Малый бизнес в мировой экономике: проблемы и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по его развитию и решению проблем.
Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты малого бизнеса ……………….……………….……...5
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в мировой экономике …………..……..6
1.2 Регулирование малого бизнеса
1.3 Развитие малого бизнеса в Национальной экономике на примере зарубежных стран………………………….………………………………….........11
2 Аналитический обзор практики и организации малого бизнеса……………...11
2.1 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса………….……………...13
2.2 Анализ современного состояния, оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса в Республике Казахстан………………………………………….15
2.3 Совершенствование организационно - экономического механизма развития малого бизнеса…………………………..………………………………………….18
3. Мировой опыт организации малого бизнеса…………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…….…………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Содержание

Тема: Малый бизнес в мировой экономике: проблемы и пути решения   ВВЕДЕНИЕ

1    Теоретические  аспекты малого бизнеса ……………….……………….……...5

1.1 Понятие малого бизнеса  и его роль в мировой   экономике …………..……..6

1.2  Регулирование малого  бизнеса

1.3 Развитие малого  бизнеса в Национальной экономике  на примере  зарубежных стран………………………….………………………………….........11

          2  Аналитический обзор практики  и организации малого бизнеса……………...11

2.1 Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса………….……………...13

2.2 Анализ современного  состояния, оценка масштабов и  уровня развития малого бизнеса  в Республике Казахстан………………………………………….15

2.3 Совершенствование  организационно - экономического механизма  развития малого бизнеса…………………………..………………………………………….18

3. Мировой опыт организации малого бизнеса…………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………….21

Список  используемой литературы…….…………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мировой экономике  малый бизнес имеет большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организации своего дела.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.

Чтобы глубже  и  подробнее  разобраться и  понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть  опыт ведущих зарубежных стран по его развитию и решению проблем.

Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике Казахстана.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

-   дать понятие малого бизнеса и охарактеризовать его роль в мировой экономике

-   изучить государственное регулирование малого бизнеса

-   исследовать развитие малого бизнеса в  национальной экономике на примере зарубежных стран

-   определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса

-   проанализировать современное состояние и оценить масштабы и уровни развития малого бизнеса в Республике Казахстан

- рассмотреть совершенствование организационно - экономического механизма развития малого бизнеса

-   рассмотреть мировой опыт организации малого бизнеса.         

  Объектом исследования  курсовой работы является малый бизнес. Предмет исследования - проблемы малого бизнеса в мировой экономике.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, аналитический метод  и метод сравнения.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1.1   Понятие малого бизнеса и его роль в мировой экономике

Малый бизнес – важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться  государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства.

Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Роль малого бизнеса  в мировой экономике резко  возросла в 80 - 90-е годы прошлого века. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

Как показывает мировая  практика, основным критериальными показателями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое - либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Но во всех развитых странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Малый бизнес в мировой экономике занимает не маловажную роль.  Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В - четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Из приведенной таблицы (см приложение 1) абсолютно ясно, что малый бизнес во всех частных секторах экономики США доминирует по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий.

Мелкие и средние предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

Несмотря на то, что большая часть  научного потенциала сосредоточена  на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

 

    1. Регулирование малого бизнеса

Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны государственное регулирование малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.

Государственная политика поддержки  малого предпринимательства в разных странах складывается под влиянием различных факторов, например, обеспеченности данной страны производственными ресурсами, реальной степени участия малого бизнеса в хозяйственной деятельности и наличии опыта предпринимательства.

Сравнивая политику в отношении  к малому предпринимательству в  промышленно развитых странах можно  сделать некоторые обобщения. Наиболее четкая и проработанная позиция государства в отношении малого бизнеса наблюдается в США, Германии, Франции и Японии. Позиции малого бизнеса в этих странах опираются:

Во - первых, на прочную законодательную базу. В США, например в течение последних 40 лет принято 8 законов, направленных на поддержку малого бизнеса: «Закон о малом бизнесе» - 1953 г.,«Закон об инвестировании малой экономики»- 1958 г. и ряд других. В Японии основной закон о мелких и средних предприятиях принят в 1963г., в Германии права малых предприятий были закреплены в «Картельном праве» 1957г.       

Во - вторых, на мощную финансовую поддержку государства. Существуют также специфические особенности поддержки малого бизнеса в этих странах. В Германии важным источником создания малых предприятий являются льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов земель, беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Для стимулирования и создания новых рабочих мест и привлечения высококвалифицированных кадров производятся доплаты к заработной плате за счет государственных средств (в течение первых пяти лет бюджет субсидирует 40% заработной платы квалифицированных работников, шестой год - 25%). Государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии. 

  Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели:

-    Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

-    Решение социальных проблем силами самого населения.

-    Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения научно - технического прогресса.

Методы государственного регулирования малого  бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации. Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

 

 

 

 

            

 

 

 

    1. Развитие малого бизнеса в национальной экономике на примере зарубежных стран

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по его развитию. Для самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60- 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует  огромное количество малых фирм, компаний, предприятий. Например, в Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Немаловажна роль малого бизнеса в  осуществление прорыва по ряду важнейших  направлений НТП, прежде всего в  области электроники, кибернетики  и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Развитие малого и среднего бизнеса  отвечает общемировым тенденциям к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Информация о работе Малый бизнес в мировой экономике: проблемы и пути решения