Кредиты банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 03:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть кредиты Банка России и их значение.
Задачи:
определить законодательную базу рефинансирования Банком России коммерческих банков:
рассмотреть порядок предоставления кредитов;
провести анализ кредитного портфеля Банка России.

Содержание

Введение
1. Значение и законодательная база рефинансирования банком России коммерческих банков
1.1 Рефинансирование кредитных организаций
1.2 Содержание и значение процентной политики центрального банка
1.3 Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований
1.4 Сущность и значение операций на открытом рынке
2. Порядок предоставления банком России кредитов
2.1 Кредиты под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (внутридневные кредиты, кредиты овернайт и ломбардные кредиты)
2.2 Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами
2.3 Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг - ломбардные кредиты
2.4 Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов ЦБ
3. Анализ кредитного портфеля банка России
3.1 Объемы операций кредитования
3.2 Анализ и структура кредитного портфеля
3.3 Перспективы развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 113.63 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Значение и законодательная база рефинансирования банком России коммерческих банков

1.1 Рефинансирование кредитных организаций

1.2 Содержание и значение процентной политики центрального банка

1.3 Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований

1.4 Сущность и значение операций на открытом рынке

2. Порядок предоставления банком  России кредитов

2.1 Кредиты  под залог (блокировку) ценных  бумаг из Ломбардного списка  Банка России (внутридневные кредиты,  кредиты овернайт и ломбардные  кредиты)

2.2 Кредиты,  обеспеченные нерыночными активами  или поручительствами

2.3 Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг - ломбардные кредиты

2.4 Сущность и значение учетных (дисконтных) кредитов ЦБ

3. Анализ кредитного портфеля  банка России

3.1 Объемы  операций кредитования

3.2 Анализ  и структура кредитного портфеля

3.3 Перспективы  развития операций рефинансирования (кредитования) Банка России

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В первой главе рассматриваются  основные положения ФЗ "О Центральном  Банке РФ (Банке России)" К 86ФЗ от 27.06.2002 о рефинансировании кредитных  организаций, значение ставки рефинансирования и влияние кредитов Банка России на поддержание ликвидности и  обеспечение устойчивости банковской системы, основные принципы кредитования. Критерии для банков - заемщиков по кредитам Банка России.

Во второй главе рассматриваются  общие положения порядка предоставления Банком России кредитов, обеспеченных активами, требования к обеспечению  по кредитам, условия предоставления и погашения кредитов, порядок  расчета лимита внутридневного кредита и кредита "овернайт".

Далее рассматриваются условия  кредитования под залог векселей, прав требования по кредитным договорам  организаций или под поручительства кредитных организаций. Излагаются критерии для Банка - поручителя, положения договора поручительства. Рассматривается порядок расчета достаточности обеспечения по кредиту Банка России в части залога имущества. Также рассматривается порядок предоставления банком внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов под залог (блокировку) ценных бумаг, включенных Банком России в Ломбардный список. Отражается порядок проведения депозитарных операций при предоставлении и погашении кредитов Банка России. дается характеристика двух способов проведения аукционов по предоставлению кредитов, порядка расчета достаточности обеспечения ломбардного кредита. Отражаются действия по проведению Банком России ломбардного кредитного аукциона и предоставления кредитов по фиксированной ломбардной процентной ставке.

Рассматриваются общие условия  предоставления и погашения кредитов и действия Банка России в случае неисполнения банками своих обязательств в установленные сроки.

В третьей главе систематизируются  данные динамики объемов кредитования.

Цель работы рассмотреть  кредиты Банка России и их значение.

Задачи:

определить законодательную  базу рефинансирования Банком России коммерческих банков:

рассмотреть порядок предоставления кредитов;

провести анализ кредитного портфеля Банка России.

 

  1. Значение и законодательная база рефинансирования банком россии коммерческих банков

1.1 Рефинансирование кредитных организаций

 

Сущность и значение механизма  рефинансирования.

Рефинансирование  коммерческих банков - предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников.

Кредиты рефинансирования выдаются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный  Банк России выступает в качестве кредитора последней инстанции  или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

В 1996 г. появилась новая форма рефинансирования - предоставление однодневных расчетных кредитов крупнейшим стабильным банкам Московского региона, являющимся первичными дилерами на рынке ГКО. Такими кредитами становятся: внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (кредиты "овернайт") и ломбардные кредиты (на срок от 3 до 30 дней).

Целью их введения явилось обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Однодневные кредиты  не имели обеспечения, однако, за право пользования ими взималась ежемесячная плата в размере 0,1% от объема лимита кредитования, который устанавливался по каждому конкретному банку в пределах лимита, определенного Советом директоров ЦБ Российской Федерации (до 50 млн. руб.).

 

1.2 Содержание и значение процентной политики центрального банка

 

Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему  рефинансирования (кредитования) кредитных  организаций, в том числе устанавливает  порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая  тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст.850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".

Официальные (базовые) ставки центральных банков бывают двух основных видов:

  • ставка по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений) - это плата за кредиты Центрального банка, которые он предоставляет коммерческим банкам в качестве кредитора последней инстанции;
  • ставка по редисконтированию или учетная ставка - это плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним1.

Ставка по рефинансированию несколько выше учетной ставки, т.к. ссудные операции банков (ломбардный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

С помощью процентной политики Центральный банк получает возможность:

  • воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;
  • регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;
  • регулировать объем денежной массы в стране;
  • предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Повышение официальных  ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные  ресурсы и расширять масштабы операций с клиентурой, снижение ставок ведет к обратным процессам.

Установление официальной  учетной ставки - это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) относится к прямым методам проведения процентной политики.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования - косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов - прямой (административный) метод.

Воздействие % политики ЦБ на конъюнктуру денежного и  финансового рынка.

Центральный банк использует процентную политику для  воздействия на следующие рыночные процентные ставки:

  • процентные ставки по кредитам и депозитам коммерческих банков;
  • доходность ценных бумаг;
  • процентные ставки по межбанковским кредитам.

а) спрос на кредиты  в экономике зависит от двух составляющих:

  • инвестиционного спроса предприятий;
  • объема кредита, необходимого правительству для покрытия бюджетного дефицита.

Чем больше заимствует правительство, тем меньше кредитов достается реальному сектору. Предложение  кредита зависит от объема сбережений в личном и общественном секторе. Если сбережения сокращаются, то недостаток кредитных средств поднимет ставку процента.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок коммерческих банков двумя путями:

  • через фиксацию ставок по предоставляемым коммерческим банкам кредитам рефинансирования;
  • через контроль над ставками кредитных учреждений.

б) во втором случае регулированию подлежат лишь стоимость  отдельных видов кредита или  операции только некоторых банков. Рост официальной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким  образом, повышение официальной  ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг и рост их доходности. Понижение официальной  учетной ставки, наоборот, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается  их предложение, поднимается рыночная стоимость и падает их доходность.

в) в качестве межбанковской  ставки берется средневзвешенная ставка по однодневным кредитам (кредитам "овернайт") на московском межбанковском рынке.

В целях снижения инфляции используется жесткая рестрикционная ДК П, т.е. повышение официальных ставок (установление "надбавки" к их обычному уровню).

ЦБ не может непосредственно  воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством  денег в обращении и эффективностью деятельности банковской системы. Следует  иметь также в виду, что уровень  процентных ставок включает в себя кредитные риски, которые находятся  вне сферы воздействия центрального банка.

1.3 Общая характеристика и механизм действия обязательных резервных требований

 

Резервные требования являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков. Они представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете. Обязательные резервы служили гарантийным фондом для погашения депозитов.

В настоящее время  обязательные резервы выполняют  следующие функции:

  • обеспечивают постоянный уровень ликвидности коммерческих банков за счет аккумуляции минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
  • являются инструментом центрального банка для регулирования денежной массы в стране, платеже - и кредитоспособности коммерческих банков.

Когда масса денег  в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую, центральный  банк проводит рестрикционную политику путем увеличения нормативов резервирования средств.

Управление нормой обязательных резервов оказывает влияние  на уровень прибыльности банков, повышая  либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов.

Нормы обязательных резервов имеют верхнюю границу, величина которой неодинакова в  разных странах2.

Норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от:

  • величины активов и пассивов банков;
  • срока их деятельности;
  • видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте;
  • гражданства вкладчика (резидент, нерезидент);
  • региона деятельности банков и т.д.

Способы определения  величины обязательных резервов.

Величина обязательных резервов может определяться двумя  способами:

  • по отношению к банковским пассивам (они являются резервной базой);
  • по отношению к банковским активам.
  1. Суть первого способа - КБ должны резервировать на счетах в ЦБ часть привлеченных депозитов клиентов. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ.
  1. Второй способ считается чисто французским "изобретением" и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Кредитные лимиты устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. За их нарушение коммерческие банки подвергаются санкциям со стороны центрального банка.
  2. При первом способе улучшается банковская ликвидность, однако установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к снижению размера выдаваемых банковских ссуд из-за удорожания ресурсов. Он менее жестко воздействует на состояние экономики и денежного обращения, а также на ликвидность.
  3. Основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшает функционирование банковской системы, затрудняет доступ к кредиту.

Информация о работе Кредиты банка России