Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение 3
1 Организационно-правовые формы предпринимательства. Крупное мелкое предпринимательство 6
2 Малый бизнес: черты, экономические преимущества, проблемы 17
3 Современное предпринимательство: синтез крупного и мелкого производства; зарубежный опыт 23
4 Развитие мелкого предпринимательства в России 33
Заключение 42
Список использованных источников 44

Работа содержит 1 файл

переделанная исправленная курсовая.docx

— 99.27 Кб (Скачать)

В настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти. Малый  бизнес в ближайшей перспективе  должен стать рычагом в создании новой модели организации российской промышленности.

Изучение и анализ состояния  и развития малого бизнеса в современных  условиях предполагают в первую очередь  рассмотрение критериев отнесения  предприятий к малым. В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.

Например, в США используют три варианта отнесения предприятий  к малым - сфера деятельности, численность  занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области.[4] В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек. [8]

В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация  микро-, малых и средних предприятий:

- численность работающих  человек - от 10 до 250;

- величина годового оборота  - 740 млн евро;

- величина балансовой  стоимости активов - 527 млн евро.

В соответствии с приведенной  классификацией ЕС малые предприятия  должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми .

В Российской Федерации в  соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" лимитируются доля участия других лиц, численность  работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства  относятся коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие  следующим условиям:

- доля участия РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций, благотворительных  и иных фондов не должна  превышать 25%;

- доля участия других  юридических лиц, не являющихся  субъектами малого и среднего  предпринимательства, в капитале  малого или среднего предприятия  не должна превышать 25%;

- средняя численность  занятых за предшествующий календарный  год не должна превышать 100 человек, а для "микропредприятий", выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;

- предельные выручки от  реализации товаров (работ, услуг)  за предшествующий год без  учета НДС для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

    • микропредприятия - 60 млн руб.;
    • малые предприятия - 400 млн руб.;
    • средние предприятия - 1000 млн руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности  работников либо размера выручки  от реализации произведенных товаров  либо оказанных услуг. Категория  субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если численность  работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.[14]

Многообразие критериев  в разных странах связано с  особенностями политического строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства  к роли малого предпринимательства  в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельном весе малых предприятий  в общем хозяйственном комплексе  государств (см. приложение таб. 3.1).

Применение различных  критериев отнесения предприятий  к малым в России обусловлено  различными целями. Так, одни из них  направлены на право применения упрощенной системы налогообложения, другие - на право применения единого налога на вмененный доход, третьи - на освобождение от уплаты НДС, четвертые - на получение  субсидиарной помощи от государства. Современное  правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий  к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе  ВВП. Единый подход может соединить в себе элементы отечественного и европейского критериев. Такой подход должен отвечать трем основным критериям, один из которых количественный, а два других финансовые (качественные). Помимо этого необходимо соблюдение условий, указанных в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Количественным показателем может являться, как и сегодня, численность занятых на предприятии, а финансовыми - выручка от реализации, а также величина балансовой стоимости активов. Конечно, данные показатели должны формироваться в зависимости от вида экономической деятельности, ведь предприятия промышленности и рыбоводства не могут иметь одно число рабочих и одинаковую выручку, а тем более одинаковую балансовую стоимость активов. Наличие двух финансовых показателей позволит определить реальную значимость предприятия и его позицию среди конкурентов.

В таблице 3.1 (см. приложение) отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах. В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС - от 63 - 67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии - 39,5 млн человек, это около 78% всех занятых в стране. Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем. Считается, что малое предпринимательство должно служить основным механизмом обеспечения занятости населения, однако первоочередной задачей является не количественный показатель числа занятых на малых предприятиях, а уровень образования, профессионализма и квалификация работников.

Формирование российского  малого предпринимательства осуществлялось в достаточно короткие промежутки времени, все началось с Конституции СССР 1977 г., которая подтвердила право  граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде  граждан и членов их семей в  сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Но отсутствие естественной конкуренции и преобладание крупных  предприятий не позволяли определить роль и место малых предприятий в тогдашней экономике страны. Важную роль для развития малого предпринимательства сыграли принятые в 1986 г. Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 г. Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)". Данный период принято считать началом возникновения российского малого бизнеса, на сегодняшний день малое предпринимательство находится на четвертом этапе своего развития, так называемом этапе расширения и укрепления. Динамика развития малого предпринимательства за последние годы в России представлена в таблица 3.2, 3.3(см. приложение). [7]

Начиная с 2001 г. число малых  предприятий растет. За пять лет  число малых предприятий выросло  на 200 тыс. Оборот малых предприятий  увеличился на 3 млрд руб. и в 2006 г. составил 12 099 млрд руб., что составляет 26% от общего оборота всех предприятий. Показатель занятости на малых предприятиях увеличивается от года к году. Сегодня доля занятых на малых предприятиях достигло 18% от общего числа работающего населения, это доля без внешних совместителей. На конец 2006 г. число работающих в сфере малого бизнеса достигла 8,5 млн человек, прирост численности за пять анализируемых лет составил 32%. Данные цифры подтверждают тот факт, что молодым специалистам проще устроится работать на предприятие с незначительными объемами производства продукции или оказанием услуг, нежели на крупное промышленное предприятие, где вознаграждение за труд чаще всего уступает заработной плате, получаемой на малом предприятии. В дальнейшем рост данного показателя не снизится. Другое дело, насколько люди, работающие в сфере малого бизнеса, профессиональны как менеджеры и управленцы. Ведь от этого зависит, по какому пути пойдет тот или иной субъект малого предпринимательства. Будет ли предприятие динамично развиваться, совершенствовать производственный процесс, вносить свой вклад в экономику государства или "застрянет" на этапе развития и становления.

Важным элементом развития малого бизнеса служат инвестиции. Данные таблицы 3.3 (см. приложение) показывают долю инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства, который составляет всего 3,7%.

Становление и развитие малых  предприятий происходит в результате использования собственных средств  учредителей. Сегодня с "легкой руки" государства кредитные организации  позволяют сформировать капитал  за счет заемных средств, которые  выдаются на короткий срок, под значительный процент и при наличии значительного  залогового имущества. Чаще всего на начальном этапе развития субъект  малого предпринимательства не сможет позволить себе взять ссуду ввиду  отсутствия имущества, невозможности  краткосрочного налаживания производственного  процесса, что позволило бы увеличить  оборачиваемость заемных средств  и ускорить возврат ссуды и  уплату процентов.

Показатели, приведенные  в таблицах 3.1, 3.2, 3.3 (см. приложение), характеризуют состояние малого бизнеса в общем. Рассмотрим структуру малых предприятий по видам экономической деятельности, что позволит определить меняющиеся предпочтения начинающих предпринимателей и проанализировать состояние различных видов деятельности по отношению к малому бизнесу.

В таблице 3.4 (см. приложение) отражено число малых предприятий по видам экономической деятельности. Из данных, приведенных в табл., следует, что доля малого бизнеса в общем числе предприятий составляет 21,7% в 2006 г. В 2005 г. доля малого бизнеса составляла 22,2%. Наблюдается снижение доли малого бизнеса, но не само число малых предприятий. Такая тенденция связана с разными темпами изменения малых предприятий и общего числа предприятий.

Число малых предприятий  по видам экономической деятельности достаточно незначительное, при этом показатели сильно разбросаны: от 0,05% от общего числа предприятий в рыболовстве  и рыбоводстве до 9,7% в оптовой  и розничной торговле, ремонте  автотранспортных средств и бытовых  изделий.

Рост малых предприятий  заметен во всех видах экономической  деятельности, наиболее заметное увеличение произошло в оптовой и розничной  торговле, где увеличение составило 16 тыс. предприятий за год. Данная отрасль  является наиболее привлекательной  для малого бизнеса, так как не требует больших стартовых затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений. Без изменений осталась только отрасль "образование", где  не наблюдается увеличения числа  малых предприятий.

Соотношение доли прибыльных и убыточных организаций по видам  экономической деятельности, приведенное  в таблице 3.5 (см. приложение), позволяет сделать вывод о низкой эффективности предпринимательской деятельности. Доля убыточных предприятий в сфере малого бизнеса в 2003 г. достигла 36%, что же касается крупных и средних предприятий, то в этом же периоде доля убыточных предприятий составляет 43%. Наибольшая доля убыточных предприятий в 2003 г. в сфере малого бизнеса приходилась на рыболовство и рыбоводство - 51% от общего числа малых предприятий, при этом в доле крупных и средних предприятий убыточные предприятия преобладали в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды 59,5%. Данные показатели свидетельствуют о том, что половина из всех организаций данной отрасли убыточна. Второе место по убыточным предприятиям занимает добыча полезных ископаемых, где доля убыточных - 51,3%, а по средним и крупным предприятиям рыболовство и рыбоводство - 54,9%. Наименьшее число убыточных предприятий в данном периоде как по малым, так и по крупным предприятиям приходилось на оптовую и розничную торговлю - 32%.

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития