Лизинг: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия лизинга, видов лизинга, субъектов и объектов лизинга, охарактеризовать возникновение лизинги и дальнейшее развитие, и место лизинга в экономике.

Для осуществления поставленных предо мной целей, я должна буду реализовать такие задачи:

Изучить понятия лизинга, его виды.
Изучить исторические аспекты лизинга;
Изучить лизинг в современной экономической ситуации

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Сущность лизинга и его основные формы. 4
1.1 Определение лизинга. 4
1.2 Формы и виды лизинга. 4
1.3. Субъекты и объекты лизинга. 10
Глава 2. Исторические аспекты лизинга. 12
2.1 История развития лизинга в мире. 12
2.2 История развития лизинга в России. 13
Глава 3. Современность лизинга. 18
3.1 Современное развитие лизинга в России. 18
3.2 Перспективы развития лизинга в России. 22
Глава 4. Оценка кредитоспособности заемщика. 27
Заключение. 34
Библиографический список. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по лизингу.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

     В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Современность  лизинга.

    1. Современное развитие лизинга  в России.
 

     Российская  ассоциация лизинговых компаний провела  исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года. Целью исследования было создание аналитического обзора отрасли и составление рэнкингов лизинговых компаний.

     В рамках проекта было проведено анкетирование 54 лизинговых компаний. В исследовании проводится анализ основных показателей российского рынка лизинга, таких как объем нового бизнеса, количество заключенных контрактов и других. Также проводится исследование структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.

     Таблица 1.1

Показатели 2006 г. 9 мес. 2007 г. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 2009 г. (прогноз)
Объём нового бизнеса,млрд руб. 399,6 667,9 997,5 605,0 720,0 185,0 270-320
Темпы прироста, % 83,8 - 149,6 -9,4 -27,8 69,4 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 136,0 186,4 294,0 312,0 402,8 232,0 300-310
Темпы прироста, % 78,0 - 116,2 67,4 37,0 -25,6 -
Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1 375,0 537,0 383,0 442,0 98,3 -
Темпы прироста, % 90,0 - 167,0 2,1 -17,7 -74,3 -
Совокупный  портфель лизинговых компаний, млрд руб. 503,0 983,0 1202,0 1448,0 1390,0 972,0 -
Темпы прироста, % - - 126,8 47,3 15,6 -32,8 -
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 26903,5 - 33111,4 - 41668,0 - -
Доля лизинга  в ВВП, %  1,5 - 3 - 1,7 - -
 

     Российский  рынок лизинга показал неоднозначный  результат по итогам 9 месяцев 2009 года. С одной стороны активность лизинговых компаний значительно уменьшилась  по сравнению с прошлым годом. Это привело к серьезному ухудшению  основных показателей лизинговых компаний. Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 67,39% (здесь и далее сравнение 2008 и 2009 годов проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти периоды. Причем количество компаний может не совпадать с количеством компаний принявших участие в исследовании рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года) и составил всего 85 527, 292 млн рублей (по данным 54 компаний, принявших участие в исследовании) без НДС (здесь и далее все показатели указаны без НДС), а количество сделок уменьшилось на 68,3% и составило 15 668. Суммарный объем портфеля лизинговых компаний составил 337 971, 11 млн рублей, что меньше на 19,66% по сравнению с 2008 годом. (см.рис.1) 
 

     

Рис.1

     Главной причиной неутешительных показателей лизинговой отрасли является экономический кризис и его последствия. Во-первых, лизинговые компании столкнулись с серьезной нехваткой денежных средств для финансирования собственных сделок. Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, сильно подняли процентные ставки, некоторые вообще отказались от предоставления кредитов. А объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности.

     С другой стороны кризис затронул и  лизингополучателей, которым все труднее становилось платить лизинговые платежи. Как итог, возникновение просрочек и задолженностей перед лизингодателями.

     Все это привело к тому, что лизинговые компании практически приостановили  свою деятельность, заключая новые  сделки только с постоянными и проверенными клиентами. Кроме того, лизингодатели в целях сокращения расходов начали сокращать свой персонал, на 13,6% по сравнению с прошлым годом. Количество филиалов также было сокращено на 9,71%.

     Но  все же по итогам 9 месяцев можно отметить и положительные моменты. В 3-м квартале 2009 года продолжился рост количества заключенных сделок, который начался во 2-м квартале. Количество сделок увеличилось на 16,59% (здесь и далее сравнение 2 и 3 квартала 2009 года проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти два периода) и составило 5 249. Правда стоит отметить, что в 3-м квартале несколько уменьшился объем нового бизнеса, а именно на 17,86%. Это связано с тем, что во 2-м квартале было заключено сразу несколько крупных сделок, что привело к почти двукратному росту же не было. При этом у большинства лизинговых компаний, объем сделок в 3-м квартале вырос. ( См. рис.2)

     

     Рис.2

     Также замедлилось снижение суммарного объема портфелей лизинговых компаний. Если по итогам 2-го квартала портфель снизился на 7,46%. То по итогам 2-го квартала объем портфеля снизился всего на 3,46%. Также практически прекратилось снижение показателя объем полученных платежей. Если во – 2-м квартале объем платежей сократился на 34,2%, то в 3-м на 4,71%.

     Главной положительно тенденцией можно считать  увеличение доли одобренных заявок. Она  достигла 27,53%. Кроме того, впервые  сначала кризиса, в лизинговых компаниях  увеличилось количество сотрудников, на 1,53% по сравнению со 2-кварталом. При этом количество филиалов практически осталось неизменным, сокращение составило всего 0,43%. (См. Рис.3)

     

     Рис.3

Можно сделать выводы: все эти показатели позволяют говорить, что острая фаза кризиса пройдена. И в 2010 году можно осторожно прогнозировать небольшой рост на рынке лизинга.

3.2 Перспективы развития  лизинга в России.

     Сокращение  лизингового рынка с начала второго  полугодия прекратилось, активность участников лизинговых отношений существенно  возросла. "В третьем квартале 2009г. наконец появилась возможность объективной оценки произошедших на рынке изменений. Во-первых, наступила определенная стабилизация на финансовых рынках, что является обязательным условием для возобновления активной работы лизинговых компаний. Во-вторых, в результате публикации ряда исследований, стали понятны масштабы падения лизингового рынка в конце 2008 – первом полугодии 2009 года", - отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг".

     Оживление, которое наметилось на рынке лизинга  в конце 2009 года, сохранится и окрепнет в 2010 году. Но воспользоваться им смогут в основном лизинговые компании – «дочки» крупных банков. Остальным придется серьезно перестраивать свою работу и бороться за выживание.

     Объемы  нового бизнеса в 2010 году будут расти. Но смогут ли этим воспользоваться все компании, в том числе и те, которым в прошлом году пришлось приостановить работу?

        Эксперты предложили два сценария. Генеральный директор «Юниаструм Лизинг» Владимир Добровольский считает, что «количество игроков будет уменьшаться, произойдет консолидация рынка. Небольшие региональные фирмы, которые столкнулись с неплатежами от клиентов и невозможностью получить финансирование от банков, в 2009 году заморозили свою деятельность. В 2010 году они будут постепенно закрываться, тогда, как крупные компании нарастят объемы».

     Если  лизинговые компании будут массово  банкротиться, отрасль ждут претензии  со стороны налоговиков, и сам  лизинг может быть негласно признан  «схемой», в связи, с чем возрастет  количество проверок и судебных разбирательств.

     Яков  Новиков, директор по развитию ЛК «Уралсиб», напротив, уверен, что «в 2010 году основной объем нового бизнеса будет зависеть не от пяти-шести компаний – число  активных игроков на рынке значительно  возрастет. Причиной этому послужит оживление экономики, что повлечет за собой возвращение на рынок компаний, которые в 2009 году осознанно сократили объем финансирования ввиду невозможности оценки финансовой устойчивости лизингополучателей. Улучшение лизинговой отрасли также зависит от деятельности банков: в настоящий момент в них наблюдается избыточная ликвидность, и деньги нужно будет заставлять работать».

     Эксперты  сходятся во мнении, что в следующем  году более уверенно будут чувствовать  себя компании, имеющие доступ к  финансированию, – это компании при крупных банках, прежде всего государственных, а также компании с иностранным капиталом, в том числе при поставщиках оборудования.

     Лизинговые  компании при госбанках меняют свою стратегию: раньше они в основном работали с крупными сегментами, финансировали инфраструктурные проекты и сельское хозяйство (например, если судить по 2009 году, в лидеры по объему новых сделок выходили стратегически важные для государства отрасли – авиационный транспорт и железнодорожная техника). Теперь они декларируют свое намерение пойти на рынок малого и среднего бизнеса, в сегмент, где размер средней сделки составляет 200-500 тыс. в валюте.

     Ключевое  конкурентное преимущество государственных  компаний – отсутствие ограничений  фондирования и доступ к государственному заказу в течение 2010-2011 годов. Госкомпании планируют воспользоваться уходом конкурентов и занимать все ключевые сегменты рынка. Правда, крупным игрокам потребуется время, чтобы «настроить» процедуры под розничных клиентов.

     В этом году банки, скорее всего, готовы финансировать сделки в больших, чем в 2009 году, масштабах, но будут тщательно анализировать финансовые показатели лизингодателей, в том числе размер и структуру лизингового портфелей, качество кредитного и лизингового портфеля, сбалансированность по срокам, прибыльность, рентабельность, размер капитала, источники его формирования, соответствие размера лизинговой компании масштабу сделки. Банки будут отдавать предпочтение компаниям, имеющим клиентов в различных отраслях.

     «Но, конечно, на первом месте останется лизингополучатель и риски финансируемой сделки. Для банка главным критерием будет способность генерировать стабильный денежный поток, достаточный для обслуживания всех обязательств, а не общая рентабельность бизнеса.»2

     Главной проблемой 2010 года лизингодатели, опрошенные на VIII ежегодной конференции «Лизинг в России 2009», назвали поиск новых клиентов. Усложняет ситуацию тот факт, что лизинговым компаниям придется перенять у банков опыт оценки рисков контрагента: более тщательно проверять потенциального клиента и постоянно отслеживать его финансовое состояние и ситуацию в отрасли. Кроме того, лизингодателям потребуется обращать больше внимания на собственное финансовое положение, планировать выплаты, в том числе налоговые, и автоматизировать бизнес-процессы, а также расширять свое присутствие в разных отраслях.

     Стоимость финансирования снизится на 1-2% и вернется на уровни конца 2007 года. Большинство  потребителей будут запрашивать  финансирование в рублях. Исключением  станут лизингополучатели, ориентированные на экспортную выручку.

     В 2010 году лизинг станет более доступным благодаря улучшению общеэкономической ситуации в стране. Для крупных предприятий расширится возможность по привлечению финансирования под гарантии экспертно-кредитных агентов, что, несомненно, приведет к снижению ставок, так как «западные деньги» под гарантии этих агентств стоят гораздо дешевле. Для малого и среднего бизнеса снижение стоимости услуг лизинга будет зависеть от программы Российского Банка Развития (РосБР). Если РосБР будет активно финансировать и увеличивать лимиты на лизинговые компании, лизинг подешевеет.3

     В 2010 году получит развитие аренда изъятых  у проблемных лизингополучателей активов  новым клиентам с правом последующего выкупа имущества, рассказывает Ирина  Крылова («Абсолют-Лизинг»). Такая сделка предполагает упрощенную оценку арендатора. При этом арендатор (лизинговая компания) оказывает дополнительные услуги, связанные с регистрацией и страхованием имущества. Этот продукт позволит лизинговой компании реализовать проблемные активы при ограниченном спросе и отсутствии свободных денежных средств у потенциальных клиентов.

     Наибольший  рост лизинговых сделок возможен в  отраслях, в которых сохраняется  достаточно устойчивый спрос даже в  период кризиса (товары и услуги первой необходимости, пищевая промышленность), и секторах экономики, поддерживаемых государственными вливаниями. В модернизации и финансировании нуждаются многие другие отрасли, но в них спрос на лизинг будет определяться общей экономической ситуацией.

Информация о работе Лизинг: история и современность