Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 23:16, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Введение 3
1 Организационно-правовые формы предпринимательства. Крупное мелкое предпринимательство 6
2 Малый бизнес: черты, экономические преимущества, проблемы 17
3 Современное предпринимательство: синтез крупного и мелкого производства; зарубежный опыт 23
4 Развитие мелкого предпринимательства в России 33
Заключение 42
Список использованных источников 44
Во-первых, организационное единство, которое проявляется в соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих структуру юридического лица, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Среди коммерческих организаций только участники хозяйственных товариществ могут специально не создавать какие-либо органы управления, а вести дела совместно или поручать их одному из товарищей.
Во-вторых, имущественная обособленность создает материальную базу для деятельности юридического лица и при необходимости служит объектом притязаний кредиторов.
В-третьих, юридическое лицо, как правило, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как и участники не отвечают по обязательствам созданного ими юридического лица. Однако законодательство предусматривает случаи, когда учредители могут нести субсидиарную ответственность по долгам созданного ими юридического лица, например, если юридическое лицо создано на праве оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) и если его банкротство вызвано виновными действиями учредителя, давшего соответствующие указания по заключению сделок, и т.п.
В-четвертых, юридическое
лицо участвует в
Публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) приравнены по статусу к юридическим лицам и, следовательно, также могут быть участниками предпринимательской деятельности. Следует отметить, что государство и муниципальные образования чаще всего участвуют в коммерции опосредованно, т.е. либо через создание унитарных предприятий, либо через приобретение в государственную или муниципальную собственность пакетов акций (долей) в других коммерческих организациях.[2]
В зависимости от поставленных при создании целей деятельности существуют коммерческие и некоммерческие организации. Как уже говорилось ранее, различия между ними очень условны. Для коммерческой организации основная цель деятельности состоит в извлечении прибыли, которая впоследствии может распределяться среди учредителей. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных и иных общественно полезных целей, которые должны быть перечислены в их учредительных документах. [2]
Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются прежде всего количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие - до 50 занятых, средние - от 50 до 500, крупные - свыше 500, особо крупные - свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки - объем продаж, величина активов, полученная прибыль. Так, у современных крупнейших американских фирм оборот капитала составляет 50 млн. долл. Тенденция к росту размера предприятия связана с развитием производительных сил, концентрацией производства. Концентрацию производства следует рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий и увеличение доли крупных предприятий в той или иной отрасли. Концентрация производства на уровне предприятия позволяет выявить его оптимальный размер. Он определяется минимумом издержек производства и обращения на единицу продукции, т. е. рентабельностью. Хотя увеличение размера предприятия обычно ведет к снижению издержек на единицу продукции, этот процесс имеет границы. При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР. Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле. Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность. Мелкие предприятия имеют свои экономические преимущества перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия. Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом».[11]
Фирма - основной институт в рыночной экономике. Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.[11]
Малый бизнес, или малое
предпринимательство, представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости
в значительной мере определяют социально
- экономический и отчасти
Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и средних).
Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства адекватно выразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристики качественного порядка.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица». Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят – к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.[6]
Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий; стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.[3]
Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий. Итак, современное предпринимательство - это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.[11]
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития