Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. Малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, увеличение налоговой базы, поддержание социальной стабильности, а также могут произвести ряд товаров, заменяющих импортируемые.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ 4
1.1 ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РОСТУ КРЕДИТОВАНИЯ МБ, И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 8
1.2 МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 13
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МБ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 17
ГЛАВА 3. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 20
3.1 ПРОГРАММЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, РАЗРАБОТАННЫЕ В БАНКАХ «УРАЛСИБ» И СБЕРБАНК РОССИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов.
Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов соответствующих условий кредитования.
С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным принять в России следующие меры стимулирования финансовой поддержки предприятий МБ:
1. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на развитие системы гарантийных фондов.
Широкое применение гарантийных механизмов позволило бы многократно увеличить объемы кредитования МБ. Мировой опыт показывает, что происходит повсеместный отказ государства от прямых денежных дотаций в пользу косвенных мер поддержки, среди которых основную роль играют гарантии возврата выданных финансовыми организациями кредитов.
Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, необходимо активно привлекать дополнительные источники финансирования, в частности международные финансовые институты и организации. В России можно выделить несколько международных структур, активно работающих в сфере кредитования МБ: Агентство США по международному развитию, ЕБРР, МФК, МБРР, Министерство международного развития Правительства Великобритании, Фонд Евразия, Швейцарское Агентство развития и сотрудничества и др.
Заслуживает внимания и дальнейшего распространения опыт ряда российских регионов (Белгородская обл., Краснодарский и Ставропольский края) по созданию специального имущественного фонда, средства которого выступают в качестве залога по выдаваемым кредитам.
2. Увеличить в федеральном и региональных бюджетах объем финансовых средств на субсидирование процентных ставок по кредитам.
По мнению представителей банковского сообщества и малого бизнеса, государство должно субсидировать 60% процентной ставки банка, сами банки - 20%, предприниматели - 20%.
Большинство экспертов
отмечает крайнюю неэффективность
системы господдержки малого бизнеса
через Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства (ФФПМП). Действующая
система предусматривает
3. Всемерно поощрять
создание и развитие страховых
объединений предпринимателей - обществ
взаимного страхования.
4. Содействовать
созданию специализированных
5. Развивать
сотрудничество мелких и
В частности, крупные банки могли бы выделять своим партнерам из числа небольших банков целевые кредитные линии для финансирования МБ. Таким образом, мелкие банки смогут более эффективно удовлетворять спрос на кредиты со стороны малого бизнеса, а крупные - получать доход, не неся существенных затрат на кредитование большого количества малых предприятий.
Для улучшения
условий банковского
исключить из налогооблагаемой базы банков доход от кредитов, выданных малому бизнесу;
снизить плату за регистрацию договоров залога транспорта и недвижимости у нотариусов путем установления фиксированной платы, а не процента от стоимости имущества;
способствовать развитию сети кредитных бюро;
установить внеочередной
порядок списания средств со счета
для погашения ссудной
при ликвидации должника исключить заложенное имущество из конкурсной массы;
признать обеспеченными кредиты, предоставленные МБ под гарантии и поручительство региональных фондов поддержки малого предпринимательства, а также крупных российских и зарубежных компаний/банков.
Важным условием становления развитого сектора МБ является наличие национальной программы, направленной на поддержку малого предпринимательства. Определенный интерес представляет опыт ряда зарубежных стран, добившихся наибольших успехов в этой области:
1. Испания.
В Испании действуют более ста различных программ поддержки МБ европейского, национального и регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес и предлагают в общей сложности 70 вариантов финансирования. Приоритет получают предприятия, которые способствуют повышению занятости и экономическому подъему слаборазвитых районов, а также стратегически важные для данного региона отрасли. Государственные программы направлены на поддержку районов с наметившимся спадом производства, на развитие новых технологий и содействие выходу испанских предприятий на международный рынок. В последнее время в сфере финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Испании увеличилась доля европейских программ. Евросоюз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество.
Весьма эффективным механизмом поддержки МБ являются общества взаимного гарантирования (ОВГ), которые широко развиты в Испании и других странах Евросоюза. В отличие от обществ взаимного финансирования (ОВФ) ОВГ не предоставляют кредиты, а только предлагают гарантии финансовым учреждениям при выдаче кредитов своим членам. При этом ОВГ проводят экспертную оценку окупаемости и рентабельности проектов. Таким образом, ОВГ не выполняют финансовых операций и поэтому не нуждаются в солидном стартовом капитале.
Государство всячески стимулирует развитие ОВГ. В частности, если им не хватает собственных средств для предоставления гарантии по кредиту для финансирования крупного проекта, государство само выдает гарантию на недостающую сумму.
2. США.
Наибольшую роль
в поддержке американского
предоставляет гарантии по кредитам (АМБ может гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита малым предприятиям, не превышающего 750 тыс. долл. США);
выделяет прямые
и долевые ссуды малым
участвует в капитале инвестиционных компаний малого бизнеса и компаний промышленного развития, а также предоставляет гарантии на выпускаемые ими ценные бумаги.
3. Япония.
В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий.
Центральные и
местные органы власти поощряют становление
и развитие компаний малого бизнеса
при помощи кредитных гарантий, налоговых
льгот, предоставления субсидий и займов.
В подавляющем большинстве
подъем технического уровня производства малых предприятий;
совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности;
разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции.
Займы под льготные проценты предоставляются на осуществление следующих проектов:
разработку принципиально новых технологий и видов продукции;
возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов;
содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.
При Министерстве
внешней торговли и промышленности
Японии действуют три
Развитие малого бизнеса - одно из приоритетных направлений государственной политики. Субъекты малого предпринимательства в отличие от крупных предприятий обладают более мобильной структурой, возможностью быстро подстраиваться к конъюнктуре рынка, высокой готовностью к необходимым инновациям. В сфере малого предпринимательства заложен значительный потенциал для роста валового регионального продукта, расширения налоговой базы и увеличения количества рабочих мест. Кроме того, на базе малого предпринимательства формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. На сегодняшний день в Республике Башкортостан количество занятых малым и средним бизнесом составляет 323 тысячи человек, в том числе 115 тысяч - осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Пока вклад малого бизнеса в ВРП невысок - по официальным данным, он составляет не более 14 процентов, тогда как в западных странах этот показатель доходит до 70 процентов.
Малый бизнес Республики Башкортостан за 2007 год показал следующие результаты. Количество субъектов малого предпринимательства составило 105 тысяч, из них 81 508 - индивидуальные предприниматели. Более 100 млрд. руб. - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг малыми предприятиями; 27% - рост производства субъектов малого бизнеса. Общий объем кредитов, выданных малым предприятиям в прошлом году, составил 69 млрд. рублей (рост - 26% по сравнению с 2006 годом).
В западных странах малый и средний бизнес - основной работодатель и производитель. В России малый бизнес идет в рост - на него приходится около 17% от общего количества рабочих мест в стране. Если говорить о республике, то в прошлом году порядка 20% трудовых ресурсов было занято в сфере малого бизнеса.
Одним из основных инструментов, обеспечивающих развитие предпринимательства, является кредитная поддержка малого бизнеса. В современных условиях возрастает роль банковского кредита как главного инструмента привлечения финансовых ресурсов в этот сектор экономики. - Именно от банковской кредитной политики во многом будет зависеть успешное развитие малого бизнеса.
По состоянию на 01.01. 2008 общий объем ссудной задолженности реального сектора экономики банковскому сектору Российской Федерации составил 190,9 млрд рублей (в т. ч.116,7 - кредиты юридическим лицам), из них 20,4 млрд рублей (10,7% от общего объема) - задолженность перед кредитными организациями Республики Башкортостан. По России общая задолженность банковскому сектору составляет 11961.2 млрд рублей. По республике прирост задолженности к 01.01. 2007 составил 46,6%. а по России - 52,1%.
Структура задолженности
республиканских заемщиков
В настоящее время российские банки все больше обращают свое внимание на мелких и средних заемщиков. За последние годы практически все кредитные организации смогли существенно продвинуться в этом направлении, накопили значительный опыт работы с малыми и средними предпринимателями, при этом ряд кредитных организаций приступил к реализации специальных программ кредитования малого бизнеса. В течение ближайших лет ожидается приход в сегмент кредитования малого бизнеса значительного числа банков.
Информация о работе Кредитование малого бизнеса: проблемы и пути их решения