Малый бизнесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

осн.часть.doc

— 818.50 Кб (Скачать)

     б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

     в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

     Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию.

     В-третьих, государство обычно берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской  инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.

     Формы государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать по-разному. Одно из традиционных оснований  классификации - характер воздействия государства на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют два вида этого воздействия: прямое и косвенное.

     К прямому воздействию можно отнести, например, непосредственное введение налоговых льгот для малых  фирм, выделение бюджетных средств для льготного финансирования их перспективных инвестиционных проектов, предоставление в бесплатное пользование или льготную аренду малым предприятиям государственного имущества и т.п.

     Косвенная поддержка малых предприятий  осуществляется государством опосредованно, т.е. через стимулирование крупных (и средних) промышленных корпораций, банков, страховых компаний, общественных организаций, а также задействование элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития (учебных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых и аудиторских фирм и т.д.).

     Что касается особенностей государственной  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь, то следует  отметить, что разработан целый ряд  нормативных актов по данному направлению, к примеру, такие, как:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст.514);
  • Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст.607);
  • на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства государство предусматривает реализацию основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).

     Помимо вышеперечисленного ежегодно разрабатывается программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на предстоящий год, устанавливаемая постановлением Совета Министров Республики Беларусь, и подводятся итоги по выполнению аналогичной программы за предыдущий год.

     О непосредственно отличительных особенностях развития малого бизнеса в Республике Беларусь я отмечу в последующих главах.

 

     2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Анализ состояния  малого бизнеса  в Республике Беларусь

     История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает  около 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике развития малого бизнеса. Обо всем этом по порядку.

     По  информации Министерства по налогам  и сборам, по состоянию на 1 апреля 2010 г. в республике состоит на учете 80652 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11708 (или на 14,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 2017 (или на 2,5%). Динамика изменения количества малых предприятий за 2005-2010 гг. представлена на рисунке ниже.

     

     Рисунок 2.1 – Динамика изменения  количества малых  предприятий за 2005-2010 гг. Примечание – Источник: [собственная разработка]

     В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности:

     

     Рисунок 2.2 – Распределение  малых предприятий  по формам собственности  в 2009 г.

     Примечание  – Источник: [собственная разработка]

     При этом Президент отметил, что «некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать». [6]

     Списочная численность работников в среднем  за 2008 год в малых предприятиях составила 570,1 тыс. человек, что на 116,9 тыс. человек или 25,8 процента больше, чем за 2007 год. Динамика изменения количества работников малых предприятий представлена на рисунке:

     

     Рисунок 2.3 - Динамика изменения  количества работников малых предприятий   за 2003-2008 гг.           Примечание – Источник: [собственная разработка]

     По  численности занятых на малых  предприятиях лидируют промышленные предприятия  – 38,3% от общего количества занятых  на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,8%, в строительстве – 15,7% соответственно.

     Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и  их наемных работников) по итогам 2008 года работало более 17% от занятых в экономике. [7]

     Что касается отраслевой структуры малого предпринимательства, то она весьма неоднородна. По итогам 2008 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42,5 процента. В промышленности сосредоточено 21,0 процента, строительстве – 9,6 процента, транспорте – 8,7 процентов, сельском хозяйстве – 3,5 процента от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий, что более наглядно представлено в следующем рисунке:

       
   
Рисунок 2.4 – Распределение малых предприятий по отраслям в 2008 г.

     Примечание  – Источник: [собственная разработка] 

     Анализ  показателей за последние семь лет  свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре  предпринимательского сектора. За период с 2003 по 2008 год сохраняется значительная доля малых предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественного питания: с небольшими колебаниями эта доля остается в пределах 40,5–42,5 процентов. Аналогичны колебания доли малых промышленных предприятий: с 22,2 процента в 2003 году до 21,0 процента в 2008 году.

     В 2008 году наблюдался небольшой рост доли малых предприятий в таких сферах, как транспорт и связь, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получили такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

     Уровень же регионального развития малого предпринимательства  во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Состояние регионального развития малого предпринимательства представлено следующими рисунками:

     

     Рисунок 2.5 – Распределение  количества малых  предприятий по областям Республики Беларусь (в % к общему количеству)

     Примечание  – Источник: [7]

     

     Рисунок 2.6 – Распределение количества индивидуальных предпринимателей по областям Республики Беларусь (в % к общему количеству)

     Примечание  – Источник: [7] 

     Из  вышепредставленных рисунков очевидно, что большая часть малых предприятий (46,5%) и индивидуальных предпринимателей (19,8%) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

     А основной проблемой областного предпринимательства  является неравномерность распределения  субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть малых  предприятий и индивидуальных предпринимателей концентрируется в областных центрах. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п.

     Несмотря  на свое немногочисленное количество, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике в целом. Так, по информации Министерства статистики и анализа, в 2008 году удельный вес малых предприятий в общем объеме валового внутреннего продукта составил 9,3 процента. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 8,2 процента, розничного товарооборота, включая общественное питание – 19,9 процента, внешнеторгового оборота – 16,7 процента. [7]

     2.2 Регуляторная среда  малого бизнеса

       Роль малого бизнеса в экономике  Беларуси достаточно велика, следовательно,  и законодательная база для  регулирования предпринимательства  должна быть совершенна. Поэтому в данном подразделе я хотел бы отразить основные моменты сферы существования малого бизнеса с учетом изменений, внесенных Правительством Беларуси в 2007 г. для улучшения бизнес климата в Беларуси.

     Сфера регистрации и ликвидации (прекращения деятельности). Декрет Президента № 8 утвердил новую редакцию Положения о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, согласно которой:

     - срок регистрации – 5 дней;

     - уменьшен перечень документов  для регистрации (например, частное  унитарное предприятие (ЧУП) теперь можно будет разместить в квартире), кроме того, установлено, что документы на регистрацию юридического лица может подать не только собственник имуществ, но и уполномоченный надлежащим образом представитель;

     - отменена необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых;

     - установлен упрощенный порядок  ликвидации (прекращения деятельности) давно неработающих юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей (что позволило сократить огромный список предприятий, стоящих в «очереди» на ликвидацию). [8]

     Сфера лицензирования.  Декретом Президента № 7 (вступившим в силу с 1 января 2008 г.) предусмотрено: [9]

     - сокращение количества документов, требующихся для получения лицензии;

     - введение заявительного принципа  продления срока действия лицензии (при этом запрещается у соискателя  лицензии  требовать документы, которые лицензирующий орган может запросить у государственных органов и других организаций самостоятельно) - такой подход способствует реализации принципа «одного окна» в системе лицензирования;

     - отмена требования получения  новой лицензии при реорганизации  предприятия в форме соединения  или выделения (достаточно заявления  с указанием необходимых сведений);

     - срок выдачи лицензии – 10 лет.

     Однако  Декрет № 7 не уменьшил количество лицензируемых  видов деятельности, что является одним из самых больших административных препятствий в ведении малого бизнеса в Беларуси. Более того, забрать лицензию по новому законодательству по-прежнему может тот орган, который ее выдал, а не суд, чем нарушаются права лицензиатов. А срок приостановления лицензии еще и увеличился до 6 месяцев (ранее был 1 месяц).

     Сфера налогообложения. За последние пять лет в Беларуси отменено 12 налоговых платежей и еще 5 отменены с 2008 г. С 2008 г. предприятия освобождены от уплаты налога с пользователей автодорог, отчислений в бюджетный фонд развития строительной науки. Главное достижение – сокращение оборотных налогов. В 2008 г. ставка оборотных налогов снижена с 3% до 2% от выручки, в результате чего в распоряжении предприятий останется около 1 трлн. белорусских рублей. В 2010 г. планируется отменить отчисления в Республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, а в целом оборотные налоги планируется отменить в 2011г. [7]

Информация о работе Малый бизнесс