске), и направлениях их деятельности; об организациях, оказывающих кредитно-финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства; об инвестиционных проектах малого предпринимательства; о выставках-ярмарках, конкурсах, форумах и др. [11]

     Кроме этого, создан центр субконтрактации  в целях развития производственных субъектов малого предпринимательства, а также развития кооперационных (субконтрактных) отношений субъектов малого и крупного предпринимательства. На Web-сайте данного центра (www.subcontract.by) размещается информация о производственных возможностях субъектов хозяйствования для участия в поставках продукции (комплектующих), выполнения работ, оказания услуг и потребностях субъектов хозяйствования в изготовлении продукции (комплектующих), выполнении работ и оказания услуг и др. [12]

     Все вышеперечисленное свидетельствует  о благоприятно созданной инфраструктуре поддержки и развития предпринимательства в нашей стране, а количество заинтересованных в ней лиц подтверждает это. Следовательно, малым предприятиям, предпринимателям и лицам, только пошедшим на риск, есть куда обратиться для помощи в преодолении административных и психологических барьеров для ведения своей хозяйственной деятельности.

 

     3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

     На  протяжении последних лет среда  функционирования белорусского малого бизнеса неоднократно критиковалась  белорусскими и международными экспертами. Долгое время эта критика властями в основном игнорировалась. Однако в настоящее время Правительство и Национальный банк Республики Беларусь разрабатывают меры по улучшению инвестиционного климата в Беларуси. Создана совместная группа, которая работает над совершенствованием законодательной базы для улучшения инвестиционного климата. В конце прошлого – начале нынешнего года уже принят ряд мер по облегчению процедур регистрации предприятий, лицензирования, уплаты налогов, малому и среднему бизнесу предоставлены существенные льготы в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

     Тем не менее, многочисленные барьеры для  свободного развития бизнеса в Беларуси все еще существуют. Примером для  нашей страны, учитывая тесную кооперацию и интеграцию двух стран, в области интенсификации реформ в секторе малого и среднего бизнеса может стать Россия. В России, как следует из последних заявлений Президента РФ Д.Медведева, «необходимость совершенствования среды функционирования малого и среднего бизнеса увязана с задачей среднего класса к 2020 г. до 60-70%». В этой связи планируется налоговая реформа (снижение НДС и других налогов), отмена определенных барьеров (разрешений), упрощение лицензирования, доступа к финансированию, инфраструктуре. Среди прочих мер особенно актуальным является решение проблемы многочисленных проверок предприятий государственными органами, особенно малого бизнеса. В конце марта 2008 г. в России был введен ряд мер по устранению избыточного госконтроля над бизнесом, более того, запрещен приход контролирующих органов на малые предприятия без санкций суда или решения прокурора. По словам Д. Медведева: «надзор над бизнесом в России происходит по 45 направлениям, а осуществляют его только на федеральном уровне около 30 органов, следовательно, такие проверки фактически являются «легализованными взятками» или «вымогательством» и, соответственно, необходимы реформы в практике осуществления контроля и надзора».  

     Проблема  устранения избыточного и зачастую предвзятого контроля является крайне актуальной и для нашей страны:

     

     Рисунок 3 – Среднее количество проверок, приходящихся на одного субъекта малого и среднего бизнеса в год        Примечание – Источник: [МФК (2008). Контрольная и надзорная деятельность в Республике Беларусь 2008.]

     Таким образом, и для России, и для  Беларуси проблемы и решения в сфере регулирования малого и среднего бизнеса во многом схожи. В первом квартале 2009 г. в Беларуси принят ряд мер, большинство из которых должно привести к улучшению условий хозяйствования и повышению позиций Беларуси в рейтингах бизнес климата (в частности, в Doing Business Всемирного банка). Некоторые меры, тем не менее, сохраняют существующие неблагоприятные условия для ведения бизнеса.

     В данной главе я попытаюсь провести анализ основных изменений законодательства, касающихся условий функционирования малого бизнеса, а также отразить некоторые проблемы по развитию малого бизнеса в нашей стране.

     Регулирование цен. В первом квартале 2008 г. Правительство использовало меры административного регулирования цен. Так, Совет Министров Постановлением № 944 с января в очередной раз установил предельный индекс цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые в Беларуси, в размере 0,5 % в месяц. [13] В случае необходимости повышения цены предприятие должно зарегистрировать новую цену, предварительно экономически обосновав необходимость такого повышения. Тем не менее, регистрировать цены все так же сложно. На практике государственные органы соглашаются регистрировать новые цены только в случае убыточности в целом по предприятию или по отдельным товарам (работам, услугам), занимающий значительный удельный вес в общем объеме производства предприятия, и то не всегда. В тоже время, превышение субъектом хозяйствования предельных индексов изменения цен влечет за собой конфискацию дохода, полученного в результате такого превышения, и наложения штрафа в двукратном размере от полученной выручки.

     Таким образом, высокие налоги и дорогостоящее  чрезмерное государственное регулирование деятельности предприятий малого бизнеса определяют высокий уровень конечных цен, зачастую более высокий, чем в соседних странах.

     Среди положительных моментов можно отметить, что предельные индексы повышения  цен не распространяются на товары (работы, услуги), выпускаемые коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Кроме того, индивидуальные предприниматели, юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (в том числе ЧУП), освобождены от регистрации цен в случае невозможности соблюдения установленных предельных индексов их изменения. [14]

     Финансы малому бизнесу. Финансовая поддержка малого бизнеса в Беларуси осуществляется через республиканский и местные бюджеты. Однако, как показывает многолетний опыт, эта система не эффективна. Она налагает большую ответственность на чиновников за предоставление средств, соответственно, усложняются процедуры получения финансирования. Более того, выделяемые предпринимателям суммы незначительны. В 2010 г. на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрено выделить 193 млн. белорусских рублей из республиканского бюджета и около 1,9 млрд. белорусских рублей – из местных, что для страны в целом немного. Кроме того, основную финансовую поддержку должны оказывать профессиональные учреждения, прежде всего банки. Следовательно, следует улучшать доступ малого бизнеса к кредитам банков. По данному аспекту следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь письмами рекомендует банкам в случае необходимости разработать специальные программы и интенсифицировать кредитование малого и среднего бизнеса. [15]

     Более того, актуальна проблема кредитования новых частных предприятий, которые  имеют нулевой баланс и не имеют  кредитной истории. Но в настоящее  время банкам дано право выдавать кредиты новым малым и средним предприятиям, индивидуальным предпринимателям, находящимся в сельских населенных пунктах и реализующих инвестиционные проекты, в размере, эквивалентом 20 тыс. долларов США. Данная мера существенно улучшит доступ новых частных предприятий, расположенных в районных центрах, малых городах и сельских населенных пунктах, к кредитам и, возможно, стимулирует их создание и развитие.

     Решению проблемы финансирования малого бизнеса в столице и других городах должно способствовать открытие Белорусского банка малого бизнеса (ББМБ). Банк создался по инициативе Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. ББМБ предоставляет коммерческие кредиты в размере от 100 до 200 тыс. долларов США, в первую очередь, микрокредиты до 10 тыс. долларов США для индивидуальных предпринимателей, микро, малых и средних предприятий. Первоначально банк работал в Минске и Минской области, где находится около 50% всех малых и средних предприятий Беларуси. Уже 7 филиалов и 4 расчетных центра банка открыты во всех областях страны. К концу 2009 г. кредитный портфель ББМБ составил около 8 млн. евро. [16] На мой взгляд, данное направление финансирования малого бизнеса является весьма и весьма радужным для последнего.

     Налогообложение. С 1 апреля 2008 г. Указом № 145 были существенно увеличены сроки предоставления деклараций и уплаты экологического, земельного налогов и налога на недвижимость.[17] Теперь экологический налог можно уплачивать ежеквартально, а не ежемесячно. Декларация по экологическому налогу также будет предоставляться ежеквартально. Земельный налог и арендная плата за участки, находящиеся в государственной собственности, будут взиматься в размере ¼ годовой суммы. Налог на недвижимость будет исчисляться организациями раз в год, а уплачиваться также ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы. 

     Таким образом, принятые реформы в сфере  налогообложения упрощают администрирование  налогов, высвобождая время и  облегчая работу бухгалтеров, что особенно необходимо предприятиям малого бизнеса, многие из которых не могут себе позволить 2-3 бухгалтеров. 

     Тем не менее, налоговая нагрузка в Беларуси остается очень высокой. По данным за 2009 г. она составляла 47,3 % ВВП. Для сравнения, в России этот показатель в 2009 г. составил 40,2 % ВВП. Высокая налоговая нагрузка негативно сказывается на конкурентоспособности белорусских товаров и затрудняет развитие малого бизнеса.

     Из  данной главы можно сделать вывод,  что сегодня нельзя утверждать, что в Беларуси существует благоприятная деловая среда для развития малого бизнеса, наблюдается недостаточное внимание к проблемам развития последнего со стороны государства, что привело к тому, что в настоящее время малый бизнес не может демонстрировать значительные положительные тенденции развития и имеет недостаточно предпосылок к росту.

Информация о работе Малый бизнесс