Культура как предмет изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis).

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

 

Невербальные средства общения: 1. кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза) 2. просодика (голосовые и интонационные средства) 3. такесика (прикосновения) 4. сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений) 5. просемика (пространственная структура общения) 6. хронемика (временная структура общения)

Коммуникация – акт  или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более  индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом  другому или ряду лиц. Информация – опосредованный формами коммуникации результат отражения изменяемого  объекта, позволяющий сохранят системную  целостность его понимания. Информация первична и содержательна — это  категория, поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно  — описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря нему существует.

 

Вся история человечества - это диалог.

Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная  основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое  напряжение и тем более, межэтнические  конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур  может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности  данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса.

 

Межкультурные взаимодействия не могут происходить иначе, чем  через взаимодействия индивидуальных мировоззрений. Важнейшей проблемой  при анализе межкультурного взаимодействия является раскрытие механизма взаимодействий. Два вида взаимодействия: 1) культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют  друг с другом благодаря общению  на уровне языка. 2) Косвенное, когда  основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговый характер, диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур. Инокультурное содержание занимает двойственное положение - и как “чужое” и как “свое”. Таким образом, взаимовлияние и взаимопроникновение культур является следствием косвенного взаимодействия, диалога культуры с собой, как диалога “своего” и “чужого” (имеющего двойственную природу). Суть диалогичности - в продуктивном взаимодействии суверенных позиций, составляющих единое и многообразное смысловое пространство и общую культуру. Главное, что отличает диалогичность от монологичности - стремление к пониманию взаимоотношений различных взглядов, идей, явлений, социальных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закономерности процесса культурогенеза.

 

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антропологические аспекты культуры.

 

Культура и общество —  системы до такой степени близкие, что их содержание нередко или  вообще не различается, или представляется таким образом, что одна понимается как часть, раздел, аспект другой. Между  тем эти системы различны, в известной мере автономны и развиваются каждая по своим законам.

 

Прежде всего нужно учесть существенные расхождения в философии и в самой социологии трактовок понятия «общество»: в свое время К. Маркс полемизировал с теми социологами, которые видели в обществе «сумму индивидов», и противопоставлял этой точке зрения понимание общества как «суммы тех связей и отношений, в которых... индивиды находятся друг к другу», или как единство «базиса» и «надстройки». В наше время одни ученые — как в России, так и на Западе — разделяют этот подход, а другие оспаривают (с кругом научных мнений можно ознакомиться в монографии Е.П. Черняка «Цивилиография: наука о цивилизации» (М., 1996), где охарактеризованы и представлены в виде таблицы «основные концепции социальной реальности», начиная со взглядов О. Конта и К. Маркса и заканчивая теориями современных западных социологов и философов).

 

П. Монсон, характеризуя современное состояние западной социологической мысли, выделил четыре основных теоретических направления: структурализм, феноменологию, теорию действия и марксизм, принципиальные различия между которыми, по его мнению, состоят в самом понимании общества. «Дебаты между структуралистами и феноменологами, — пишет ученый, — часто ведутся о том, следует ли понимать общество как надиндивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный собственно человеческой культурой и собственно человеческим содержанием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мусульманская культура.

 

Как христианская религия  создала христианскую цивилизацию, так ислам создал арабскую цивилизацию. Только доминирующим институтом при  этом была не церковь, а политическая организация — халифат. Завоевав в средние века огромное пространство, простиравшееся от Индии до Испании, арабы всюду несли с собой  ислам.

Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой  культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации  и продолжает оказывать существенное влияние на различные области  жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока.

 

В общем виде, говоря о ценностях мусульманской культуры, представляется важным указать на предметное содержание обобщенного представления  о конкретно-исторических типах  людей относительно целей и норм их поведения, воплощающих в концентрированном  выражении исторический опыт и смысл  культуры как мусульманской цивилизации, так и всего человечества. Речь идет о духовных ориентирах, с которыми представители мусульманской цивилизации, как индивиды, так и социальные группы, соотносят свои действия и образ жизни.

 

Под классической мусульманской  культурой понимается культура, связанная  с зарождением и укреплением  Арабского халифата, который под  эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммедом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Гибралтара до Инда и стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век», развившийся на почве мусульманской цивилизации, пришелся на IХ-ХII столетия, когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой материальной и духовной культуры.

 

Одной из важных характеристик  классической мусульманской культуры является то, что ее основными структурными элементами выступают ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации и сферу допустимого понимания гносеологической картины мира.

 Особенности идеала знания в мусульманской культуре определялись шариатом, в соответствии с которым вера и разум не только не противостоят друг другу, но и взаимодополняют друг друга в проблемном поле знания.

 

Немаловажное значение для понимания парадигмы мусульманской  культуры имеют такие особенности  ислама, как отсутствие института  церкви и, соответственно, церковной  идеологии, признание законотворческой роли только за Богом и, соответственно, отсутствие ортодоксии и ереси в  том смысле, как они понимались в христианстве, а также религиозный  и правовой плюрализм в рамках единого исламского мировоззрения. При описании парадигмы мусульманской  культуры и цивилизации представляется важным выделение как минимум  двух доминирующих составных: ислама и  эллинизма. В своей истории данная культура показывала и показывает как  свое «западное лицо», поскольку  содержит элементы иудаизма, христианства и эллинизма, так и «восточное»  — когда отходит от сущности этих составляющих. Учет последнего обстоятельства позволяет понять гуманистический  характер мусульманской культуры, связанный  с попыткой сделать человека человечнее и способствовать раскрытию его  величия. Речь идет о трех аспектах гуманизма в средневековой мусульманской  культуре:

 

* религиозный гуманизм, провозглашающий человека высшим из божественных творений;

* адабный гуманизм, идеал которого — адаб, сформировавшийся в IX веке, — соответствует характерному для Европы XVI в. идеалу humanitas, т.е. идеалу развития физических, нравственных и умственных способностей человека во имя всеобщего блага;

* философский гуманизм, более концептуализированный, суть которого Абу-Хайян ат-Таухиди кратко выразил в словах: «Человек стал проблемой для человека».

 

Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог  — Аллах; что Мухаммед был его  посланником-пророком; что до него бог  посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их.

 

До человека Аллах  сотворил ангелов и джиннов. И  только потом вылепил человеческую модель, которую взялся обсуждать  с ангелами. Один из них, как рассказывается в Коране, пытался возражать и  поплатился за это. Аллах сказал своим  ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и  вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» И пали ниц  все ангелы, кроме Иблиса, который возгордился, потому что был создан из огня, а человек – из глины. Но Аллах проклял падшего ангела.

 

Исламская культура богата философскими и художественными  традициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Христианский тип культуры.

 

Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и  установление царства небесного.

 

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное  писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет.

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа.

Начало мира

 

Вслед за античной философией Христианство отвечает на вопрос о  начале мира.

Начало мира - Бог.

Это означает, что Бог сотворил мир из ничего силой своего Слова.

Учение в котором мир произошёл путём творения называется креационизм.

Противоположность креационизма - эволюционизм, который учит о возникновении  мира путём развития.

В античной философии креационистом  был Платон.

Платоновский креационизм  отличается от христианского: не из ничего, а из Хоры сотворил Демиург мир.

В способности творить  из ничего христиане видят проявление божественного всемогущества.

Святая Троица

Выйдя из иудаизма христианство унаследовало идею единого бога. Однако, христианское единобожие отличается от иудейского.

В иудаизме бог просто един.

В христианстве - триедин, т.е. един, но имеет три лица. Бог-Отец, Бог-Сын или Слово, Бог-Дух-Святой.

Вместе лица единого бога образуют единого Бога, который является нераздельным.

Единосущность означает, что все три лица имеют одну и ту же божественную сущность. Единая сила, ум и воля. Лица различаются лишь по способу бытия.

Отец - бог не рождённый. Сын - бог рождённый. Дух - бог исходящий.

Нераздельность означает, что всякое действие Бога есть совместное действие всех трёх лиц.

Действие исходит от Отца, совершается через Сына (Слово) и  освящается Духом.

Грехопадение

Как и весь остальной мир, человек был создан Богом.

Причём по началу человек  был безгрешен и бессмертен, он жил в раю, под названием Эдем. Он ни в чём не знал нужды.

Человек нарушил заповеди Бога и тем самым впал в грех. Этот грех называется первородным и  этот грех роковым образом сказался на судьбе человека.

Человек стал смертным и обречён  на вечные муки. Люди стали умирать, мужчины добывать хлеб, женщины рожать в муках.

Но и после смерти мучения  не прекращались. Умирая телом, он продолжал  жить душой, попадая в Ад и мучаясь  там вечно.

Спасение

Христианство учит, что  Сын Божий Иисус Христос спас людей от вечной смерти и вечных мук.

Он взял на себя весь грех человеческий и искупил его своей  смертью.

Он принёс себя в жертву ради спасения людей, был распят на кресте.

Рождаясь теперь человек  не обречён на вечные муки. А смерть из вечной превратилась во временную. Люди продолжают умирать, но не на вечно, а на время.

В будущем во время второго  пришествия Христа состоится всеобщее воскресение (тел, а не душ, ибо души бессмертны).

Спасение от мук означает, что теперь, умирая человек вовсе необязательно попадает в Ад. В Ад попадают лишь души грешников.

Во время своей трёхдневной  смерти Иисус душой спустился  в Ад и вывел души праведников.

Сотериология - учение о спасении.

Конец мира

У мира есть не только начало, но и конец. Называемый чаще Концом Света. Умершие воскреснут и вместе с не умершими предстанут перед Страшным Судом.

Информация о работе Культура как предмет изучения