Лизинг: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия лизинга, видов лизинга, субъектов и объектов лизинга, охарактеризовать возникновение лизинги и дальнейшее развитие, и место лизинга в экономике.

Для осуществления поставленных предо мной целей, я должна буду реализовать такие задачи:

Изучить понятия лизинга, его виды.
Изучить исторические аспекты лизинга;
Изучить лизинг в современной экономической ситуации

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Сущность лизинга и его основные формы. 4
1.1 Определение лизинга. 4
1.2 Формы и виды лизинга. 4
1.3. Субъекты и объекты лизинга. 10
Глава 2. Исторические аспекты лизинга. 12
2.1 История развития лизинга в мире. 12
2.2 История развития лизинга в России. 13
Глава 3. Современность лизинга. 18
3.1 Современное развитие лизинга в России. 18
3.2 Перспективы развития лизинга в России. 22
Глава 4. Оценка кредитоспособности заемщика. 27
Заключение. 34
Библиографический список. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по лизингу.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

- вида  лизинга (финансовый, оперативный);

- формы  расчетов между лизингодателем  и лизингополучателем;

- денежные, когда все платежи производятся в денежной форме;

- компенсационные,  когда платежи осуществляются  в форме поставки товаров, произведенных  на сданном в лизинг оборудовании (по существу, это бартер), или  путем зачета услуг, оказываемых  друг другу лизингополучателем и лизингодателем;

- смешанные,  когда применяются обе указанные  формы платежа. 

- состава  учитываемых элементов платежа  (амортизация, дополнительные услуги, лизинговая маржа, страхование  и т.д.);

  - с  фиксированной общей суммой;

- с  авансом (депозитом);

- с  учетом выкупа имущества по  остаточной стоимости; 

- с  учетом периодичности внесения (ежегодные,  полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);

- с  учетом срочности внесения (в  начале, середине или в конце  периода платежа);

- с  учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).

1.3. Субъекты и объекты  лизинга.

 

     Объектом  лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества. В силу высокой стоимости, сложности осуществления, большого срока подготовки лизинг недвижимого имущества вряд ли найдет широкое применение. В первую очередь интересен лизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долю лизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.

     Субъектами  лизинга являются:

     - собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает  имущество для сдачи его во  временное пользование;- пользователь      имущества    (лизингополучатель)    -      лицо,    получающее

имущество во временное пользование;

     - продавец имущества - лицо, продающее  имущество, являющееся объектом  лизинга.

     Лизингодателем  может быть юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющими образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

     В качестве юридического лица могут выступать:- банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая       деятельность  (согласно закону  "О банках и  банковской деятельности в РФ);

     - лизинговые компании - финансовые, специализирующиеся  только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые, но и другие виды услуг, связанные с реализацией лизинговых операций, например техническое обслуживание,

обучение, консультации;

     - любая фирма, в учредительных  документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая достаточное количество финансовых средств.

     Лизингополучателем  может быть юридическое лицо в  любой организационно - правовой форме, осуществляющее предпринимательскую  деятельность, а также гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Продавцом лизингового имущества может быть предприятие - изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо, а также гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга. Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".

Глава 2. Исторические аспекты лизинга.

2.1 История развития лизинга в мире.

 

     История арендных отношений насчитывает  более 4000 лет. Первые договоры аренды историки нашли в шумерском городе Ур. Они  были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь. Но не только плуги были объектом аренды в древнем мире. Финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда и в качестве дополнения предлагали свои команды. В Средние века пользовалась популярностью аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.

     Идея  лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга  в трактате «Богатство состоит в  пользовании, а не в праве собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

     Введение  в экономический лексикон термина  «лизинг» (от англ. to lease — брать и  сдавать имущество во временное  пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

     Современный лизинг появился в середине XX века. В начале 1940-х годов продавец автомобилей  из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Сегодня этого человека называют «отцом современного автолизинга». Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века. В некоторых источниках содержится точная дата – 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга. Спустя десятилетия финансовая аренда стала чрезвычайно популярной в мире. Сегодня в развитых странах на долю лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.

2.2 История развития лизинга в России.

 

     Первым  и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

     В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство  из которых были учреждены коммерческими  банками.

     К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

     В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня  членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми  компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии  при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга  в России, также занимающаяся исследовательской  и информационной деятельностью  и оказавшая значительное влияние  на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

     Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что  лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

     Второе  постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

     С момента появления лизинга в  России отраслевые показатели выросли  не только в отношении числа появившихся  лизинговых компаний, но также и  в отношении объема заключенных  лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий  объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

     Упадок  российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние  на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

     В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

     В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

     В посткризисный период продолжали создаваться  новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса.

     Рост  российской экономики, безусловно, повлиял  на сектор лизинговых услуг. Успешно  развивались лизинговые компании с  опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

     Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому  лизинговые компании были вынуждены  прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

     Значительная  часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми  компаниями, предназначена для малых  и средних предприятий - части  российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

Информация о работе Лизинг: история и современность