Малый бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

осн.часть.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

     1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО  БИЗНЕСА

     1.1 Исторический аспект  и определение  понятия малого  бизнеса

     Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Предпринимательство, как система участия населения в экономической деятельности, прошло сложный исторический путь развития. Однако, сложившейся теории его экономической сущности нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Например, профессор Венского экономического университета Й. Муглер в своей монографии по теории малого и среднего бизнеса при изложении сущности предпринимательских структур ссылается на теорию предприятия. Поэтому обучение предпринимательству в высшей школе ведется по различным программам, составленным, как правило, на основании западных переводных учебников. И все же в настоящее время можно уверенно говорить о существовании теории предпринимательства. Ее основой являются, во-первых, труды многих выдающихся ученых, посвященных различным аспектам предпринимательства, и, во-вторых, обобщенная историческая практика предпринимательской деятельности.

     Понятие «предприниматель» появилось в западной политэкономии еще в XVIII в. В 1755 г. был опубликован основной труд английского экономиста Р. Катильона, в котором он впервые исследовал условия жизнедеятельности предпринимателя. В предпринимателе он видел индивида, который обладает предвидением и способностями к риску и использует их для получения дополнительного дохода.

     Предпринимательству большое внимание уделяли классики экономической теории А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, А. Маршалл. Предпринимателя они характеризовали как собственника, который комбинирует факторы производства, планирует, организует изготовление продукции для получения дохода, готов идти ради этого на риск.

     Однако  создатели классической экономической  теории отказывали творческому предпринимателю в праве на существование. Он казался им ненужной фигурой. Хотя А. Смит сделал открытие, доказав, что экономический процесс есть кругооборот, но его представления носили еще механистический характер: гармония на рынке достигается, как и в природе, с помощью «невидимой руки». На этой платформе родилась теория анемического либерализма, основанная на требовании свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.

     Аналогичной точки зрения о роли предпринимателя  придерживался и Д. Рикардо. Он считал, что экономический процесс регулируется автоматически рыночными ценами, а предприниматель лишь инвестирует капитал, т.е. выступает как капиталист, а не движитель этого процесса. Под влиянием высокого авторитета А. Смита и Д. Рикардо несколько последующих поколений ученых разделяли негативную оценку предпринимательства. Наиболее активно эту позицию обосновывал К. Маркс, в основу теории эксплуатации и классовой борьбы которого была положена и классическая теория А. Смита. Как отмечает П. Верхан, библейское учение о греховности богатства наряду с представлением о капиталистах-эксплуататорах сформировали у социалистов XIX—XX вв. мотив зависти, который толкнул их избрать для борьбы за социальную справедливость политику не экономического роста, а перераспределения. [1, с. 11]

     Только  на рубеже XIX—XX вв. политэкономисты  признали решающее значение творческого  предпринимательства для экономического роста. А. Маршалл, например, добавил  к трем классическим факторам производства — земле, капиталу и труду - четвертый — организацию, которая являлась и важнейшей функцией предпринимателя. 

     Однако  истинный прорыв в традиционно негативном отношении к предпринимателю  был сделан в начале XX в. Известный  австрийский ученый Й. Шумпетер в  своей книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1912 г., впервые отошел от классической теории в понимании сущности предпринимателя и обосновал особую социальную роль, которая заключается в поиске и реализации новых путей экономического роста.  В результате анализа И. Шумпетер пришел к выводу, что классические экономические теории объясняют параметры функционирования рыночной экономики в статичных условиях под влиянием внешних (природы и общества), а не внутренних источников развития. [1, с. 13]

     Поэтому можно отметить, что возникновение и развитие малых предприятий связано с предпринимательством, которое в соответствии с классической экономической теорией представяет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность.

     В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы, хотя и само понятие «малый бизнес» в разных странах определяется по-разному.

     Так, в Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. 

     В России под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней.

     У нас же в Беларуси предпринимательство определено как «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность и направляемая на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи вещей, производимых, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления». [2, с. 40]

     Что касается количественной характеристики малого предприятия, то в нашей республике официальная классификация малых предприятий была впервые введена постановлением Совета министров от 20.05.1991 г. № 192, претерпевшая множество изменений, с учетом которых на сегодняшний день к малым предприятиям относят вновь созданные и действующие предприятия со следующей численностью работающих:

     - в промышленности и на транспорте  – до 100 человек;

     - в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – до 60 человек;

     - в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

     - в других отраслях производственной  сферы, общественном питании,  бытовом обслуживании населения  и розничной торговле – до 30 человек;

     - в других отраслях непроизводственной  сферы – до 25 человек. [3]

     1.2 Субъекты, формы, особенности малого бизнеса

     Субъектами  предпринимательства в Республике Беларусь являются:

     - физические лица, не ограниченные  в правах в порядке, определяемом  законодательными актами Республики  Беларусь, в том числе иностранные  граждане и лица без гражданства  в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

     - группы граждан (партнеров) - коллективы  предпринимателей.  [4, ст. 2]

     Не  допускается занятие предпринимательской  деятельностью должностным лицам  и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

     Предпринимательство в нашей стране может осуществляться:

     - без образования юридического  лица;

     - с образованием юридического  лица;

     - без использования наёмного труда;

     - с использованием наёмного труда. [4, ст.3]

     Предпринимательство в масштабе малого бизнеса обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.  

     Вторая  характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

     Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме  оказывать сколько-нибудь серьезное  влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

     Четвертая - персонифицированный характер отношений  между предпринимателем и клиентами, поскольку малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.  

     Пятая - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

     Наконец, шестая особенность связана с  характером финансирования. Если “гиганты”  черпают необходимые ресурсы  главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). [5, с. 36]

     Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малых предприятий, по сравнению с крупными, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

     Преимущества  маневренности и экономичности малого бизнеса становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес. 

     1.3 Роль государства  как субъекта предпринимательского  процесса. Его функции

     Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере  деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

     - тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

     - посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

     - ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства). [5, с. 44]

     Каковы  же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

     Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

     а) общеэкономической теории;

Информация о работе Малый бизнесс