Культура как предмет изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Понимание этого факта зародилось еще в мифологические времена, однако его глубокое осознание произошло не так уж давно. Только во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis).

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 49.66 Кб (Скачать)

Академик И. Д. Ковальченко  так определяет отношения между  понятиями объект и предмет исследования:

Поскольку практически  познание на любом историческом этапе  своего развития охватывает лишь часть  реальности, необходимо понятие, раскрывающее то содержание объекта познания, которое  включено в познавательный процесс. Таким понятием является предмет  познания., мы будем исходить из традиционного подхода, а именно: рассматривать в качестве объекта познания определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением.

Иными словами, культурологу предстоит уточнить, какую область  в избранном объекте он выделит  как предмет исследования. Иначе  говоря, он должен определить и выделить те свойства и особенности культуры, которые связаны с задачей  предстоящего исследования.

Трудности выделения как объекта, так и предмета исследований в изучении культуры определяются спецификой самой культуры, которая, являясь связующим звеном между человеком и окружающим его миром, обладает особой двойственностью, позволяющей вести исследование теми методами, которые используются как в философии так и в конкретных науках. Особое положение культуры, ее особая форма предполагают и особые методы исследования. Вот почему культура не может быть изучена с помощью методов тех наук, предметом которых служит предметный мир, материальная действительность. Но она не может быть изучена и методами тех наук, которые занимаются идеальными формами, связанными с мышлением, образным восприятием, чувствами, состоянием сознания. Находясь в пограничной ситуации между реальным и идеальным, бессознательным и сознанием, внешним и внутренним, культура как объект и предмет познания может быть определена или как нечто доступное восприятию (например, культура поведения, культура славян и т. д.), или как нечто доступное мысленному взору, воображению (духовная культура, культура мышления и т. д.). Эта изначальная сложность феномена культуры указывает на необходимость создания для ее исследования специальных методик и технологий, которые смогли бы отразить данное явление и, целостно выделив культуру как объект и предмет исследования, раскрыть диалектику ее существования в единстве противоположностей человека и окружающего его мира.

 

 

 

 

  1. Структура культурологии (история культуры, культурная антропология, социология культуры.)

 

Культура — чрезвычайно  сложный и многогранный объект изучения. Поэтому современная культурология - комплексная гуманитарная наука, состоящая  из ряда отраслей (наук), которые охватывают всю совокупность знаний о культуре: 

 

1)  философию культуры; 2) историю культуры; 3) культурную  антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную культурологию; 6) историю  культурологии (культурологических  учений).

 

1) Знания о культуре  долгое время формировались в  лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам.

 

2) История культуры  изучает ход культурно-исторического  процесса в разных странах  и регионах мира. Она описывает  культурные достижения народов,  выясняет своеобразие их культур,  собирает, анализирует и обобщает  обширный фактический материал, на который опирается исследователь,  разрабатывая теорию культуры.

 

3) Культурная антропология  рассматривает жизнь человека  в определенной культурной среде  и исследует ее воздействие  на формирование и развитие  личности. В центре внимания находится  зависимость психики и духовного  мира людей от особенностей  культуры, в которой они живут.  Изучается роль различных культурных  факторов — семьи, системы  воспитания и образования, существующих  в культуре знаний, норм и ценностей,  условий быта и труда на  каждом этапе жизненного пути  человека.

 

4) Социология культуры  изучает закономерности функционирования  культуры в обществе. В социологии  культуры анализируются взаимосвязи  культуры и социальной, экономической,  политической жизни общества; исследуется  становление человека как социального  существа, а также основные структуры  и институты, способствующие процессу  социализации человека. Культура  трактуется как система средств,  с помощью которых организуется  и регулируется совместная жизнь  и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.

 

 

 

  1. Культурология и её междисциплинарные связи.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию  современной науки, усиление интегративных  процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение  различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Философия открывает  путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в  обществе, особенности культурного  уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику  культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

 

Философско-антропологический  подход. Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного  на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии (или, как ее называют сейчас, этнологии). На Западе возникновение  науки о культуре связывают с  выходом в свет книги Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.).

 

Философско-исторический подход к исследованию феномена культуры претендует на то, чтобы раскрыть механизмы  порождения, возникновения самой  человеческой истории. Человек каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от природы  к истории. Ответить на эти вопросы, разгадать их - задача философии  истории.

 

Социологический подход к изучению культуры рассматривает  ее в контексте организации и  образования жизни общества. Впервые  понятие "социология культуры" было введено в социологическую науку  М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Однако в такой  трактовке понятие "социология культуры" не получило широкого распространения  в западноевропейской социологии. Основная причина заключалась в традиционной близости понятий общество и культура. Так, Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект социальных взаимосвязей, в то время как общество есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом социального исследования как особого класса явлений. Основные аргументы критиков М. Адлера сводились к тому, что социология культуры подменяет понятие "социология".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура и цивилизация.

 

Этапы становления  соотношения между цивилизацией и культурой:

 

1.         Первобытнообщинное общество –  средние века. Культура и цивилизация  не разведены, культура рассматривается  как следование человека за  космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

 

2.         Возрождение. Культура впервые  связалась с индивидуально-личностным  творчеством человека, а цивилизация  – с историческим процессом  гражданского общества, но несовпадений  еще не возникло.

 

3.         Просвещение – новое время.  Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское  устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

 

  1. Новейшее  время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера  культура и цивилизация выступают  как антиподы.

 

Цивилизация - это преобразованный  человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего  социального мира или его духовной автономности.

 Если культура, с этой  точки зрения, формирует совершенную  личность, то цивилизация формирует  идеального законопослушного члена  общества, довольствующегося предоставленными  ему благами. Культура и цивилизация  в общем антонимичные понятия.  Общего в них то, что они  являютс следствием прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субьект культуры.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ (лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе и позднелат. objectum — предмет) — понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности. Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. С. к. в культурологич. понимании — какая-л. социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи. Объект — философ, категория, выражающая то, что противоречит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В культурологич. понимании О. к. — элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и ист. результатом процесса предметно-практической деятельности С. к.

 

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями  «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

 

 

 

  1. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

Межкультурная коммуникация — общение между представителями  различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности  межкультурной коммуникации изучаются  на междисциплинарном уровне и в  рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных  правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

типы коммуникаций: 1. По количеству участников и дистантных отношений между ними: a. межличностная (2 человека, семья) – минимальное количество участников, близкие отношения. Характер развития – сужение или расширение дистанции. b. межгрупповая/внутригрупповая – дистанции больше, как и количество участников c. профессиональная (при бизнесе) d. массовая (через посредника – СМИ, телевидение) e. межкультурная (между разными культурами, включает в себя всё предыдущее) 2. При функциональном подходе: a. информативная b. аффективно-оценочная (чувства, мнения) c. рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме) d. убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки) e. ритуальная (различные традиции, обычаи) 3. По использованию языка: a. вербальная b. невербальная 3. Функции невербального общения 1. невербальное общение дополняет вербальное 2. невербальное общение противоречит вербальному 3. невербальное общение заменяет вербальное 4. невербальное общение служит регулятором вербального

Информация о работе Культура как предмет изучения