Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 06:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия лизинга, видов лизинга, субъектов и объектов лизинга, охарактеризовать возникновение лизинги и дальнейшее развитие, и место лизинга в экономике.
Для осуществления поставленных предо мной целей, я должна буду реализовать такие задачи:
Изучить понятия лизинга, его виды.
Изучить исторические аспекты лизинга;
Изучить лизинг в современной экономической ситуации
Введение. 2
Глава 1. Сущность лизинга и его основные формы. 4
1.1 Определение лизинга. 4
1.2 Формы и виды лизинга. 4
1.3. Субъекты и объекты лизинга. 10
Глава 2. Исторические аспекты лизинга. 12
2.1 История развития лизинга в мире. 12
2.2 История развития лизинга в России. 13
Глава 3. Современность лизинга. 18
3.1 Современное развитие лизинга в России. 18
3.2 Перспективы развития лизинга в России. 22
Глава 4. Оценка кредитоспособности заемщика. 27
Заключение. 34
Библиографический список. 35
В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.
В
начале 2002 г. наблюдается поступательный
рост объемов банковского кредитования,
в связи с чем для лизинговых компаний
несколько увеличилась доступность финансирования.
Кроме того, за прошедшие после кризиса
годы лизинговые компании расширяли возможности
финансирования сделок и установили стабильные
отношения с поставщиками, что также способствует
повышению качества и эффективности лизингового
бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного
финансирования, может сыграть чрезвычайно
важную роль в выполнении стратегических
задач: и в переоснащении основных фондов
промышленных предприятий, и в развитии
малого бизнеса.
Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года. Целью исследования было создание аналитического обзора отрасли и составление рэнкингов лизинговых компаний.
В рамках проекта было проведено анкетирование 54 лизинговых компаний. В исследовании проводится анализ основных показателей российского рынка лизинга, таких как объем нового бизнеса, количество заключенных контрактов и других. Также проводится исследование структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.
Таблица 1.1
Показатели | 2006 г. | 9 мес. 2007 г. | 2007 г. | 9 мес. 2008 г. | 2008 г. | 9 мес. 2009 г. | 2009 г. (прогноз) |
Объём нового бизнеса,млрд руб. | 399,6 | 667,9 | 997,5 | 605,0 | 720,0 | 185,0 | 270-320 |
Темпы прироста, % | 83,8 | - | 149,6 | -9,4 | -27,8 | 69,4 | - |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. | 136,0 | 186,4 | 294,0 | 312,0 | 402,8 | 232,0 | 300-310 |
Темпы прироста, % | 78,0 | - | 116,2 | 67,4 | 37,0 | -25,6 | - |
Объем профинансированных средств, млрд руб. | 201,1 | 375,0 | 537,0 | 383,0 | 442,0 | 98,3 | - |
Темпы прироста, % | 90,0 | - | 167,0 | 2,1 | -17,7 | -74,3 | - |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. | 503,0 | 983,0 | 1202,0 | 1448,0 | 1390,0 | 972,0 | - |
Темпы прироста, % | - | - | 126,8 | 47,3 | 15,6 | -32,8 | - |
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) | 26903,5 | - | 33111,4 | - | 41668,0 | - | - |
Доля лизинга в ВВП, % | 1,5 | - | 3 | - | 1,7 | - | - |
Российский
рынок лизинга показал
Рис.1
Главной причиной неутешительных показателей лизинговой отрасли является экономический кризис и его последствия. Во-первых, лизинговые компании столкнулись с серьезной нехваткой денежных средств для финансирования собственных сделок. Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, сильно подняли процентные ставки, некоторые вообще отказались от предоставления кредитов. А объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности.
С другой стороны кризис затронул и лизингополучателей, которым все труднее становилось платить лизинговые платежи. Как итог, возникновение просрочек и задолженностей перед лизингодателями.
Все это привело к тому, что лизинговые компании практически приостановили свою деятельность, заключая новые сделки только с постоянными и проверенными клиентами. Кроме того, лизингодатели в целях сокращения расходов начали сокращать свой персонал, на 13,6% по сравнению с прошлым годом. Количество филиалов также было сокращено на 9,71%.
Но все же по итогам 9 месяцев можно отметить и положительные моменты. В 3-м квартале 2009 года продолжился рост количества заключенных сделок, который начался во 2-м квартале. Количество сделок увеличилось на 16,59% (здесь и далее сравнение 2 и 3 квартала 2009 года проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти два периода) и составило 5 249. Правда стоит отметить, что в 3-м квартале несколько уменьшился объем нового бизнеса, а именно на 17,86%. Это связано с тем, что во 2-м квартале было заключено сразу несколько крупных сделок, что привело к почти двукратному росту же не было. При этом у большинства лизинговых компаний, объем сделок в 3-м квартале вырос. ( См. рис.2)
Рис.2
Также замедлилось снижение суммарного объема портфелей лизинговых компаний. Если по итогам 2-го квартала портфель снизился на 7,46%. То по итогам 2-го квартала объем портфеля снизился всего на 3,46%. Также практически прекратилось снижение показателя объем полученных платежей. Если во – 2-м квартале объем платежей сократился на 34,2%, то в 3-м на 4,71%.
Главной положительно тенденцией можно считать увеличение доли одобренных заявок. Она достигла 27,53%. Кроме того, впервые сначала кризиса, в лизинговых компаниях увеличилось количество сотрудников, на 1,53% по сравнению со 2-кварталом. При этом количество филиалов практически осталось неизменным, сокращение составило всего 0,43%. (См. Рис.3)
Рис.3
Можно сделать выводы: все эти показатели позволяют говорить, что острая фаза кризиса пройдена. И в 2010 году можно осторожно прогнозировать небольшой рост на рынке лизинга.
Сокращение лизингового рынка с начала второго полугодия прекратилось, активность участников лизинговых отношений существенно возросла. "В третьем квартале 2009г. наконец появилась возможность объективной оценки произошедших на рынке изменений. Во-первых, наступила определенная стабилизация на финансовых рынках, что является обязательным условием для возобновления активной работы лизинговых компаний. Во-вторых, в результате публикации ряда исследований, стали понятны масштабы падения лизингового рынка в конце 2008 – первом полугодии 2009 года", - отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг".
Оживление, которое наметилось на рынке лизинга в конце 2009 года, сохранится и окрепнет в 2010 году. Но воспользоваться им смогут в основном лизинговые компании – «дочки» крупных банков. Остальным придется серьезно перестраивать свою работу и бороться за выживание.
Объемы нового бизнеса в 2010 году будут расти. Но смогут ли этим воспользоваться все компании, в том числе и те, которым в прошлом году пришлось приостановить работу?
Эксперты предложили два сценария. Генеральный директор «Юниаструм Лизинг» Владимир Добровольский считает, что «количество игроков будет уменьшаться, произойдет консолидация рынка. Небольшие региональные фирмы, которые столкнулись с неплатежами от клиентов и невозможностью получить финансирование от банков, в 2009 году заморозили свою деятельность. В 2010 году они будут постепенно закрываться, тогда, как крупные компании нарастят объемы».
Если лизинговые компании будут массово банкротиться, отрасль ждут претензии со стороны налоговиков, и сам лизинг может быть негласно признан «схемой», в связи, с чем возрастет количество проверок и судебных разбирательств.
Яков Новиков, директор по развитию ЛК «Уралсиб», напротив, уверен, что «в 2010 году основной объем нового бизнеса будет зависеть не от пяти-шести компаний – число активных игроков на рынке значительно возрастет. Причиной этому послужит оживление экономики, что повлечет за собой возвращение на рынок компаний, которые в 2009 году осознанно сократили объем финансирования ввиду невозможности оценки финансовой устойчивости лизингополучателей. Улучшение лизинговой отрасли также зависит от деятельности банков: в настоящий момент в них наблюдается избыточная ликвидность, и деньги нужно будет заставлять работать».
Эксперты сходятся во мнении, что в следующем году более уверенно будут чувствовать себя компании, имеющие доступ к финансированию, – это компании при крупных банках, прежде всего государственных, а также компании с иностранным капиталом, в том числе при поставщиках оборудования.
Лизинговые компании при госбанках меняют свою стратегию: раньше они в основном работали с крупными сегментами, финансировали инфраструктурные проекты и сельское хозяйство (например, если судить по 2009 году, в лидеры по объему новых сделок выходили стратегически важные для государства отрасли – авиационный транспорт и железнодорожная техника). Теперь они декларируют свое намерение пойти на рынок малого и среднего бизнеса, в сегмент, где размер средней сделки составляет 200-500 тыс. в валюте.
Ключевое конкурентное преимущество государственных компаний – отсутствие ограничений фондирования и доступ к государственному заказу в течение 2010-2011 годов. Госкомпании планируют воспользоваться уходом конкурентов и занимать все ключевые сегменты рынка. Правда, крупным игрокам потребуется время, чтобы «настроить» процедуры под розничных клиентов.
В этом году банки, скорее всего, готовы финансировать сделки в больших, чем в 2009 году, масштабах, но будут тщательно анализировать финансовые показатели лизингодателей, в том числе размер и структуру лизингового портфелей, качество кредитного и лизингового портфеля, сбалансированность по срокам, прибыльность, рентабельность, размер капитала, источники его формирования, соответствие размера лизинговой компании масштабу сделки. Банки будут отдавать предпочтение компаниям, имеющим клиентов в различных отраслях.
«Но, конечно, на первом месте останется лизингополучатель и риски финансируемой сделки. Для банка главным критерием будет способность генерировать стабильный денежный поток, достаточный для обслуживания всех обязательств, а не общая рентабельность бизнеса.»2
Главной проблемой 2010 года лизингодатели, опрошенные на VIII ежегодной конференции «Лизинг в России 2009», назвали поиск новых клиентов. Усложняет ситуацию тот факт, что лизинговым компаниям придется перенять у банков опыт оценки рисков контрагента: более тщательно проверять потенциального клиента и постоянно отслеживать его финансовое состояние и ситуацию в отрасли. Кроме того, лизингодателям потребуется обращать больше внимания на собственное финансовое положение, планировать выплаты, в том числе налоговые, и автоматизировать бизнес-процессы, а также расширять свое присутствие в разных отраслях.
Стоимость финансирования снизится на 1-2% и вернется на уровни конца 2007 года. Большинство потребителей будут запрашивать финансирование в рублях. Исключением станут лизингополучатели, ориентированные на экспортную выручку.
В 2010 году лизинг станет более доступным благодаря улучшению общеэкономической ситуации в стране. Для крупных предприятий расширится возможность по привлечению финансирования под гарантии экспертно-кредитных агентов, что, несомненно, приведет к снижению ставок, так как «западные деньги» под гарантии этих агентств стоят гораздо дешевле. Для малого и среднего бизнеса снижение стоимости услуг лизинга будет зависеть от программы Российского Банка Развития (РосБР). Если РосБР будет активно финансировать и увеличивать лимиты на лизинговые компании, лизинг подешевеет.3
В 2010 году получит развитие аренда изъятых у проблемных лизингополучателей активов новым клиентам с правом последующего выкупа имущества, рассказывает Ирина Крылова («Абсолют-Лизинг»). Такая сделка предполагает упрощенную оценку арендатора. При этом арендатор (лизинговая компания) оказывает дополнительные услуги, связанные с регистрацией и страхованием имущества. Этот продукт позволит лизинговой компании реализовать проблемные активы при ограниченном спросе и отсутствии свободных денежных средств у потенциальных клиентов.
Наибольший рост лизинговых сделок возможен в отраслях, в которых сохраняется достаточно устойчивый спрос даже в период кризиса (товары и услуги первой необходимости, пищевая промышленность), и секторах экономики, поддерживаемых государственными вливаниями. В модернизации и финансировании нуждаются многие другие отрасли, но в них спрос на лизинг будет определяться общей экономической ситуацией.