Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:15, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по его развитию и решению проблем.
Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты малого бизнеса ……………….……………….……...5
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в мировой экономике …………..……..6
1.2 Регулирование малого бизнеса
1.3 Развитие малого бизнеса в Национальной экономике на примере зарубежных стран………………………….………………………………….........11
2 Аналитический обзор практики и организации малого бизнеса……………...11
2.1 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса………….……………...13
2.2 Анализ современного состояния, оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в Республике Казахстан………………………………………….15
2.3 Совершенствование организационно - экономического механизма развития малого бизнеса…………………………..………………………………………….18
3. Мировой опыт организации малого бизнеса…………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…….…………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25
Правовое обеспечение. Меры направлены на дальнейшее развитие системы нормативно - правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражающего в законодательных и нормативных актах интересы малого бизнеса, развитие положений Закона "О государственной поддержке малого бизнеса РК", т.е. отражение особенностей субъектов малого бизнеса с целью устранения их не менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирование благоприятных правовых условий для выхода новых предприятий на рынок и развитие их деятельности.
Действующее законодательство,
направленное на поддержку и развитие
малого бизнеса, имеет еще много
недостатков, многие его нормы не
имеют прямого действия и требуют
издания различных
Наряду с совершенствованием правовых условий предусмотренных специализированными разделами городской программы, предлагаются мероприятия обеспечивающие создание общих условий развития и поддержки малого бизнеса в таких вопросах как упрощение действующих процедур оформления недвижимости и т.д.
Кредитно - инвестиционная политика. Проблема доступа субъектов малого бизнеса к финансово - кредитным ресурсам неизменно занимает одно из лидирующих мест в списке проблем препятствующих развитию сектора малого бизнеса.
Это обусловлено высокими процентными ставками, коротким сроком, на который выдается кредит, а также отсутствие у субъектов малого бизнеса ликвидного, с точки зрения банков, залогового обеспечения при этом особые трудности в получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, так как банки не желают вкладывать средства в предприятия, которые не приносят стабильного дохода, а также их деятельность на первых этапах связана с риском банкротства. Также практически не используются такие формы финансовой поддержки бизнеса как факторинг, лизинг, франчайзинг
и т.д.
Следовательно, в целях развития бизнеса и создания предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого бизнеса, необходимо создание альтернативных финансовых схем и новых форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение современных финансовых механизмов и технологий, привлечение свободных средств иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей для финансирования ими приоритетных для города инвестиционных проектов, взаимодействие с международными финансовыми организациями по привлечению инвестиций для поддержки малого бизнеса.
Одним из приоритетных направлений
развития малого бизнеса, на наш взгляд,
может являться создание "Фонда
поддержки инноваций и бизнеса"
Для совершенствования механизма кредитования субъектов малого бизнеса следует развивать альтернативные виды финансовой поддержки предприятий (лизинговые кредиты и другие механизмы), а также систему создания залоговых фондов и фондов взаимного кредитования.
Также требуется внесение
изменений в действующую
Налоговая политика. На сегодняшний
день основными мерами по усовершенствованию
системы налогообложения в
1. пересмотр ставок
и механизмов взимания налогов
в соответствии с
2. предоставление льгот
по налогообложению
3. легализации собственности и активов;
4. легализация заработной платы;
5. легализация скрытой занятости и др.
Решение данных проблем
через изменение
Наряду с легализацией денег, важное значение имеет и легализация имущества предпринимателей. С одной стороны, это позволит резко увеличить существующую заниженную стоимость имущества, соответственно и сборы налогов, поступлений в бюджет. С другой стороны, предприниматели будут заинтересованы в получении кредитов под залог легальных основных средств и возврате своих инвестиций, путем включения амортизационных отчислений в соответствующую статью расходов.
Таким образом, можно достичь увеличения деловой активности предпринимателей и значительно увеличить внутренние инвестиции.
Производственно-инновационная политика. Одной из ключевых задач развития малого бизнеса является внедрение в экономику новых форм организации производства, способных эффективно заменить прежние и которые должны стать основой для формирования среднего класса.
В настоящее время при наличии полной законодательной базы и безусловной поддержки всеми уровнями государственной власти перспективных направлений развития малого бизнеса, при вложении государственных и привлечении зарубежных инвестиций в становление малого бизнеса эффективность развития последнего очень мала. Прежде всего, это связано с низким уровнем производственных мощностей, производственного потенциала предприятий малого бизнеса.
Анализ мониторинговых данных свидетельствует о том, что существующая в настоящее время экономическая ситуация, а также формы и методы государственной поддержки являются наиболее благоприятными для развития сферы торговли и услуг. Производственные предприятия сталкиваются с множеством проблем, такими как: высокая арендная плата, сбыт готовой продукции, постоянный дефицит финансовых средств, что ограничивает возможность этих предприятий вкладывать прибыль во внедрение новых технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию.
Стратегическая цель
развития малого бизнеса заключается
в наращивании объемов
Меры по поддержке малого бизнеса предполагают подготовку кадров сферы предпринимательской деятельностью, а также организаций взаимодействующих с малым и средним предпринимательством и управляющих его развитием. Главная цель - задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций для организации квалифицированной подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
3. МИРОВОЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Малый бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и ½ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс. занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% – в оптовой торговле.
Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно - исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.
В рыночной экономике
развитых стран предпринимательство
построено на принципе кооперирования
крупных и малых предприятий,
причем крупные предприятия
Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.
Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно – хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия – субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы - заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам - исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Информация о работе Малый бизнес в мировой экономике: проблемы и пути решения