Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 06:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия лизинга, видов лизинга, субъектов и объектов лизинга, охарактеризовать возникновение лизинги и дальнейшее развитие, и место лизинга в экономике.
Для осуществления поставленных предо мной целей, я должна буду реализовать такие задачи:
Изучить понятия лизинга, его виды.
Изучить исторические аспекты лизинга;
Изучить лизинг в современной экономической ситуации
Введение. 2
Глава 1. Сущность лизинга и его основные формы. 4
1.1 Определение лизинга. 4
1.2 Формы и виды лизинга. 4
1.3. Субъекты и объекты лизинга. 10
Глава 2. Исторические аспекты лизинга. 12
2.1 История развития лизинга в мире. 12
2.2 История развития лизинга в России. 13
Глава 3. Современность лизинга. 18
3.1 Современное развитие лизинга в России. 18
3.2 Перспективы развития лизинга в России. 22
Глава 4. Оценка кредитоспособности заемщика. 27
Заключение. 34
Библиографический список. 35
- вида лизинга (финансовый, оперативный);
- формы расчетов между лизингодателем и лизингополучателем;
- денежные, когда все платежи производятся в денежной форме;
- компенсационные,
когда платежи осуществляются
в форме поставки товаров,
- смешанные,
когда применяются обе
- состава
учитываемых элементов платежа
(амортизация, дополнительные
- с фиксированной общей суммой;
- с авансом (депозитом);
- с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости;
- с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);
- с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа);
- с учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).
Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества. В силу высокой стоимости, сложности осуществления, большого срока подготовки лизинг недвижимого имущества вряд ли найдет широкое применение. В первую очередь интересен лизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долю лизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.
Субъектами лизинга являются:
-
собственник имущества (
имущество во временное пользование;
-
продавец имущества - лицо, продающее
имущество, являющееся
Лизингодателем может быть юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющими образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В качестве юридического лица могут выступать:- банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность (согласно закону "О банках и банковской деятельности в РФ);
-
лизинговые компании - финансовые, специализирующиеся
только на финансировании
обучение, консультации;
-
любая фирма, в учредительных
документах которой
Лизингополучателем может быть юридическое лицо в любой организационно - правовой форме, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а также гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Продавцом лизингового имущества может быть предприятие - изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо, а также гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга. Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".
История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Первые договоры аренды историки нашли в шумерском городе Ур. Они были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь. Но не только плуги были объектом аренды в древнем мире. Финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда и в качестве дополнения предлагали свои команды. В Средние века пользовалась популярностью аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.
Идея лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease — брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
Современный лизинг появился в середине XX века. В начале 1940-х годов продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Сегодня этого человека называют «отцом современного автолизинга». Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века. В некоторых источниках содержится точная дата – 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга. Спустя десятилетия финансовая аренда стала чрезвычайно популярной в мире. Сегодня в развитых странах на долю лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.
Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").
В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.
К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.
В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".
Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.
Два
постановления, принятые Правительством
РФ, сыграли важную роль в развитии
лизинга. Первое постановление №1133
(ноябрь 1995 г.) предусматривало, что
лизингополучатель может
Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.
С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.
Упадок
российского финансового
В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.
В
большинстве случаев лизинговые
компании шли навстречу
В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса.
Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.
Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.
Значительная
часть лизингового