Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:32, реферат
Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis).
Невербальные средства общения: 1. кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза) 2. просодика (голосовые и интонационные средства) 3. такесика (прикосновения) 4. сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений) 5. просемика (пространственная структура общения) 6. хронемика (временная структура общения)
Коммуникация – акт
или процесс передачи информации
другим людям или живым существам,
связь между двумя или более
индивидами, основанная на взаимопонимании,
сообщение информации одним лицом
другому или ряду лиц. Информация
– опосредованный формами коммуникации
результат отражения
Вся история человечества - это диалог.
Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса.
Межкультурные взаимодействия
не могут происходить иначе, чем
через взаимодействия индивидуальных
мировоззрений. Важнейшей проблемой
при анализе межкультурного взаимодействия
является раскрытие механизма
Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
Культура и общество — системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Между тем эти системы различны, в известной мере автономны и развиваются каждая по своим законам.
Прежде всего нужно учесть существенные расхождения в философии и в самой социологии трактовок понятия «общество»: в свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые видели в обществе «сумму индивидов», и противопоставлял этой точке зрения понимание общества как «суммы тех связей и отношений, в которых... индивиды находятся друг к другу», или как единство «базиса» и «надстройки». В наше время одни ученые — как в России, так и на Западе — разделяют этот подход, а другие оспаривают (с кругом научных мнений можно ознакомиться в монографии Е.П. Черняка «Цивилиография: наука о цивилизации» (М., 1996), где охарактеризованы и представлены в виде таблицы «основные концепции социальной реальности», начиная со взглядов О. Конта и К. Маркса и заканчивая теориями современных западных социологов и философов).
П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социологической мысли, выделил четыре основных теоретических направления: структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм, принципиальные различия между которыми, по его мнению, состоят в самом понимании общества. «Дебаты между структуралистами и феноменологами, — пишет ученый, — часто ведутся о том, следует ли понимать общество как надиндивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный собственно человеческой культурой и собственно человеческим содержанием».
Как христианская религия создала христианскую цивилизацию, так ислам создал арабскую цивилизацию. Только доминирующим институтом при этом была не церковь, а политическая организация — халифат. Завоевав в средние века огромное пространство, простиравшееся от Индии до Испании, арабы всюду несли с собой ислам.
Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока.
В общем виде, говоря
о ценностях мусульманской
Под классической мусульманской культурой понимается культура, связанная с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммедом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Гибралтара до Инда и стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век», развившийся на почве мусульманской цивилизации, пришелся на IХ-ХII столетия, когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой материальной и духовной культуры.
Одной из важных характеристик классической мусульманской культуры является то, что ее основными структурными элементами выступают ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания гносеологической картины мира.
Особенности идеала знания в мусульманской культуре определялись шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только не противостоят друг другу, но и взаимодополняют друг друга в проблемном поле знания.
Немаловажное значение
для понимания парадигмы
* религиозный гуманизм,
провозглашающий человека
* адабный гуманизм, идеал которого — адаб, сформировавшийся в IX веке, — соответствует характерному для Европы XVI в. идеалу humanitas, т.е. идеалу развития физических, нравственных и умственных способностей человека во имя всеобщего блага;
* философский гуманизм, более концептуализированный, суть которого Абу-Хайян ат-Таухиди кратко выразил в словах: «Человек стал проблемой для человека».
Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.
До человека Аллах сотворил ангелов и джиннов. И только потом вылепил человеческую модель, которую взялся обсуждать с ангелами. Один из них, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» И пали ниц все ангелы, кроме Иблиса, который возгордился, потому что был создан из огня, а человек – из глины. Но Аллах проклял падшего ангела.
Исламская культура богата философскими и художественными традициями.
Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.
Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.
В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет.
Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа.
Начало мира
Вслед за античной философией Христианство отвечает на вопрос о начале мира.
Начало мира - Бог.
Это означает, что Бог сотворил мир из ничего силой своего Слова.
Учение в котором мир произошёл путём творения называется креационизм.
Противоположность креационизма - эволюционизм, который учит о возникновении мира путём развития.
В античной философии креационистом был Платон.
Платоновский креационизм отличается от христианского: не из ничего, а из Хоры сотворил Демиург мир.
В способности творить из ничего христиане видят проявление божественного всемогущества.
Святая Троица
Выйдя из иудаизма христианство унаследовало идею единого бога. Однако, христианское единобожие отличается от иудейского.
В иудаизме бог просто един.
В христианстве - триедин, т.е. един, но имеет три лица. Бог-Отец, Бог-Сын или Слово, Бог-Дух-Святой.
Вместе лица единого бога образуют единого Бога, который является нераздельным.
Единосущность означает, что все три лица имеют одну и ту же божественную сущность. Единая сила, ум и воля. Лица различаются лишь по способу бытия.
Отец - бог не рождённый. Сын - бог рождённый. Дух - бог исходящий.
Нераздельность означает, что всякое действие Бога есть совместное действие всех трёх лиц.
Действие исходит от Отца, совершается через Сына (Слово) и освящается Духом.
Грехопадение
Как и весь остальной мир, человек был создан Богом.
Причём по началу человек был безгрешен и бессмертен, он жил в раю, под названием Эдем. Он ни в чём не знал нужды.
Человек нарушил заповеди Бога и тем самым впал в грех. Этот грех называется первородным и этот грех роковым образом сказался на судьбе человека.
Человек стал смертным и обречён на вечные муки. Люди стали умирать, мужчины добывать хлеб, женщины рожать в муках.
Но и после смерти мучения не прекращались. Умирая телом, он продолжал жить душой, попадая в Ад и мучаясь там вечно.
Спасение
Христианство учит, что Сын Божий Иисус Христос спас людей от вечной смерти и вечных мук.
Он взял на себя весь грех человеческий и искупил его своей смертью.
Он принёс себя в жертву ради спасения людей, был распят на кресте.
Рождаясь теперь человек не обречён на вечные муки. А смерть из вечной превратилась во временную. Люди продолжают умирать, но не на вечно, а на время.
В будущем во время второго пришествия Христа состоится всеобщее воскресение (тел, а не душ, ибо души бессмертны).
Спасение от мук означает, что теперь, умирая человек вовсе необязательно попадает в Ад. В Ад попадают лишь души грешников.
Во время своей трёхдневной смерти Иисус душой спустился в Ад и вывел души праведников.
Сотериология - учение о спасении.
Конец мира
У мира есть не только начало, но и конец. Называемый чаще Концом Света. Умершие воскреснут и вместе с не умершими предстанут перед Страшным Судом.